Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Саломатиной Л. А.
судей Федоровой Л.Н., Александровой М. В.
при секретаре Климовой Т. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Михайловского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному бюджетному учреждению детский сад "Буратино" с. Михайловка Михайловского муниципального района, администрации Михайловского муниципального района о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации
по апелляционной жалобе администрации Михайловского муниципального района на решение Михайловского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым иск удовлетворен. Возложена обязанность на МДОБУ детский сад "Буратино" с. Михайловка Михайловского муниципального района установить систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, предусматривающую передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Возложена обязанность на администрацию Михайловского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях МДОБУ детский сад "Буратино" с. Михайловка Михайловского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Н., объяснения прокурора Маториной О. А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Михайловского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МДОБУ детский сад "Буратино" с. Михайловка Михайловского муниципального района, администрации Михайловского муниципального района, указав, что в ходе проверки соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, установлено что в образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения, охранная сигнализация не имеет вывода на пульт охраны органов внутренних дел. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства нарушают права, свободы и интересы детей, работников, а также иных лиц, посещающих дошкольное образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Концепции противодействия терроризму в РФ и соответствующих нормативных правовых актах.
Просил возложить на МДОБУ детский сад "Буратино" с. Михайловка Михайловского муниципального района обязанность по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, на администрацию Михайловского муниципального района обязанность произвести финансирование указанных мероприятий в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Представители ответчиков иск не признали.
Решением Михайловского районного суда Приморского края исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация Михайловского муниципального района просит об отмене решения, указывает, что закон не предусматривает прямую обязанность муниципалитета по оборудованию техническими средствами охраны здания образовательного учреждения, п. 5.2 приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" рекомендовано не органам местного самоуправления, а органам исполнительной власти субъектов РФ предусмотреть в бюджетах средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Михайловский муниципальный район является дотационным, финансовые средства на установление системы видеонаблюдения, охранной сигнализации в зданиях МДОБУ детский сад "Буратино" с. Михайловска Михайловского муниципального района бюджетом не предусмотрены, бюджет на текущий финансовый год также не сформирован, что делает невозможным исполнить решение суда в установленный срок.
В судебное заседание ответчики не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены постановленного решения не имеется.
Пункт 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из материалов дела следует, что прокурором Михайловского района проведена проверка исполнения МДОБУ детский сад "Буратино" с. Михайловка Михайловского муниципального района законодательства по антитеррористической защищенности указанного дошкольного образовательного учреждения.
Согласно п. 1.4 Устава учредителем данного учреждения является Михайловский муниципальный район, полномочия учредителя осуществляет администрация Михайловского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что учреждение не оснащено техническими средствами охраны: отсутствуют система видеонаблюдения и система охранной сигнализации.
Поскольку МДОБУ детский сад "Буратино" с. Михайловка Михайловского муниципального района адрес является образовательным учреждением, однако в нем отсутствует система видеонаблюдения и сигнализации, суд пришел к правильному выводу о понуждении ответчика установить соответствующее оборудование.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из приведенных норм видно, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения и сигнализации.
Поскольку исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и администрации Михайловского муниципального района, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что закон не предусматривает прямую обязанность органа местного самоуправления по оборудованию системой видеонаблюдения и охранной сигнализации здания образовательного учреждения, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны возражениям представителя ответчика в суде первой инстанции, которым суд дал надлежащую оценку, не согласиться с которой у судебной коллегии нет оснований.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Михайловского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.