Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В., Лузянина В.Н.,
при секретаре Безумовой А.А.,
с участием прокурора отдела Свердловской областной прокуратуры Гавриной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Туринского района, действующего в интересах муниципального образования "Туринский городской округ" и неопределенного круга лиц, к администрации Туринского городского округа Свердловской области о признании незаконными действий администрации Туринского городского округа по заключению трудового договора с Кургеняном С.А. и назначению его на должность ... Туринского городского округа, признании незаконным распоряжения от ... N ... , возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства о муниципальной службе,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Рычковой Н.Н. на решение Туринского районного суда Свердловской области от 27.05.2015.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя ответчика Рычковой Н.Н. (доверенность N ... от ... на срок до ... ) и третьего лица Кургеняна С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя истца - прокурора отдела Свердловской областной прокуратуры Гавриной Ю.В., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы и просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Туринского района Свердловской области обратился с вышеуказанным иском к администрации Туринского ГО Свердловской области.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе прокурорской проверки соблюдения администрацией Туринского ГО законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции установлено, что с ... на должность муниципальной службы - ... - принят Кургенян С.А. Вышеуказанная должность относится к категории главных должностей муниципальной службы. В соответствии с Законом Свердловской области N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" установлены квалификационные требования для замещения главных должностей муниципальной службы, которым Кургенян С.А. на момент назначения на должность не соответствовал, поскольку не имел высшего образования, а также стажа муниципальной (государственной) службы. Назначение на муниципальную должность лица, не отвечающего квалификационным требованиям, не соответствует закону и нарушает право граждан на равный доступ к муниципальной службе. Указанные обстоятельства в силу п. 11 ч. 1 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации являются основанием для прекращения заключенного с Кургеняном С.А. трудового договора. Кроме того, при назначении Кургеняна С.А. на указанную должность муниципальной службы в нарушение установленного ст. 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" порядка замещения должности муниципальной службы не был проведен конкурс на замещение должности.
На основании изложенного, с учетом последующего уточнения иска, прокурор просил:
- признать действия администрации Туринского ГО по заключению трудового договора с Кургеняном С.А. и назначению последнего на должность ... незаконными;
- признать незаконным распоряжение главы администрации Туринского ГО Б. от ... N ... о приеме Кургеняна С.А. на должность ... ;
- обязать администрацию Туринского ГО прекратить трудовой договор с Кургеняном С.А. в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Рычкова Н.Н. иск не признала, пояснила, что при отсутствии претендентов на замещение главных должностей муниципальной службы, имеющих высшее образование, допускается назначение на указанные должности лиц, имеющих среднее профессиональное образование. Претендентов с высшим образованием на замещение должности ... не было. Кургенян С.А. имеет среднее профессиональное образование и управленческий опыт работы в строительстве. Обязанность проводить конкурс на замещение должности муниципальной службы законодательством не предусмотрена. Полагала, что прекращение трудового договора с Кургеняном С.А. недопустимо, поскольку отсутствие необходимого уровня образования не предусмотрено ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основания для прекращения трудового договора. Кроме того, прекращение трудового договора в соответствии со ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации возможно только в случае невозможности перевода муниципального служащего на другую работу (должность). Заявила о пропуске прокурором установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока обращения в суд.
Третье лицо Кургенян С.А. против удовлетворения исковых требований прокурора возражал.
Решением Туринского районного суда Свердловской области от 27.05.2015 исковые требования прокурора удовлетворены, признаны незаконными действия администрации Туринского ГО по заключению трудового договора с Кургеняном С.А. и назначению последнего на должность ... , признано незаконным распоряжение главы администрации Туринского ГО Б. от ... N ... о приеме Кургеняна С.А. на должность ... , на администрацию Туринского ГО возложена обязанность прекратить трудовой договор с Кургеняном С.А.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Рычкова Н.Н. просит решение отменить, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, не исследовал фактические обстоятельства дела.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Туринского района Ершов Д.Н. просит оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы урегулированы Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (далее по тексту Закон N 25-ФЗ от 02.03.2007).
В соответствии со статьей 42 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В силу ст. 4 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 одним из основных принципов муниципальной службы является профессионализм и компетентность муниципальных служащих, который отражает сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.
В статье 9 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Согласно ст. 16 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 на муниципальную службу вправе поступать граждане, соответствующие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 13 данного Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
В соответствии с положениями Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 49-ОЗ "О реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований" должность ... относится к категории главных должностей муниципальной службы (подп. 3 п. 2 параграфа 3).
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 8 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" для граждан, претендующих на замещение главной должности муниципальной службы, установлены следующие квалификационные требования: высшее образование и стаж муниципальной службы и (или) государственной службы не менее четырех лет либо стаж работы по специальности не менее пяти лет либо высшее образование и исполнение полномочий не менее одного срока, установленного уставом муниципального образования, на постоянной или непостоянной основе лица, замещающего муниципальную должность и наделенного исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления, либо высшее образование и замещение не менее пяти лет муниципальной должности в избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, а при отсутствии претендентов на замещение главных должностей муниципальной службы, соответствующих предъявляемым к ним требованиям к образованию и стажу муниципальной службы и (или) государственной службы либо стажу работы по специальности, - среднее профессиональное образование и стаж муниципальной службы и (или) государственной службы не менее десяти лет.
Аналогичные квалификационные требования для замещения главных должностей муниципальной службы установлены решением Думы Туринского городского округа от 25.04.2013 N 127 "Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Туринского городского округа".
Из материалов дела следует, что ... между администрацией Туринского ГО в лице главы администрации Б. и Кургеняном С.А. заключен трудовой договор на неопределенный срок (том 1 л.д. 72-75), на основании которого главой администрации издано распоряжение от ... N ... о приеме Кургеняна С.А. с ... на должность ...
Между тем, на момент принятия на должность муниципальной службы, относящуюся к категории главных должностей муниципальной службы, Кургенян С.А ... не соответствовал предъявляемым для замещения указанной должности квалификационным требованиям, поскольку не имел необходимого уровня образования, а также стажа муниципальной (государственной) службы. Данный вывод подтверждается материалами дела, в частности, трудовой книжкой Кургеняна С.А. (том 1 л.д. 38-40) и копией диплома о получении им среднего профессионального образования (том 1 л.д. 41). Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспорены, напротив, в судебном заседании представитель ответчика Рычкова Н.Н. и третье лицо Кургенян С.А. подтвердили факт отсутствия у последнего на момент назначения на указанную должность муниципальной службы высшего образования и стажа муниципальной (государственной) службы.
Доводы ответчика о том, что закон допускает возможность принятия на должность муниципальной службы, относящуюся к категории главных должностей муниципальной службы, лица со средним профессиональным образованием, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку, во-первых, надлежащих доказательств того, что помимо Кургеняна С.А. отсутствовали иные претенденты на замещение должности ... , не отвечающие предъявляемым квалификационным требованиям, ответчиком не представлено, во-вторых, у Кургеняна С.А. отсутствовал стаж муниципальной (государственной) службы не менее десяти лет, который у претендента на замещение должности муниципальной службы указанной категории должен быть в любом случае в силу прямого указания об этом в законе.
Удовлетворяя при указанных обстоятельствах исковые требования прокурора о признании незаконными действий ответчика по заключению трудового договора с Кургеняном С.А. и распоряжения о назначении Кургеняна С.А. на должность муниципальной службы - ... , суд, руководствуясь приведенными выше положениями закона, правильно исходил из того, что принятие на муниципальную службу лица, не соответствующего квалификационным требованиям, нарушает права муниципального образования, неопределенного круга лиц, поскольку на указанную должность муниципальной службы назначено лицо без учета требований закона, регулирующего отношения муниципальной службы и устанавливающего специальные требования к муниципальным служащим, что противоречит принципу профессионализма и компетентности исполнения своих обязанностей муниципальными служащими, установленных ст. 4 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Обоснованно удовлетворен иск прокурора и в части возложения обязанности на ответчика прекратить трудовой договор с Кургеняном С.А.
В соответствии со ст. 19 Закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 увольнение муниципального служащего может быть осуществлено как по основаниям, предусмотренным указанной статьей, так и по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации нарушение установленных данным Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, влечет прекращение трудового договора.
Согласно абз. 6 ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п. 11 ч. 1 ст. 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
В связи с наличием установленного законодателем ограничения на замещение должности муниципальной службы в виде отсутствия необходимого уровня образования и стажа муниципальной (государственной) службы или стажа работы по специальности, исключается продолжение работы работником, принятым с нарушением требований закона об образовании и стаже, до их получения.
Поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что на момент назначения на должность Кургенян С.А. не соответствовал предъявляемым к замещению данной должности муниципальной службы квалификационным требованиям, не соответствует он указанным требованиям и в настоящее время, следовательно, назначение Кургеняна С.А. на должность ... и продолжение работы в этой должности противоречит закону. Прекращение трудового договора при указанных обстоятельствах в силу закона является единственным способом устранения допущенных нарушений.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации не содержит такого основания для увольнения как отсутствие у работника высшего профессионального образования, что занятие муниципальной службой не требует специальных знаний, что судом не установлена и не подтверждена доказательствами невозможность перевода Кургеняна С.А. на другую должность, не могут повлечь отмены обжалуемого решения.
Основанием для прекращения трудового договора с Кургеняном С.А. является п. 11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку достоверно установлено допущенное ответчиком нарушение установленных федеральным законом, в данном случае - Законом N 25-ФЗ от 02.03.2007, правил заключения трудового договора, выразившееся в заключении трудового договора с лицом, не соответствующим предъявляемым к замещению должности квалификационным требованиям по уровню образования и стажу муниципальной (государственной) службы, и данное нарушение исключает возможность продолжения Кургеняном С.А. работы в должности, на которую он был принят. Нарушение, допущенное при заключении трудового договора с Кургеняном С.А., предусмотрено абз. 6. ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствие у претендента на замещение должности муниципальной службы соответствующего уровня образования и стажа службы следует расценивать как установленное законодателем ограничение на занятие определенными видами трудовой деятельности (на прохождение муниципальной службы).
При этом трудовой договор с Кургеняном С.А. подлежит прекращению с учетом требований действующего трудового законодательства, в частности, положений ч. 2 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, если нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Таким образом, возложение на ответчика обжалуемым решением обязанности прекратить трудовой договор с Кургеняном С.А. не только не препятствует ответчику перевести Кургеняна С.А. на другую имеющуюся у него работу (должность муниципальной службы), соответствующую квалификации Кургеняна С.А. и не противопоказанную ему по состоянию здоровья (при условии, что при таком переводе не будут нарушаться требования законодательства, регулирующего прохождение муниципальной службы), но и обязывает ответчика осуществить такой перевод при наличии соответствующей работы (должности муниципальной службы).
Иных доводов, которые бы свидетельствовали о незаконности и необоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туринского районного суда Свердловской области от 27.05.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения указанием на то, что трудовой договор с Кургеняном Сергеем Антоновичем подлежит прекращению с соблюдением положений ч. 2 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Кокшаров Е.В.
Лузянин В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.