Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего Поздняковой О.Ю.
судей: Волошиной Е.В., Герасимовой О.В.
при секретаре Гладких Ю.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 сентября 2015 года дело по иску Левкина А. А. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещения, признании права на получение государственного жилищного сертификата, по апелляционной жалобе ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 26 июня 2015 года,
заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения представителя Левкина А.А. - Тихомирова Д.В.,
УСТАНОВИЛА:
Левкин А.А. обратился в суд с иском к ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании права на получение государственного жилищного сертификата. В обоснование требований указал, что до 1996 года проходил службу в вооруженных силах РФ. Был уволен Приказом Командующего ВВС ТОФ N от 05.08.1996 года по ст. 49 ч. 2 п. "А" (в связи с организационно-штатными мероприятиями), выслуга лет составила в календарном исчислении - 17 лет 06 месяцев, в льготном исчислении - 30 лет 09 месяцев. При прохождении службы ему было предоставлено жилое помещение, которое при увольнении им было сдано в установленном законом порядке, при этом единовременную выплату для приобретения и (или) строительства жилья он не получал, государственный жилищный сертификат ему не выдавался. Иного жилого помещения по договору социального найма на территории РФ он не имеет. При обращении в адрес ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ по вопросу постановки на учет для получения ГЖС согласно Постановления Правительства РФ N 153 от 21.03.2006 года, ему в постановке на учет было отказано и рекомендовано обратиться в органы местного самоуправления. Поскольку он ранее состоял в списках, нуждающихся в жилье по месту службы в "данные изъяты", то при передаче дел в адрес ответчика должен был в этих списках и оставаться. Просит суд признать незаконным и необоснованным решение N от 06.04.2015 года ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, для получения в дальнейшем ГЖС. Обязать ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (составом семьи 1 человек, избранное место жительства г. Хабаровск), для получения ГЖС с момента обращения, а именно с 24.03.2015 года. Признать право Левкина А.А. на получение ГЖС.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 26.06.2015 года исковые требования Левкина А.А. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Востокрегионжилье" Сафаров Р.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что гражданин, уволенный с военной службы в запас до 1 марта 2005 года, должен быть обеспечен жилым помещением органами местного самоуправления, куда и следовало обратиться Левкину А.А. в период до 1 января 2005 года. Поскольку на момент подачи иска Левкин А.А. не являлся военнослужащим, а относится к категории граждан, уволенных с военной службы, то ссылка суда на Федеральный закон N 76-ФЗ от 27.05.1998 года "О статусе военнослужащих" не обоснована. Обеспечение жилым помещением по линии МО РФ за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания производится только для военнослужащих, уволенных после 01.01.2005 года. Так как Левкин А.А. в настоящее время не проживает в закрытом военном городке п.Монгохта, выехал из него, прописан и проживает в Московской области, основания для обеспечения его жильем в форме ГЖС по категории граждан подлежащих отселению из закрытых военных городков в соответствии с Федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153 также не имеется. Таким образом, у ФГКУ "Востокрегионжилье" отсутствуют правовые основания для постановки Левкина А.А. на учет нуждающихся, подлежащих обеспечению жильем в форме ГЖС.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность выяснения вопроса о нуждаемости в жилом помещении и разъяснении его прав, в том числе на обеспечение жилым помещением, возложены на должностных лиц по месту увольнения со службы военнослужащего. А поскольку, уполномоченные должностные лица, возложенные на них законом обязанности, не исполнили, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается на основании следующего.
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Это означает, что федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции; этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П и от 27 февраля 2012 года N 3-П).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Согласно п.3 ст.3 Закона РФ "О статусе военнослужащих" никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом.
В силу п.1 ст.15 вышеназванного Закона государство гарантирует военнослужащим предоставление им жилых помещений.
Согласно п.6 ст.15 Закона "О статусе военнослужащих", действующего в момент увольнения истца с военной службы, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
Аналогичные положения содержатся в п.13, п.14 ст.15 ныне действующего Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
Таким образом, закрепляющая обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы в связи с увольнением с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе на основе волеизъявления гражданина, определяющего, в том числе место постоянного проживания, носит гарантийный характер, направлено на установление механизма реализации права на жилище.
Как следует из материалов дела, 05.08.1996 года на основании Приказа N Левкин А.А. был уволен с военной службы досрочно с зачислением в запас, по ст.49 ч.2 п."А" ( в связи с организационно- штатными мероприятиями). Выслуга лет в календарном исчислении составила - 17 лет 6 месяцев, в льготном исчислении - 30 лет 09 месяцев.
Согласно справке выданной КГУП "Хабкрайинвентаризация" от 13.06.2013 года информация о праве собственности за Левкиным А.А. на территории г.Хабаровска и Хабаровского края не зарегистрированы.
Согласно уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 24.02.2015 и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 18.06.2015 года право собственности на объекты недвижимости за Левкиным А.А. не зарегистрированы.
Установлено, не оспаривается ответчиком, что жилого помещения в собственности, в пользовании по договору социального найма после увольнения с военной службы и на момент его обращения с заявлением к ответчику Левкин А.А. не имеет.
На момент увольнения истца Левкина А.А. с военной службы директивой Министерства обороны РФ N Д-74 от 1993 г. и решением Главного управления подготовки и распределения кадров Министерства обороны РФ от 17 мая 1994 г. N 173/3/792 был разработан механизм постановки органами местного самоуправления бывших военнослужащих на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Так, в соответствии с пунктом 4 указанной директивы и принятым на ее основании решением Главного управления подготовки и распределения кадров Министерства Обороны Российской Федерации от 17 мая 1994 г. N 173/3/792 командиры войсковых частей обязаны выслать в военные комиссариаты пакет необходимых документов: заявление на имя главы администрации о постановке на учет для обеспечения жилой площадью, справку о составе семьи, выписку из домовой книги, о том, где был прописан постоянно и проживал до призыва на военную службу и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Правилами установлен порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства указанной категории лиц, предоставления им жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п.9 Правил, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно п.12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Пунктом 13 Правил предусмотрено, что военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
В силу п. 14 Правил на основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Пунктом 17 предусмотрено, что командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами.
Согласно п. 9 Правил военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления. Органам местного самоуправления предоставляется право запрашивать у командиров (начальников) воинских частей и военных комиссариатов дополнительные сведения и документы.
Из вышеприведенных правовых норм, следует, что обязанность по предоставлению органам местного самоуправления сведений о нуждающихся гражданах из числа уволенных военнослужащих законодательством возложена на командиров войсковых частей, должностных лиц военного комиссариата. Органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие с органами военного комиссариата при разрешении вопроса о предоставлении военнослужащему, уволенному в соответствии с законом, жилого помещения.
Таким образом, обязанность предоставить документы для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том числе соответствующее заявление, лежала на командире его войсковой части, должностных лицах военного комиссариата.
Несоблюдение государственными органами и должностными лицами установленного порядка учета нуждающихся в предоставлении жилья граждан, уволенных с военной службы, не может повлечь негативные последствия для указанных граждан и основанием для умаления их прав, гарантированных законом, не является.
В соответствии с ныне действующим законодательством на Министерство обороны РФ возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, признанных на момент увольнения с военной службы нуждающимися в получении жилого помещения в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в действующей редакции, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно п. 6 (а), 7 (а, г) Правил учета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе, отсутствие жилой площади, наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках.
Поскольку Левкин А.А. был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, прибыл и встал на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, до настоящего время жильем не обеспечен, у него отсутствует какое-либо жилое помещение по договору социального найма, в собственности, то отказ ответчика, как уполномоченного органа, в принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по избранному постоянному месту жительства является незаконным, не соответствуют действующему законодательству, нарушает гарантированные законом права заявителя.
Тот факт, что Левкин А.А., являясь нуждающимся, не стоял на учете в органах местного самоуправления после увольнения с военной службы в запас, длительное время не обращался с таким заявлением, не лишает его права в настоящее время быть принятым на такой учет уполномоченным органом по его заявлению для реализации своего права на получение жилья.
В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" не указано, что такое заявление должно быть подано в период наличия статуса военнослужащего и с соблюдением какого-либо срока подачи заявления.
В соответствии со ст. 23 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что военнослужащие граждане, не обеспеченные при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства не утрачивают права на обеспечение жильем: при соблюдении определенных условий им предоставляются дополнительные гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Левкаина А.А., является правильным.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не влияют на правильность принятого судебного постановления и не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 26 июня 2015 года по иску Левкина А. А. к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещения, признании права на получение государственного жилищного сертификата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Позднякова О.Ю.
Судьи Волошина Е.В.
Герасимова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.