Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И.
судей Старкова М.В., Шумкова Е.С.
при секретаре Гребенщиковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. Фуцзюань об оспаривании бездействия Управления ФМС России по ...
по апелляционной жалобе Управления ФМС России по ... на решение ... районного суда ... от 15 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шумкова Е.С., возражения представителя заявителя Ян Ю.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
гражданкаКНР Ч. Фуцзюань обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Управления ФМС России по ... , выражающегося в отсутствии приема по оказанию государственной услуги по выдаче иностранным гражданам разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствии с Административным регламентом предоставления этой услуги, утвержденным приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года N 214, указывая, что в нарушение названного Административного регламента прием документов по выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации в отделе Управления ФМС России по ... в ... не ведется. Этим нарушается ее право на доступность обращения и право на получение государственной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления, создаются препятствия в осуществлении ее прав. Заявитель просила обязать Управление ФМС России по ... устранить допущенное нарушение ее прав и обязать Управление записать ее на прием в отдел Управления ФМС России по ... в ... для подачи заявления и комплекта документов для оформления разрешения на временное проживание.
15 мая 2015 года ... районным судом ... постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных требований. Суд признал незаконным бездействие Управления ФМС России по ... , выразившееся в отказе записать заявителя на прием для подачи заявления и комплекта документов для оформления разрешения на временное проживание в структурное подразделение Управления ФМС России по ... - в отдел Управления ФМС России по ... в ... Кроме того, суд возложил на Управление ФМС России по ... обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
В апелляционной жалобе Управление ФМС России по ... ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта ввиду незаконности.
Заявитель Ч. Фуцзюань в настоящее судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе была извещена через своего представителя. Представитель Управления ФМС России по ... надлежащим образом извещенный о времени и места рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, не просил об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы. В то же время, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме. Под интересами законности, как следует из смысла ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые дают суду, рассматривающему дело, основания для выхода за пределы апелляционной жалобы, следует, в частности, понимать необходимость обеспечить по рассматриваемому делу правильное его рассмотрение. С учетом изложенного и в интересах законности представляется возможным и необходимым при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы выйти за ее пределы, не связывая себя ее доводами.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Суд, исходя из требований ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Рассматривая спор и принимая вышеуказанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что в силу Положения об отделе Управления ФМС России по ... в ... этот отдел обязан оказывать иностранным гражданам государственную услугу по принятию заявлений на оформление разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. При этом суд пришел к выводу, что заявителю было отказано в записи на прием для подачи заявления и комплекта документов для оформления разрешения на временное проживание в названный отдел, а такой отказ является незаконным. Также суд пришел к выводу, что такой отказ нарушает право заявителя на получение государственной услуги, гарантированное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а также создает препятствия по реализации права заявителя на подачу заявления на получение указанного разрешения в порядке, установленном административным регламентом, а именно в структурное подразделение исполнительного органа государственной власти в области миграции по месту проживания иностранного гражданина.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку им не приняты во внимание следующие обстоятельства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно ст. 6 указанного федерального закона, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ч. 1).
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (ч. 2).
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения (ч. 4).
Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 8).
Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года N 214 утвержден Административный регламент предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее - Административный регламент).
Пунктом 13 Административного регламента установлено, что указанная государственная услуга непосредственно предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями.
В соответствии с п. 54 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в двух экземплярах на бланках установленной формы (приложения N 3 или N 4 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом "Осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме".
Функцию приема заявления осуществляют структурные подразделения территориального органа ФМС России.
Приказом начальника Управления ФМС России по ... от 09 апреля 2012 года N 44 утверждено Положение об отделе оформления разрешений на временное проживание и видов на жительство Управления ФМС России по ... К функциям отдела отнесены, в том числе, принятие заявлений о выдаче разрешения на временное проживание, в том числе поданные в форме электронного документа с использованием информационно - телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 2.1), проверка соответствия заявлений, а также предоставляемых вместе с ним документов требованиям и условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами (п. 2.5), подготовка заключения о выдаче разрешения на временное проживание (п. 2.6).
Из материалов дела следует, что заявитель 23 января 2015 года обратилась в Управление ФМС России по ... с заявлением, содержащим просьбу разъяснить причины отсутствия приема в структурных подразделениях этого Управления по вопросам рассмотрения заявлений о выдаче разрешения на временное проживание, просила записать ее на прием для подачи заявления и комплекта документов для оформления разрешения на временное проживание на любую дату с февраля по май 2015 года, адрес - ...
10 февраля 2015 года Управлением ФМС России по ... дан ответ на данное письменное обращение, в котором заявителю разъяснена необходимость обращения по вопросу выделения квоты на выдачу разрешения на временное проживание в ... по адресу: ... того, она была извещена, что прием заявлений о выдаче разрешения на временное проживание осуществляет непосредственно Управление ФМС России по ...
Пункт 1.4.3 Положения об отделе Управления ФМС России по ... в ... среди основных задач этого отдела предусматривает такую, как прием документов для оформления и выдачи иностранным гражданам документов для проживания и временного пребывания в Российской Федерации. А п. 2.2.1 гласит, что отдел осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации прием и регистрацию заявлений о выдаче иностранным гражданам разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Вместе с тем, руководит деятельностью Управления ФМС России по ... и его территориальными структурными подразделениями, к которым относится и вышеназванный отдел, начальник этого Управления, который организует работу подчиненных ему подразделений. При этом буквальное толкование п. 54 вышеназванного Административного регламента не означает, что прием заявлений иностранных граждан для выдачи разрешения на временное проживание в Российской Федерации должен осуществляться именно структурными подразделениями Управления ФМС России на районном уровне. Эти функции может осуществлять и отдел оформления разрешений на временное проживание и видов на жительство Управления ФМС России по ... , который согласно положению о нем, также является структурным подразделением Управления ФМС России по ...
Давая 10 января 2015 года вышеуказанный ответ на заявление заявителя, начальник Управления и разъяснил, куда именно заявителю следует обратиться для подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации - в Управление ФМС России по ... Этим заявителю был разъяснен установленный начальником Управления порядок организации работы по приему названных заявлений. И такой порядок, не противоречит вышеуказанному Административному регламенту, поскольку регламент напрямую не предусматривает прием таких заявлений именно в районных отделах Управления.
Указанный ответ от 10 января 2015 года суд первой инстанции фактически расценил, как отказ заявителю в записи на прием для подачи заявления в отдел Управления ФМС России по ...
Однако содержание этого ответа содержит лишь разъяснение заявителю о порядке подачи такого заявления, а также о документах, необходимых для этого. Как такого отказа в ответе не содержится.
Вышеизложенное означает, что Управлением ФМС России по ... обращение заявителя от 23 января 2015 года рассмотрено надлежащим образом, ей был разъяснен порядок организации предоставления услуги по приему и выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации непосредственно в Управлении ФМС России по ... , которым она и могла воспользоваться, реализуя свое право на подачу заявления для получения временного разрешения на проживание в Российской Федерации. Этот порядок не противоречит вышеназванному Административному регламенту.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для выводов о бездействии Управления ФМС России по ...
Согласно п. 54 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России.
Как видно из материалов дела и объяснений представителя заявителя, заявитель такого заявления в Управление ФМС России по ... не подавала и не пыталась подать. Доказательств опровергающих это, материалы дела не содержат.
Следовательно, именно сама заявитель не совершила тех действий, которые в силу указанных нормативных правовых актов свидетельствовали бы о начале процедуры предоставления такой государственной услуги и обязывали заинтересованное лицо начать предоставлять такую услуги. При этом Управление ФМС России по ... не препятствовало заявителю подать такое заявление в порядке, разъясненном в письме от 10 февраля 2015 года.
Таким образом, нет никаких оснований говорить, что Управление ФМС России по ... создало какие-либо препятствия в осуществлении заявителем права на подачу заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права, а оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 258 Гражадснкого процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявления, не имеется. Решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пп. 3, 4 ст. 330, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение ... районного суда ... от 15 мая 2015 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Ч. Фуцзюань.
Председательствующий Гылкэ Д.И.
судьи Старков М.В.
Шумков Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.