Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Белоногого А.В., Чуфистова И.В.
при секретаре
Кузиной Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-358/2015 по апелляционной жалобе Платонова Д. А. на решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2015 года, постановленное по заявлению Платонова Д. А. о признании незаконным приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации N ... от 10 декабря 2014 года об аннулировании свидетельств авиационных специалистов.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., выслушав объяснения заявителя - Платонова Д.А. и его представителей - Дяченко С.Н. и Кузнецова Д.В., представителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации - Писареву О.В., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Платонов Д.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным приказ Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации N ... от 10 декабря 2014 года об аннулировании свидетельств авиационных специалистов, выданных Платонову Д.А., а именно двух свидетельств коммерческого пилота и свидетельство линейного пилота.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права заявитель просил суд обязать Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации включить оформленные на имя Платонова Д.А. свидетельство пилота коммерческой авиации N ... , выданное 18 апреля 2013 года; свидетельство пилота коммерческой авиации N ... , выданное 31 мая 2010 года; свидетельство линейного пилота N ... , выданное 03 октября 2013 года, в федеральную государственную информационную систему "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".
В обоснование требований заявитель указал, что у Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации отсутствуют полномочия по изданию приказа об аннулировании свидетельств авиационного персонала.
Кроме того, издание оспариваемого приказа обусловлено не прохождением Платоновым Д.А. надлежащего обучения, необходимого для получения свидетельств пилота коммерческой авиации, а затем линейного пилота. Между тем, заинтересованным лицом не учтено, что заявитель дважды прошел первоначальную летную подготовку, затем переподготовку пилотов коммерческой авиации и линейного пилота, имеет необходимые навыки и достаточное количество часов налета в дневное и ночное время суток.
Так, в 1987 году Платонов Д.А. прошел первоначальную летную подготовку в "ЮР.Л.1" по программе Курс учебно-летной подготовки спортивных авиационных организаций ДОСААФ на самолетах (КУЛП-САО-с86), получив Свидетельство авиационного спортсмена N ... от 16 сентября 1987 года и 3-й разряд по самолетному спорту. Продолжил летную подготовку в "ЮР.Л.2". 29 апреля 1988 года ему присвоен 2-й разряд по самолетному спорту, а 07 августа 1994 года - 1-й разряд по самолетному спорту. С09 сентября 1995 года - кандидат в мастера спорта по самолетному спорту, о чем сделаны отметки в Свидетельстве N ... , выданном 16 сентября 1987 года.
" ... " 1994 года окончил "Учебное заведение".
В период с 1993 по 1998 Платонов Д.А. являлся летчиком-
инструктором (на общественных началах) в "ЮР.Л.3". С "дата" 2008 года работал " ... " в "ЮР.Л.4", а с "дата" 2009 года - летчиком-инструктором в "ЮР.Л.5", о чем имеются записи в трудовой и летной книжках.
Платонов Д.А. имеет Свидетельство авиационного специалиста Государственной авиации N N ... от 23 сентября 2008 года.
В период работы в "ЮР.Л.3" с "дата" 2008 года по "дата" 2008 года прошел курс обучения в "ЮР.Л.6" по программе переподготовки пилотов коммерческой авиации, что подтверждается свидетельством N ...
В период с "дата" 2009 года по "дата" 2009 года Платонов Д.А. прошел подготовку в "ЮР.Л.7" (Сертификат АУЦ N ... действовал до 24 мая 2012 года) по программе подготовки пилот-любитель, утвержденной Министерством Транспорта Российской Федерации ФАВТ 25 мая 2009 года, что подтверждает Свидетельство N ... от 04 сентября 2009 года. По результатам обучения получил свидетельство пилота-любителя серии N ... , выданное Территориальной квалификационной комиссией Северо-Западного Межрегионального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации ( далее-ТКК СЗ МТУ ВТ ФАВТ) от 20 ноября 2009 года, протокол N ... от 20 сентября 2009 года.
Таким образом, в период с 1987 года по 2009 год Платонов Д.А. дважды прошел первоначальную летную подготовку и имел общий налет 2 573 часа.
В 2009-2010 года Платонов Д.А. прошел переподготовку пилотов "самолет многодвигательный сухопутный" в "ЮР.Л.7" по программе, утвержденной Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации 25 мая 2009 года.
31 мая 2010 года на основании диплома о высшем образовании, свидетельства пилота-любителя, курсов повышения квалификации по программе коммерческих пилотов, с учетом необходимо налета, заявителю выдано свидетельство коммерческого пилота серии N ... , протокол N ... высшей квалификационной комиссии Гражданской авиации от 31 мая 2010 года.
На основании протокола N ... Территориальной квалификационной комиссии СЗ МТУ ВТ ФАВТ РФ от 29 декабря 2010 года Платонов Д.А. получил дубликат N ... Свидетельства коммерческого пилота серии N ... взамен испорченного.
В период с "дата" 2011 года по "дата" 2012 года Платонов Д.А. прошел курсы переподготовки пилота на ВС Ан-148 в "ЮР.Л.8", и ему присвоена квалификация "Второй пилот".
03 октября 2013 года заявителю присвоена квалификация линейного пилота ГА и выдано Свидетельство линейного пилота серии N ... УЛЭ ФАВТ (Росавиация).
В период с "дата" 2013 года по "дата" 2014 года Платонов Д.А. в "ЮР.Л.9" прошел курсы переподготовки членов летного экипажа на самолет AIRBUS-318/319/320/321, и ему присвоена квалификация "Второй пилот".
В декабре 2014 года заявитель прошел курсы переподготовки на Командира воздушного самолета А-319/320/321.
С учетом изложенного, заявитель считает, что он в период с 1987 года по 2014 года в установленном порядке прошел обучение по избранной специальности и подготовку специалиста авиационного персонала гражданской авиации в сертифицированных авиационных учебных центрах. Поэтому Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1730-р об утверждении перечня федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росавиации, в которых необходимо пройти обучение и подготовку специалистов авиационного персонала гражданской авиации, в том числе и заявителю, для последующего получения свидетельств коммерческого пилота и линейного пилота, на Платонова Д.А. не распространяется.
Также, по мнению заявителя, к нему не применимо Распоряжение Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 02 августа 2006 года N АЮ-241-р об утверждении программы подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждения гражданской авиации Российской Федерации, поскольку утвержденная программа предназначена для подготовки пилотов коммерческой авиации, не имеющих предшествующего летного опыта, в то время как у заявителя летный опыт с 1987 года.
Принимая во внимание наличие у заявителя специального образования, окончание курсов повышения квалификации и переквалификации, необходимого налета, а также получение в установленном порядке свидетельств коммерческого пилота и линейного пилота, у Росавиации, по мнению Платонова Д.А., не имелось оснований для аннулирования перечисленных выше свидетельств коммерческого пилота и линейного пилота по основаниям предоставления Платоновым Д.А. недостоверных сведений и (или) использования подложных документов.
Решением Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Платонов Д.А., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просил решение отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив заявление в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции заявитель и его представители, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель Росавиации, полагая решение суда законным, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав доказательства по делу, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что 19 ноября 2014 года в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации поступило письмо руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации (СК России) от 17 октября 2014 года N ... , в котором указано, что в ходе расследования уголовного дела N ... об авиакатастрофе "дата" 2013 года воздушного судна " ... ", под управлением экипажа авиакомпании " ... " выявлены обстоятельства, создающие реальную угрозу жизни граждан и безопасности полетов, требующих принятия скорейших мер к их устранению. А именно, установлено, что печати и подписи в свидетельстве пилота коммерческой авиации Командира указанного воздушного судна, на основании которого он впоследствии переучен и допущен до управления воздушным судном типа "Боинг", являются поддельными. Бланк свидетельства, датированный 2008 годом, числился в Росавиации как выданный в 2009 году учебному центру, прекратившему свою деятельность за 3 месяца до получения бланков. Аналогичным образом Росавиацией выдано еще 215 бланков свидетельств пилотов, не менее 135 из которых в настоящее время используются пилотами, в том числе ведущих авиакомпаний Российской Федерации.
К данному письму руководителя Следственного комитета России приложен список пилотов на 7 листах, имеющих и использующих свидетельства пилотов, изготовленные на вышеуказанных бланках. Среди прочих пилотов, под номерами N ... и N ... в списке числится заявитель Платонов Д.А., имеющий свидетельство пилота коммерческой авиации N ... , выданное 18 апреля 2013 года; свидетельство пилота коммерческой авиации N ... , выданное 31 мая 2010 года.
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2014 года N ... на основании пункта 5.4.12 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 30 июля 2004 года N 396 и письма Следственного комитета Российской Федерации от 17 октября 2014 года N ... , аннулированы свидетельства пилотов, перечисленные в приложении к настоящему приказу за указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах на выдачу свидетельства авиационного специалиста. Свидетельства пилотов, указанные в приложении к приказу исключены из федеральной государственной информационной системы "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".
В Приложении к оспариваемому приказу Росавиации указано на аннулирование свидетельств, выданных Платонову Д.А.: свидетельство пилота коммерческой авиации N ... , выданное 18 апреля 2013 года, свидетельство пилота коммерческой авиации N ... , выданное 31 мая 2010 года, свидетельство линейного пилота N ... , выданное 03 октября 2013 года.
Приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N ... внесены изменения в приказ от 10 декабря 2014 года N ... , а именно в приложении к приказу "Свидетельства пилотов, подлежащие аннулированию", абзац 44 изложен в следующей редакции: Платонов Д. А., "дата" года рождения, свидетельство пилота коммерческой авиации N ... , выданное 29 декабря 2010 года, свидетельство пилота коммерческой авиации N ... , выданное 31 мая 2010 года, свидетельство линейного пилота N ... , выданное 03 октября 2013 года".
Отказывая в удовлетворении заявления Платонова Д.А. и оценивая приказ Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2014 года N ... в редакции приказа от 28 апреля 2015 года N ... , как законный, суд первой инстанции указал, что оспариваемый приказ издан уполномоченным органов в пределах своей компетенции. Поскольку в нарушение требований ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации заявитель не прошел подготовку специалистов авиационного персонала гражданской авиации по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации, т.е. Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации, в образовательных учреждениях, перечисленных в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1730-р, то Платонов Д.А. не соответствует требованиям, предъявляемым Федеральными авиационными правилами N 147 от 12 сентября 2008 года к членам летного экипажа, в том числе к коммерческим пилотам и линейным пилотам, которые помимо установленного налета на самолете должны пройти курс подготовки в порядке, определенном ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, по окончании которого получить свидетельство коммерческого пилота и свидетельство линейного пилота. В отсутствие документов, подтверждающих обучение заявителя в образовательных учреждениях, перечисленных в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1730-р, имеющиеся у него свидетельства коммерческого пилота и линейного пилота не являются действительными, а потому обоснованно и законно аннулированы.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции.
Пунктом 5 раздела II Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396, и абзацем 3 пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 года N670, Федеральному агентству воздушного транспорта предоставлено право аннулировать свидетельства, выданные на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.
Федеральное агентство воздушного транспорта возглавляет руководитель, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства
Таким образом, полномочия по аннулированию свидетельств авиационного персонала отнесены Правительством Российской Федерации к ведению Росавиации.
Довод апелляционной жалобы о том, что лишение заявителя специального права производится только на основании вступившего в законную силу решения (или приговора) суда, основан на ошибочном толковании действующего законодательства.
Специальный порядок аннулирования документов на основании судебного акта применяет в случае прямого указания об этом законодателем в нормативных или ненормативных правовых актах. Между тем, вышеприведенными положениями Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396 и от 06 августа 2013 года N670 право Росавиации на аннулирование свидетельств, выданных на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах, не поставлено в зависимость от разрешения этого вопроса в судебном порядке. Следовательно, Росавиация вправе самостоятельно принять решение об аннулировании ранее выданного свидетельства по основаниям, изложенным в пункте 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации. Суд лишь проверяет обоснованность такого решения Росавиации в случае оспаривания его заинтересованным лицом в судебном порядке.
Согласно статье 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (часть 1 статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
Пунктом 1.2 Приказа Минтранса России от 12 сентября 2008 года N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (далее - ФАП N147 от 12 сентября 2008 года) коммерческий пилот и линейный пилот относятся к лицам авиационного персонала.
Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям ФАП N 147 от 12 сентября 2008 года и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 указанных Правил).
В разделах IV и VI ФАП N 147 от 12 сентября 2008 года содержатся требования, предъявляемые к обладателю свидетельства коммерческого пилота и линейного пилота.
Так, в соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 4.3. ФАП N 147 от 12 сентября 2008 года обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационными отметками о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет на самолете не менее 200 ч. или 150 ч. в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 ч налета на тренажере; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях.
Согласно подпунктов "а", "б" пункта 6.3. ФАП N 147 от 12 сентября 2008 года обладатель свидетельства линейного пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет не менее 1500 ч. в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 100 часов налета на тренажере; кандидат должен пройти подготовку на самолете с двойным управлением, которая требуется для получения свидетельства коммерческого пилота и квалификационной отметки о допуске к полетам по приборам или для получения свидетельства пилота многочленного экипажа.
Таким образом, положениями ФАП N 147 от 12 сентября 2008 года для получения свидетельств коммерческого пилота, а впоследствии линейного пилота установлена обязанность кандидата пройти курс профессиональной подготовки по утвержденной программе.
Обязанность специалистов гражданской авиации пройти профессиональное обучение для получения свидетельств пилота-любителя, а затем пилота коммерческой авиации, линейного пилота также установлена введенным в действий с 01 сентября 1989 года Положением о классификации специалистов гражданской авиации, которое утверждено 19 декабря 1988 года N 44/И Министром гражданской авиации СССР и действует по настоящее время.
Согласно пункта 5.2., пунктов 5.2.1. и 5.2.2. указанного Положения о классификации специалистов гражданской авиации свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано:
- лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") и "эксплуатация воздушного транспорта и УВД" (специализация "инженер-пилот");
- пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре;
- пилотам-любителям, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре, отвечающим установленным настоящим Положением требованиям по налету.
Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных целей.
В соответствии с пунктом 5.3.2., подпунктом 5.3.2.1. свидетельство линейного пилота присваивается лицам закончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом летных учебных заведениях по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" ("летная эксплуатация ВС" по ранее действовавшему классификатору)" и "эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением" или "эксплуатация воздушного транспорта" - по ранее действовавшему классификатору (специализация "пилот", "инженер-пилот") или имеющим диплом об окончании летного учебного заведения другого ведомства и переподготовку (повышение квалификации) для полетов в гражданской авиации.
До принятия и вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливающего правовые основания использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области гражданской авиации, и до принятия 12 сентября 2008 году ФАП N 147, 08 апреля 1985 года приказом Министерства гражданской авиации СССР N 77 утверждены "Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА N 85)" (документ веден в действие с 01 декабря 1985 года, утратил силу 09 ноября 2009 года).
Наставлениями по производству полетов в гражданской авиации СССР (далее-Наставление) установлено, что профессиональная подготовка летного состава проводится в целях достижения уровня знаний, навыков и умений, обеспечивающего высокую безопасность, регулярность, экономическую эффективность полетов, а также своевременные и правильные действия членов экипажей в особых случаях и аварийных ситуациях.
В соответствии с п. 3.3.3 Наставлений первоначальная подготовка летного состава проводится в летных учебных заведениях гражданской авиации в соответствии с учебными планами и программами, утверждаемыми Министерством гражданской авиации.
Согласно п. 4.2.2 Руководства по организации летной работы в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 29 января 1987 года N 25 (документ введен в действие 01 июля 1987 года, утратил силу 09 ноября 2009 года) первоначальная подготовка пилотов осуществляет в высших и средних летных училищах гражданской авиации.
Следовательно, как до вступления в действие Воздушного кодекса Российской Федерации и ФАП N 147, так и после этого свидетельство авиационного специалиста выдается лицам, прошедшим полный курс обучения в летных учебных заведениях гражданской авиации.
Согласно части 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Положения части 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации согласуются с пунктом 5.4.10 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396, которым к полномочиям Федерального агентства воздушного транспорта отнесено утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1730-р к ведению Росавиации отнесены следующие государственные образовательные учреждения: ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", ФГОУ СПО "Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени П.Ф. Еромасова", ФГОУ СПО "Краснокутское летное училище гражданской авиации", ФГОУ СПО "Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации".
Подготовку в образовательных учреждениях гражданской авиации в период с 1987 года по 2004 год, или с 2004 года в учреждениях, перечисленных в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1730-р, Платонов Д.А. не прошел. Следовательно, на момент выдачи заявителю свидетельств коммерческого пилота и линейного пилота у него отсутствовало необходимое образование для получения таких свидетельств, поскольку им не пройден полный курс обучения в одном из высших учебных заведений гражданской авиации с присвоением квалификации "пилот". В связи с этим Росавиацией обоснованно признана незаконной выдача заявителю свидетельств коммерческого пилота и линейного пилота.
Довод апелляционной жалобы Платонова Д.А. о прохождении первоначальной летной подготовки в 1987 году в "ЮР.Л.1" и получение им свидетельства авиационного спортсмена, а также наличие у Платонова Д.А. диплома серии N ... об окончании "дата" 1994 года "Учебное заведение", с присвоением квалификации " ... ", последующее прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки не может расцениваться в качестве необходимой профессиональной и летной подготовки, прохождение которой обязательно для получения свидетельства коммерческого пилота и свидетельства линейного пилота.
Так, статьей 12 Воздушного кодекса СССР, действовавшего в период обучения Платонова Д.А. в авиационно-спортивном клубе ДОСААФ, установлено, что к гражданским воздушным судам не относятся суда Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР).
Следовательно, обучение в ДОСААФ, прохождение курсов повышения квалификации, летная подготовка в спортивных организациях не являются необходимой профессиональной подготовкой и не заменяют обучение в учебных заведениях гражданской авиации, позволяющее получить свидетельство авиационного специалиста и осуществлять функции авиационного персонала, в том числе коммерческого пилота и линейного пилота.
С 01 августа 1999 года введены в действие Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденные Приказом Федеральной авиационной службы России от 29 января 1999 года N 23.
Пунктом 2 указанных Правил установлено, что авиационным учебным центром (далее-АУЦ) является образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами.
Таким образом, АУЦ осуществляет подготовку/переподготовку действующих пилотов, т.е. лиц окончивших полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") и "эксплуатация воздушного транспорта и УВД" (специализация "инженер-пилот").
К АУЦ могут относиться образовательные учреждения всех организационно - правовых форм собственности - региональные авиационные учебные центры (РАУЦ); центр подготовки авиационного персонала (ЦПАП); структурные подразделения дополнительного профессионального образования в высших и средних учебных заведениях, а также авиационных предприятий и авиакомпаний.
Вместе с тем, учитывая, что при поступлении "дата" 2008 года в "ЮР.Л.6" Платонов Д.А. не являлся пилотом гражданской авиации, т.к. не прошел обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении, то один лишь факт успешного окончания "дата" 2008 года "ЮР.Л.6" не означает соответствие Платонова Д.А. нормам ФАП N147 от 12 сентября 2008 года и не свидетельствует о возможности допуска его к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна.
Следовательно, ФАП N 147 от 12 сентября 2008 года не применим к лицам не прошедшим подготовку в образовательных учреждениях утвержденных Росавиацией, по программам подготовки, утвержденным Росавиацией и не имеющим свидетельства авиационного специалиста выданного Росавиацией.
Таким образом, решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга о законности приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации N 809 от 10 декабря 2014 года об аннулировании свидетельств авиационных специалистов основано на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, подробной и всесторонней оценке исследованных доказательств и правильном толковании вышеприведенных правовых норм, и в связи с этим отмене не подлежит.
Руководствуясь частью 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кронштадтского районного суда Санкт-Петербурга от 14 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.