Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Аносовой Е.Н.,
судей Едигаревой Т.А., Мамаевой Н.А.,
при секретаре Халявиной В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 12 августа 2015 года дело по апелляционной жалобе Департамента финансов Кировской области на решение Унинского районного суда Кировской области от 04 июня 2015 года, которым постановлено: исковые требования прокурора Унинского района Кировской области в интересах Карачевой Н.Ю. к Департаменту финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг - удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации "Кировская область" в пользу Карачевой Н.Ю. денежные средства в сумме "данные изъяты". в счет возмещения расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения за период с "дата" по "дата", в удовлетворении остальной части иска прокурора Унинского района Кировской области к Департаменту финансов Кировской области - отказать.
В удовлетворении искового заявления прокурора Унинского района Кировской области в интересах Карачевой Н.Ю. к муниципальному образованию Унинский муниципальный район Кировской области в лице администрации Унинского района о взыскании с МУ "Администрация Унинского района Кировской области" в пользу Карачевой Н.Ю. денежных средств в счет возмещения расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения за период с "дата" по "дата" - отказать.
Заслушав доклад судьи Едигаревой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Унинского района обратился в суд с иском в интересах Карачевой Н.Ю. к Департаменту финансов Кировской области, МО "Унинский муниципальный район" в лице администрации МО "Унинский муниципальный район Кировской области" в котором указал, что Карачева Н.Ю. проживает в поселке городского типа по адресу: "адрес". Работает в должности медицинской сестры КОГБУЗ " "данные изъяты"" с "дата". До 01.01.2005 Карачева Н.Ю. пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 2005 г. ей выплачивалась частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. Частичная компенсация коммунальных платежей за счет средств областного бюджета с "дата" по "дата" составила "данные изъяты" руб. Просил взыскать с Департамента финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации "Кировская область", муниципального образования Унинский муниципальный район Кировской области в лице администрации Унинского района в пользу Карачевой Н.Ю. затраты, понесенные на оплату коммунальных услуг: отопление и освещение жилого помещения за период с "дата". по "дата", в размере "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Департамент финансов Кировской области с решением суда не согласен, обратился с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы указывает, что если работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005, то это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, установленном федеральными законами до 01.01.2005. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005. Факты пользования медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, коммунальными льготами до 01.01.2005 должны быть подтверждены допустимыми доказательствами (документами, представленными организациями, обслуживающими жилые помещения, местными органами власти). Ответчик не согласен с выводами суда о возложении на Департамент финансов Кировской области обязанности возместить Карачевой Н.Ю. расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг. Финансирование предоставления льгот производится за счет субвенций из федерального бюджета. Передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, а при недостаточности таких средств взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.
В возражениях на жалобу прокурор Унинского района Кировской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав прокурора Новикову И.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением.
Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указанная норма закона признана утратившей силу, ст. 62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Законом Кировской области от 03.11.2004 N 267-ЗО "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области"фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Он составил ежемесячно в в 2012 - 488 руб., в 2013 - 561 руб., в 2014 - 628 руб.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.
Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ, предопределяющей развитие законодательства в сфере социальной защиты и государственной поддержки граждан, а также содержание соответствующих правовых норм, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Из анализа указанных правовых норм следует, что юридически значимым обстоятельством для дела является выяснение обстоятельства пользования истца, как медицинского работника областного государственного медицинского учреждения льготами по предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением в период до 01 января 2005 года.
В судебном заседании установлено, что Карачева Н.Ю. зарегистрирована и проживает совместно с членами своей семьи в поселке городского типа "адрес"
С "дата" Карачева Н.Ю. работает в "данные изъяты" (с "дата" - Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения " "данные изъяты"") в должности медицинской сестры, где работает по настоящее время в должности главной медицинской сестры.
Из Устава КОГБУЗ " "данные изъяты"", утвержденного "дата", а также из решения Унинской районной Думы Кировской области четвертого созыва от "дата" N, следует, что с "дата" года изменилась организационно-правовая форма МБЛПУ " "данные изъяты"" на КОГБУЗ " "данные изъяты"". "данные изъяты" передана из муниципальной собственности в государственную собственность Кировской области.
По состоянию на "дата" Карачевой Н.Ю. предоставлялась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме, что подтверждается информацией КОГБУЗ " "данные изъяты"" от "дата" N, тарификационным списком работников на "дата", информацией о численности специалистов на "дата", сметой расходов "дата" г., отчетом об исполнении сметы расходов по бюджету на "дата", списком работников Унинской ЦРБ, получающих оплату льгот на коммунальные услуги в "дата".
По информации КОГБУЗ "Унинская ЦРБ" от "дата" N, Карачевой Н.Ю. выплачивалась частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг с 01.01.2005 по настоящее время. Согласно информации администрации Унинского городского поселения и КОГКУ "Межрайонное управление социальной защиты населения в Унинском районе" от "дата" Карачева Н.Ю. и члены ее семьи получателями мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг не являются.
Из договора купли-продажи от "дата" и дополнительного соглашения к договору купли-продажи от "дата" следует, что Карачева Н.Ю. приобрела жилой дом по адресу: "адрес", а также колотые дрова "данные изъяты" м3 на сумму "данные изъяты" рублей.
Согласно выпискам Кировского филиала ОАО " "данные изъяты"" из лицевого счета Карачевой Н.Ю. по адресу: "адрес", за период с "дата" по "дата" Карачева Н.Ю. оплатила электроэнергию в сумме "данные изъяты" руб., при этом сумма "данные изъяты" руб., указанная в выписке за "дата" является суммой переплаты Карачевой Н.Ю. за предыдущие месяцы, а сумма "данные изъяты" руб., указанная в следующей графе за "дата" и сумма в размере "данные изъяты" руб., указанная в графе за "дата", являются суммой оплаты за "дата" г., указанной в графе начисленных платежей в размере "данные изъяты" руб.
Согласно выпискам Кировского филиала ОАО " "данные изъяты"" из лицевого счета Карачевой Н.Ю. по адресу: "адрес", за период с "дата" по "дата" Карачева Н.Ю. оплатила электроэнергию в сумме "данные изъяты" руб.
Таким образом, за период с "дата" по "дата" Карачева Н.Ю. оплатила электроэнергию в общей сумме "данные изъяты" руб.
Всего, документально подтвержденные затраты, понесенные Карачевой Н.Ю. на оплату отопления и освещения за жилое помещение за период с "дата". по "дата" составили "данные изъяты" руб.
По информации КОГБУЗ " "данные изъяты"" от "дата" N, от "дата" N, ФИО6 выплачена частично компенсация расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение с "дата" г. "дата" г. в размере "данные изъяты" руб.
При указанных обстоятельствах, расходы Карачевой Н.Ю. по оплате за отопление и освещение занимаемого ей жилого помещения за период с "дата" по "дата" составили "данные изъяты" руб.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная Законом Кировской области N 267-ЗОвыплата компенсации является дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников и не лишает указанную категорию права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Выводы суда о возложении обязанности компенсировать понесенные истцом расходы на Департамент финансов Кировской области являютсяправильными и основаны на положениях ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, согласно которым решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно Уставу КОГБУЗ " "данные изъяты"", учреждение является некоммерческой организацией. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Кировская область. Функции и полномочия учредителя Учреждения выполняет Департамент здравоохранения Кировской области. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения выполняет орган по управлению государственной собственностью Кировской области (п. 1.5 - 1.6 Устава).
Согласно п. 1.1 Постановления Правительства Кировской области от 24.09.2008г. N 147/401 "Об утверждении положения о Департаменте финансов Кировской области", органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области.
Поскольку КОГБУЗ " "данные изъяты""находится в ведении субъекта РФ - Кировской области, у которой отсутствует правовой акт, устанавливающий меры социальной поддержки работников, находящихся в его ведении в объёме не ниже предоставлявшихся им до изменения законодательства, понесенные истцом убытки подлежат взысканию сДепартамента финансов Кировской области.
Аргументы жалобы о том, что истцом не представлено допустимых доказательств того, что она пользовалась указанной льготой до 01.01.2005 являются не состоятельными.
Из материалов дела следует, что истец по настоящее время работает в должности медсестры в КОГБУЗ " "данные изъяты"", проживала и проживает в сельской местности, представлены письменные доказательства, являющиеся допустимыми по данному делу, в связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводами суда и полагает, установленным факт пользования истцом льготой по оплате за коммунальные услуги и освещение до 01.01.2005 на основании действующего в то время законодательства, право пользования которой сохраняется за ней и после 01.01.2005.
Сохранение прежнего уровня социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере медицинских работников с "дата" предполагается при условии продолжения работы в медицинском учреждении в сельской местности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение законным и обоснованным, т.к. выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих изменение или отмену обжалуемого решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Унинского районного суда Кировской области от 04 июня 2015 года от 04 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.