Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хакимова А.Р.
судей Латыповой З.Г. Хайрутдинова Д.С.
с участием прокурора: Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Айдарове Р.Т.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Благовещенский район РБ на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2015 года, которым постановлено:
Иск Благовещенского межрайонного прокурора РБ к Администрации муниципального района адрес РБ, муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад адрес муниципального района адрес РБ об обязании обеспечить финансирование и установить в образовательной организации технические средства охраны, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан обеспечить финансирование муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан по установке технических средств охраны: системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан, расположенном по адресу: адрес, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан установить технические средства охраны: системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан, расположенном по адресу: адрес, в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией муниципального района адрес.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Благовещенский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с иском к Администрации муниципального района адрес РБ, МАДОУ Детский сад адрес муниципального района адрес РБ об обязании установить в образовательной организации технические средства охраны: систему видеонаблюдения и охранную сигнализацию в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад адрес муниципального района адрес РБ, расположенном по адресу: РБ, адрес, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование исковых требований указано, что Благовещенской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической укрепленности образовательных учреждений района. В ходе проверки установлено, что образовательное учреждение осуществляет деятельность на основании Устава, согласно которому имущество Учреждения является муниципальной собственностью муниципального района адрес Республики Башкортостан и передается учреждению на праве оперативного управления. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования муниципальный район адрес Республики Башкортостан осуществляет администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан. Согласно представленной информации Министерства внутренних дел по адрес о результатах проверки технической укрепленности и обеспечения безопасности на объектах образования республики, а также акта проверки от дата здание муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан, расположенное по адресу: адрес не оснащено техническими средствами охраны. Отсутствие системы телевизионного наблюдения и системы сигнализации, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения в образовательном учреждении делает затруднительным своевременное выявление на территории Учреждения посторонних лиц и принятие мер по предупреждению и пресечению террористических актов. Установка систем телевизионного наблюдения и охранной сигнализации не связана с реконструкцией или капитальным ремонтом зданий и входит в систему профилактических мер, направленных на противодействие терроризму и по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Истец, с учетом уточненных исковых требований, указав в качестве третьего лица Муниципальное казенное учреждение Управление образования муниципального района адрес Республики Башкортостан, просил:
Обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан обеспечить финансирование муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения" детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан по установке технических средств охраны: системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан, расположенном по адресу: адрес, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан установить технические средства охраны: системы телевизионного наблюдения и сигнализации в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад адрес муниципального района адрес Республики Башкортостан, расположенном по адресу: адрес, в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией муниципального района адрес.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе адрес ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование жалобы указано, что законодательством не конкретизируются полномочия Администрации муниципального района адрес РБ как органа местного самоуправления по осуществлению мероприятий по противодействию терроризму. Объем финансирования и выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз. Муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Для реализации указанных полномочий Администрацией утверждена муниципальная программа "По профилактике терроризма, экстремизма и правонарушений, противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, а также злоупотреблению спиртными напитками, борьбе с преступностью в муниципальном районе адрес РБ на 2015-2017 годы". В систему мероприятий включены мероприятия по установке камер видеонаблюдения внутри муниципальных образовательных учреждений. Срок реализации указанной программы рассчитан на 2015-2017 года. Федеральный закон от 06.03.2006г. N35-Ф3 "О противодействии терроризму" конкретных мер по установке систем видеонаблюдения в муниципальных образовательных учреждениях данный не содержит. Также ответчик считает, что денежные средства планируются и закладываются учреждением самостоятельно в пределах выделенных субвенций. Законодатель не предусматривает обязанность по оборудованию учреждений системами видеонаблюдения, и дополнительному финансированию. Учитывая, что Администрация во исполнении действующего законодательства не бездействует, и в пределах своей компетенции, в целях охраны здоровья обучающихся и работников, соблюдает предусмотренные законом нормы и правила, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации муниципального района адрес РБ -Тумакова С.Т. просила решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, прокурор Фахретдинова Ю.Ю. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, адрес проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в МАДОУ Детский сад адрес муниципального района адрес РБ, в ходе которой установлено, что здание МАДОУ Детский сад адрес муниципального района адрес РБ по адресу: РБ, адрес не оснащено техническими средствами охраны, а именно системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией, что подтверждается актом проверки от дата (л.д. 6).
Из объяснений заведующей МАДОУ Детский сад адрес муниципального района адрес РБ Диановой Л.А. от дата следует, что она работает заведующим образовательного учреждения с 2011 года. По настоящее время здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: РБ, адрес не оснащено техническими средствами охраны, а именно системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией, так как нет денежных средств на указанные цели, муниципальным районом адрес РБ финансовые средства на указанные цели до настоящего времени не выделялись. В случае появления соответствующих денежных средств обязуется оснастить вверенное ему образовательное учреждение техническими средствами охраны, а именно: системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией (л.д. 9).
Удовлетворяя исковые требования адрес, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 2 ФЗ от 06 марта 2006 год N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ч. 13 ст. 30 ФЗ от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п.6.44 Свода правил "Общественные сооружения и здания" СП 118.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, п. 5.39 СНиП 31-06-2009, ст. 28, 41 ФЗ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", Уставом МАДОУ Детский сад адрес муниципального района адрес РБ, приказом от 11 ноября 2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", п.6.1 ч.1 ст. 15 ФЗ от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", исходил из того, что образовательное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное учреждение, расположено на территории адрес РБ, учредителем данного Учреждения является муниципальное образование; функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования муниципальный район адрес Республики Башкортостан осуществляет адрес; орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем образовательного учреждения, обеспечивает финансирование работ в этой области; выполнение обязанности по участию в профилактике терроризма и экстремизма направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц; доказательств невозможности оборудования зданий, в которых располагается образовательное учреждение, техническими средствами охраны: системой телевизионного наблюдения и сигнализацией, суду ответчиками не представлено.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Исходя из содержания п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п.2 ч.3 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п.6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-200", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.
Пунктом "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с Уставом МАДОУ Детский сад адрес муниципального района адрес РБ, функции и полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования осуществляет администрация муниципального района адрес РБ.
Из приведенных норм права и положений Устава МАДОУ Детский сад адрес муниципального района адрес РБ следует, что орган местного самоуправления - адрес - обязана финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Такими мероприятиями является установка систем видеонаблюдения, сигнализации.
Учитывая изложенное, по мнению судебной коллегии, требования прокурора об обязании адрес обеспечить финансирование МАДОУ Детский сад адрес муниципального района адрес РБ по установке технических средств охраны, обязании МАДОУ Детский сад адрес муниципального района адрес РБ установить технические средства охраны с момента выделения денежных средств обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
При этом судебная коллегия исходит из того, что в силу требований закона образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
При этом законодательством не конкретизируются полномочия администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан как органа местного самоуправления по осуществлению мероприятий по противодействию терроризму, объем финансирования и выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений. адрес рекомендации законодателя предусмотреть средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты не исполняются.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение суда основано на нормативно-правовых актах, содержащих общие понятия и рекомендации относительно оснащения общеобразовательных учреждений системами видеонаблюдения и сигнализации, необоснован.
Как видно из указанных выше норм права, они содержат императивные предписания, как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления.
Доводы жалобы ответчика о том, что в целях минимизации совершения террористических актов адрес уже предпринят ряд мер, направленных на защиту от преступных посягательств, судебной коллегией отклоняются, поскольку отсутствие постоянного видеонаблюдения и сигнализации не обеспечивает контроль и предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии законных оснований к отмене или изменению состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий А.Р. Хакимов
Судьи З.Г. Латыпова
Д.С. Хайрутдинов
Справка: Судья Кондрашов М.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.