Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Романовой Е.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске
дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
УСТАНОВИЛ:
30 мая 2006 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З N 712-III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон РС (Я)), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 47, 27.06.2006, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 31, 01.08.2006.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В обоснование заявления указано, что согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 1 Закона РС (Я) органы местного самоуправления наделены полномочиями соответственно по:
содержанию, воспитанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе полного государственного обеспечения в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящемся в ведении Республики Саха (Якутия);
обеспечению выпускников всех типов образовательных организаций из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), приезжающих в эти образовательные организации в каникулярное время, выходные и праздничные дни, бесплатным питанием и проживанием на период их пребывания в данных образовательных организациях;
обеспечению выпускников образовательных организаций, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в профессиональных образовательных организациях, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, установленном законодательством Республики Саха (Якутия).
По мнению прокурора, вышеприведенные правовые положения регионального законодательства не соответствуют пунктам 3 и 7, абзацу 2 пункта 8, абзацу 2 пункта 10 статьи 6, пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которыми указанные меры социальной поддержки предоставляются не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, прокурором указывается на то, что вследствие исключения из отдельных государственных полномочий, определенных в пунктах 1, 2, 3 статьи 1 Закона РС(Я), предоставление социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пункт 1 Методики определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданных им отдельных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение N2 к Закону РС (Я)) при расчете объема субвенции по каждому муниципальному образованию не учитывает объем затрат на данную категорию лиц.
Требования прокурора основаны также на том, что названная Методика предусматривает порядок расчета одного жилого помещения, учитываемого при расчете субвенции, предусмотренных в государственном бюджете РС(Я) i-му муниципальному образованию на финансирование расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (Ri). При этом расчетная потребность в средствах государственного бюджета республики на финансирование данных расходов рассчитывается исходя из объема средств, предусмотренных в государственном бюджете республики на очередной финансовый год (R) и удельного веса численности (ni), а не фактической численности данных лиц.
Данные положения пункта 1 Методики, по мнению прокурора, противоречат части 2 статьи 132 Конституции РФ, части 5 статьи 19 Федерального закона N131-Ф3, части 1 статьи 85, части 3 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ, а также правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 23.04.2004 N 9-П и в Определении от 08.02.2007 N322-0-П, по вопросу того, что объем финансовых средств, предусмотренный законом о бюджете должен соотноситься с фактической численностью граждан соответствующей категории.
В судебном заседании прокурор Посельский Ф.В. требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить, признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 1, 2, 3 статьи 1 Закона РС (Я), а также пункт 1 Методики определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданных им отдельных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение N 2 к Закону РС (Я)).
Суду при этом пояснил, что частичное воспроизведение норм федерального закона в региональном нормативном правовом акте, принятом по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, влечет противоречие данного акта законодательству большей юридической силы, поскольку устанавливает иное правовое регулирование.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 12.01.2015 года N ... , в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился. Суду пояснил, что содержание пунктов 1, 2, 3 статьи 1 Закона РС (Я) предусматривает предоставление необходимых социальных гарантий такой категории лиц как выпускники образовательных организаций из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что предполагает социальную поддержку также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
30 мая 2006 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З N 712-III принят Закон Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 47, 27.06.2006, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 31, 01.08.2006.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По правилам пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.
Согласно пункту 7 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в эти организации, по решению их органов управления могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.
Из содержания абзаца 2 пункта 8 той же нормы Федерального закона следует, что выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по основным образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по основным образовательным программам по очной форме за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов по основным образовательным программам, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплаты проезда к месту лечения и обратно.
В силу части 5 статьи 66 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Следовательно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, продолжившие получение среднего общего образования после достижения 18 лет, являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеют право на получение дополнительных гарантий, предусмотренных на федеральном уровне.
Между тем, по смыслу пунктов 1, 2 и 3 статьи 1 Закона РС (Я) соответствующие меры социальной поддержки в виде полного государственного обеспечения до завершения обучения; обеспечения бесплатным питанием и проживанием на период пребывания в данных образовательных организациях в каникулярное время, выходные и праздничные дни; обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием при окончании обучения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Системный анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что пункты 1, 2 и 3 статьи 1 Закона РС (Я) в противоречие федеральному законодательству не содержат указания на предоставление соответствующих мер социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Такая редакция оспариваемых правовых норм субъекта Российской Федерации по сути умаляет установленные на федеральном уровне гарантии названных лиц, что недопустимо в отношении предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следовательно, требования прокурора, касающиеся оспаривания пунктов 1, 2 и 3 статьи 1 Закона РС (Я), правомерны и подлежат удовлетворению.
Статьей 6 Закона РС (Я) установлено финансовое обеспечение органов местного самоуправления для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий за счет субвенций из бюджета республики на очередной финансовый год. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) определяется по прилагаемой к Закону РС (Я) Методике определения общего объема субвенций (далее - Методика).
Пунктом 1 Методики определена формула объема субвенций по каждому муниципальному образованию РС(Я) в расчете на год (Si) для каждого (i-ro) муниципального образования Республики Саха (Якутия).
Вследствие исключения из отдельных государственных полномочий, определенных в пунктах 1, 2, 3 статьи 1 Закона РС(Я), предоставление социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при расчете объема субвенции по каждому муниципальному образованию Методикой не учитывается объем затрат на данную категорию лиц.
Так, норматив материальных затрат в расчете на год на содержание одного воспитанника в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающий расходы на организацию воспитательно-образовательного процесса, спортивно-оздоровительных и массовых мероприятий, обучения на курсах, питания, медицинского, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания (Ci), учитывает только численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на соответствующий финансовый год (Ni).
Норматив материальных затрат на обеспечение одного выпускника образовательной организации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных организациях профессионального образования, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием (Mi), также не предусматривает количество лиц данной категории в численности выпускников образовательных организаций (Di).
Аналогично, при расчете реальной потребности (Kpi) и средней стоимости (Pi) бесплатного проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатного проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы не учтены затраты на данную категорию лиц при исполнении государственных полномочий.
Следовательно, пункт 1 Методики в отсутствие положений, регулирующих предоставление соответствующих мер социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, противоречит вышеизложенным положениям федерального законодательства.
Кроме того, Методика предусматривает порядок расчета потребности в средствах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансирование расходов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Соответствующая формула, изложенная в Методике, предполагает применение удельного веса численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в i-м муниципальном образовании Республики Саха (Якутия) в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в Республике Саха (Якутия).
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями только при условии передачи им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, что закреплено в части 2 статьи 132 Конституции РФ, а также в подпункте 24 пункта 2, пункте 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", устанавливающим во взаимосвязи возможность наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей- сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены положения о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с названным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (часть 5 статьи 19).
Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать в том числе способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий (пункт 3 части 6 статьи 19).
В соответствии с частью 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, в том числе субвенции местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ.
Согласно части 3 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Сравнительный анализ вышеприведенных положений федерального законодательства и оспариваемой региональной правовой нормы дает основания полагать, что пункт 1 Методики противоречит части 2 статьи 132 Конституции РФ, части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3, части 1 статьи 85, части 3 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ, так как расчетная потребность в средствах государственного бюджета республики на финансирование указанных расходов рассчитывается, исходя из объема средств, предусмотренных в государственном бюджете республики на очередной финансовый год и удельного веса численности, а не фактической численности лиц, в отношении которых осуществляются меры социальной поддержки.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 23.04.2004 N 9-П и в Определении от 08.02.2007 N 322-0-П, объем финансовых средств, предусмотренный законом о бюджете должен соотноситься с фактической численностью граждан соответствующей категории. При этом данный закон создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление средств, материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. Закон о бюджете не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, затрагивающих расходы, и тем более - лишать их юридической силы. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
В нарушение названных федеральных норм установленная оспариваемым Законом РС (Я) Методика расчета общего объема субвенций, представляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия, не предусматривает фактической потребности для исполнения переданных полномочий, так как предполагает применение величины удельного веса лиц соответствующей категории.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемые положения Закона РС (Я) предусматривают предоставление необходимых социальных гарантий такой категории лиц как выпускники образовательных организаций из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что само по себе предполагает социальную поддержку и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты судом.
Между тем, статья 1Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, в частности, такие понятия, как:
дети-сироты;
дети, оставшиеся без попечения родителей;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации.
Данные понятия являются самостоятельными правовыми положениями, определяют разные категории лиц, нуждающихся в социальной поддержке.
Таким образом, включая региональное законодательство в систему законодательства Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ), федеральный законодатель предоставляет органам государственной власти субъекта Российской Федерации право на принятие нормативных правовых актов по установлению дополнительных видов социальной поддержки для данной категории лиц. Однако, при этом сохраняется необходимость соблюдения при установлении такой социальной поддержки соответствия правовых понятий, определяющих категории нуждающихся, тем понятиям, которые предусмотрены федеральным законодательством, иное означало бы неопределенность в отношении круга лиц, подлежащих социальной защите.
Поскольку содержащееся в оспариваемых положениях Закона РС (Я) понятие выпускников образовательных организаций из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вызывает неоднозначное толкование по вопросу определения лиц, нуждающихся в социальной поддержке по сравнению с вышеприведенными положениями федерального законодательства, суд не может согласиться с доводами заинтересованного лица о соответствии региональных норм Федеральному закону от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений Закона РС (Я) недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в законную силу решения суда пункты 1, 2, 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части отсутствия положений по предоставлению лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей полного государственного обеспечения до завершения обучения; обеспечению бесплатным питанием и проживанием на период их пребывания соответствующих образовательных организациях в каникулярное время, выходные и праздничные дни; обеспечению одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием при окончании обучения.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1 Методики определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданных им отдельных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащейся в приложении N 2 к Закону Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-З N 711-III.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А.Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 10.08.2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.