Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Москаленко Ю.П., судей Лимоновой Л.Ф., Ильиной О.В., при секретаре Савичевой А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании 26.08.2015 гражданское дело по иску Л.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.Р., Р.А. к администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга о признании незаконным распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,
по апелляционной жалобе Л.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.Р., на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 10.06.2015.
Заслушав доклад судьи Лимоновой Л.Ф., объяснения Л.А., действующей в своих интересах, интересах несовершеннолетнего Т.Р., а также как представителя Р.А., представителя Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.Р., ( / / ) года рождения, Р.А. (далее совместно именуются истцы) обратились в суд с иском к администрации ... (далее - администрация района) о признании незаконным и нарушающим права истцов распоряжение администрации района от ( / / ) N об отказе в принятии на учет семьи истцов в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В обоснование исковых требований истцы указали, что указанным распоряжением администрации района истцам отказано в принятии на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с чем они не согласны, поскольку, они представили вместе с заявлением все требуемые и имеющиеся в их распоряжении документы. Кроме того, истцы подтвердили документально невозможность представления данных с прежнего места жительства ( ... ) по причинам, не зависящим от истцов.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 10.06.2015 в удовлетворении исковых требований было отказано.
В апелляционной жалобе Л.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.Р., просит решение суда изменить, принято по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. Заявитель указывает, что истцы обращались к суду первой инстанции за оказанием помощи в сборе доказательств, однако суд соответствующих запросов не направил, что привело, как полагает заявитель, к созданию препятствий в собирании доказательств по делу. По мнению заявителя, при обращении за постановкой на учет и представлении дополнительных документов, истцы представили все необходимые доказательства для принятия решения о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, требуемые в соответствии с законом и находящиеся в распоряжении истцов. Какие-либо иные документы истцы представить не могли по независящим от них причинам, в том числе по причине необходимости ухода за ребенком-инвалидом Т.Р., неотложным оказанием ему медицинской помощи. Заявитель также считает, что судом первой инстанции необоснованно и неправильно отказано в удовлетворении заявления о принесении замечаний на протокол судебного заседания.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Л.А., действующая также в интересах несовершеннолетнего Т.Р., а также как представитель Р.А., представитель Л.А. - Б., поддержали доводы апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, не ходатайствовали об отложении слушания дела.
Как следует из материалов дела лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания путем направления им извещения от 27.07.2015, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет.
При таких обстоятельствах и с учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что участвующие в деле лица знали о рассмотрении дела в суде, извещены о времени и месте судебного заседания по имеющимся в материалах дела адресам за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Заслушав пояснения Л.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.Р., а также как представитель Р.А., представителя Л.А., изучив материалы дела и имеющиеся в нем доказательства, а также обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Как следует из ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Согласно ч. 1 ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности, в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 данного Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 указанного Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", утвержденного постановлением администрации г. Екатеринбурга от 02.07.2012 N 2863 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения), предусмотрено, что заявителем или уполномоченным им лицом для предоставления данной муниципальной услуги представляются, в числе иных документов: справка, заверенная подписью должностного лица, ответственного за регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, подтверждающая место жительства гражданина, подающего заявление, и (или) содержащая сведения о совместно проживающих с ним лицах (в том числе с предыдущего места жительства, если гражданин менял место жительства начиная с 1991 года); справки о наличии (отсутствии) права собственности на недвижимое имущество из всех муниципальных образований, где указанные граждане были зарегистрированы по месту жительства, начиная с 26.07.1991; справки, подтверждающие получение доходов, подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, за три года, предшествующих году, в котором подано заявление о принятии на учет.
В распоряжении администрации района от ( / / ) N указано, что в отношении Л.А., Р.А. и Т.Р. не представлены сведения о регистрации по месту их жительства начиная с 1991 года, не имеется сведений из муниципальных образований, где были зарегистрированы Л.А. и Р.А. с ( / / ) по ( / / ) год, о наличии либо отсутствии права собственности на недвижимое имущество, не представлены справки о доходах Л.А. за период с ( / / ) года по ( / / ) года, о доходах Р.А. за период с ( / / ) года по ( / / ) года; Л.А. и члены ее семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы - по 33,66 кв. м, в связи с чем в принятии на учет Л.А. и членов ее семьи в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, отказано.
Л.А., действующая за себя, как законный представитель Т.Р. и как представитель по доверенности Р.А., в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций не отрицала, что такие документы ею не представлялись, при этом ссылалась на то, что до ( / / ) года она и члены ее семьи Р.А., Т.Р. проживали на территории ... и в настоящее время получить справки о месте жительства для нее не представляется возможным, а справки о доходах не представлялись по той причине, что в указанные периоды она и ее муж Р.А. не работали, поскольку осуществляли уход за больным сыном Т.Р., находились с ним в медицинских учреждениях в период прохождения лечения.
Между тем приведенные обстоятельства, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого распоряжения, поскольку администрация района при принятии решения о постановке на учет малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, обязана руководствоваться нормами действующего законодательства, в том числе приведенными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Административного регламента.
Доказательств того, что в противоречие с содержащимися в распоряжении администрации района от ( / / ) N выводами соответствующие документы представлялись на рассмотрение с заявлением о постановке на учет истцами не представлено, из поступившего в ответ на судебный запрос пакета документов, которые были представлены в администрацию района Л.А. с заявлением о постановке на учет, и на основании которых вынесено данное распоряжение таких противоречий также не усматривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что Л.А. просила суд оказать ей содействие в получении доказательств, в частности, сведений о регистрации по предыдущему месту жительства, подлежит отклонению, поскольку обязанность по получению таких доказательств возложена на лицо, обращающееся для постановки на учет в качестве малоимущего и нуждающегося в жилье.
Более того, даже в случае получения таких сведений по запросу суда, не имелось бы оснований для вывода о незаконности оспариваемого распоряжения, поскольку соответствующие документы должны представляться и рассматриваться в администрации района с заявлением о постановке на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, так как именно этот орган наделен полномочиями на принятие решения о постановке либо отказе в постановке на такой учет на основании тех документов, которые имелись в ее распоряжении.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования "город Екатеринбург", исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена постановлением Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 N 824 в размере 10 кв. м общей площади на одного человека.
С заявлением о постановке на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилья, Л.А. представлены в администрацию района документы, из которых следует, что Л.А., Т.Р. и Е.А. (сын Л.А.) являются собственниками (по 1/3 доле каждый) 3-комнатной квартиры общей площадью 58,7 кв. м, расположенной по адресу: ... , а Р.А. является собственником 4-комнатной квартиры площадью 61,9 кв. м, расположенной по адресу: ...
Таким образом, Л.А., Р.А., Т.Р. обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
Доводы стороны истца о том, что в настоящее время указанные жилые помещения имеют крайне низкую стоимость, их продажа не обеспечила бы семье возможность приобрести жилье в Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку каких-либо доказательств этому суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Следует также отметить, что при изменении обстоятельств, в частности, получении необходимых документов, Л.А. и члены ее семьи Р.А., Т.Р. не лишены возможности вновь обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
Довод о необоснованном отклонении замечаний на протокол судебного заседания от ( / / ) судебной коллегией во внимание также не принимается, поскольку данные замечания, принесенные Л.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.Р., были отклонены судом первой инстанции определением от ( / / ) с указанием мотивов такого вывода.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 10.06.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.Р., - без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.П. Москаленко
Судьи: Л.Ф. Лимонова
О.В. Ильина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.