Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Филатовой Г.В.,
судей Назейкиной Н.А., Смирновой Е.И.
при секретаре Татариновой Г.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Прохорова А.А. на решение Советского районного суда г.Самары от "10" июля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прохорова А.А. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., возражения третьего лица Государственной жилищной инспекции Самарской области Трушкина С.И. (по доверенности от 12.01.2015 года) на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прохоров А.А. обратился суд с иском к ООО "МПО ПЖРТ" о раскрытии информации и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что в мае 2015 г. в рамках мониторинга, в том числе сайтов управляющих организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", установил, что ответчик вопреки требованиям действующего законодательства не размещает и не раскрывает необходимую информацию о своей деятельности, чем нарушает его права потребителя на достоверную информацию об управляющей организации, которую он возможно желал бы предложить общему собранию собственников многоквартирного дома для заключения с ней соответствующего договора управления многоквартирным домом.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Прохоров А.А., уточнив свои требования в ходе судебного разбирательства, просил суд взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей за неполучение информации с мая 2015 г. по день вынесения решения суда, обязать ответчика опубликовать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о суммарной площади всех домов, находящихся в управлении; штатной численности, всего персонала УК; штатной численности административного персонала УК; штатной численности инженеров УК; штатной численности рабочих УК; копии лицензии УК (при ее наличии); общей задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы; общей задолженности УК по тепловой энергии; общей задолженности УК по горячей воде, общей задолженности УК по прочим ресурсам (услугам); даты привлечения к административной ответственности УК, типа лица, привлеченного к административной ответственности; должности и Ф.И.О. лица, привлеченного к административной ответственности; предмета административного нарушения; наименования контрольного органа или судебного органа, количества выявленных нарушений; размера штрафа; наименование документа о применении мер административного воздействия; даты документа о применении мер административного воздействия; номер документа о применении мер административного воздействия; копии документа о применении мер административного воздействия; мероприятия, проведенные для устранения выявленных нарушений и результаты административного воздействия; основания окончания управления МДК; наименования документа, подтверждающего выбранный способ управления; даты документа, подтверждающего выбранный способ управления; даты заключения договора управления; даты начала управления домом; копии договора управления на каждый обслуживаемый дом; год постройки дома; года ввода дома в эксплуатацию; типа дома; кадастрового номера земельного участка, на котором расположен дом; площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества дома; площадь парковки в границах земельного участка дома; факт признания дома аварийным; даты и номера документа признания дома аварийным; причины признания дома аварийным; наличия детской площадки, спортивной площадки, и других благоустройств дома; типа крыши дома; номера подъезда в котором имеется лифт, и указания года его ввода в эксплуатацию; наименование всех плановых работ (услуг) по содержанию и ремонту каждого дома; годовой плановой стоимости каждой работы (услуги) по содержанию и ремонту каждого дома; наименование владельца (арендатора-пользователя) общим имуществом; ИНН владельца (пользователя); даты заключения договора с арендатором-пользователем; номера договора с арендатором-пользователем; даты начала действия договора с арендатором; стоимости по договору в месяц, установленную для арендатора; даты протокола общего собрания собственников помещений о договоре с арендатором; номер протокола общего собрания собственников помещений о договоре с арендатором; начисления за содержание дома; начисления за текущий ремонт; начисления за услуги управления; полученных денежных средствах от ( использования общего имущества дома арендаторами; задолженность потребителей (на конец периода перед управляющей компанией, а не поставщикам энергоресурсов), наименования выполненных работ (услуг) по содержанию и ремонту каждого дома (должно публиковаться в интернет в течение 7 рабочих дней после их исполнения, с указанием даты изменения этой информации); годовой фактической стоимости каждой работы (услуги) по содержанию и ремонту каждого дома; наименования работы (услуги), выполняемой в рамках указанного раздела работ (услуг) в рамках выбранной работы (услуги); периодичности выполнения работ (оказания услуг) по содержанию и ремонту каждого дома; количества поступивших претензий по содержанию и ремонту домов; количества удовлетворенных претензий по содержанию и ремонту домов; количества претензий по содержанию и ремонту, в удовлетворении которых отказано; суммы произведенного перерасчета за некачественное содержание и ремонт домов; задолженность управляющей компании перед поставщиком коммунального ресурса; размера пени и штрафов, уплаченных УК поставщику коммунального ресурса; количества поступивших претензий по коммунальным ресурсам; количества удовлетворенных претензий по коммунальным ресурсам; количества претензий по коммунальным ресурсам, в удовлетворении которых отказано; суммы произведенного перерасчета за некачественные коммунальные ресурсы; направленных претензий потребителям должникам; направленных исковых заявлений; полученных денежных средств по результатам претензионно-исковой работы, так как без данной информации он не может реализовать все права собственника на правильный выбор управляющей компании для инициирования общего собрания собственников по выбору новой управляющей компании.
Судом постановлено указанное выше решение, которое Прохоров А.А. в апелляционной жалобе просит отменить, поскольку суд не признал нарушенными потребительские права истца и не требовал от истца предоставления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины при подаче иска, указанная выше информация должна быть размещена в открытом публичном доступе для неопределенного круга лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Как следует из статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Данная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
В силу статьи 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с частью 10 и 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 (далее - Стандарт) и устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец просит суд обязать ООО "МПО "ПЖРТ" компенсировать ему моральный вред, в том числе в связи с отсутствием в сети Интернет информации, предусмотренной подп. "и" п. 3 Стандарта, а именно отчета об исполнении управляющей организацией договора управления.
Детализация названных сведений предусмотрена формой 2.8 Форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденных приказом Минстроя России от 22.12.2014 г. N 882/пр (далее Формы, Приказ N 882/пр).
Между тем, в соответствии с п. 9(3) Стандарта информация, предусмотренная подпунктом "и" пункта 3 настоящего документа, раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация, товарищество, кооператив осуществляли управление многоквартирным домом.
Поскольку Формы вступили в силу в 2015 г., то согласно п.9(3) Стандарта сведения по отчету за 2015 год управляющая организация обязана раскрыть в 1 квартале 2016 года.
Так, на доработанном согласно Формам сайте www.reformagkh.ru в настоящее время раскрыть информацию по отчету за 2014 г. технически не представляется возможным, так как срок раскрытия такой информации истек 01.04.2015 г., то есть до вступления в силу Форм (25.05.2015 г.).
При этом срок доработки сайта www.reformagkh.ru истек 23.06.2015 г. и потому в силу п.9 Стандарта 30-ти дневный срок для опубликования предусмотренной п.п. "а"-"ж" и "к" п.3 Стандарта информации, путем ее размещения в формах истекает лишь 23.07.2015 г.
В соответствии с Формами опубликовать отчет об исполнении договора управления можно только за 2015 год и далее.
Изложенное свидетельствует о несостоятельности довода истца о том, что управляющая организация обязана в течение 7 рабочих дней после выполнения каких-либо работ (услуг) опубликовать сети Интернет информацию о наименовании этих работ (услуг), так как раскрытие указанной информации также предусмотрено подп. "и" п.3 Стандарта и п. 21 ф.2.8 Форм.
Также не подлежит удовлетворению исковое требование Прохорова А.А. о получении в сети Интернет в срок до 24.07.2015 г. информации, предусмотренной подп. "а"-"ж" и "к" п.3 Стандарта, по следующим основаниям.
В соответствии с п.9 Стандарта обязанность по раскрытию информации, предусмотренной п.п. "а" - "ж" и "к" п.3 настоящего документа, возникает для управляющей организации - не позднее 30 дней со дня заключения договора управления.
В п. 3(1) Стандарта указано, что информация, предусмотренная подпунктами "в" -"и" пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.
Таким образом, с учетом требований, установленных п.3(1) и п.9 Стандарта, в отношении каждого многоквартирного дома должны быть раскрыты следующие виды информации:
общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно- технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (п.п. "в" п.3 Стандарта);
информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг (подп. "г" п.3 Стандарта);
информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (подп. "д" п.3 Стандарта);
информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме (подп. "е" п.3 Стандарта);
информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор) (подп. "ж" п.3 Стандарта);
информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний (подп. "з" п.3 Стандарта).
Для опубликования в сети Интернет столь большого объема указанной информации путем заполнения предусмотренных Приказом N882/пр Форм, требуется значительное количество рабочего времени.
Учитывая данное обстоятельство, законодатель установил 30-дневный срок для раскрытия информации, предусмотренной подп. "а"-"ж" и "к" п.3 Стандарта, закрепив это положение в п.9 Стандарта.
А для раскрытия информации по отчету об исполнении договора (п.п. "и" п.3 Стандарта) установлен 3-х месячный срок в соответствии с п.9.3 Стандарта.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются также пояснениями третьего лица Государственной жилищной инспекции Самарской области (л.д. 15-17, 50а-54).
Решением Советского районного суда г.Самары от 23.12.2013 г. (л.д. 50-50 оборот) установлено, что управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес", в котором расположена квартира истца N79, осуществлялось управляющей организацией ООО "МПО "ПЖРТ" до ноября 2013 г.
С 11.11.2013 г. с Прохоровым А.А. заключен договор на управление многоквартирным домом ООО "Ассоциация Управляющих компаний".
Как следует из справки ООО "МПО "ПЖРТ" от 22.06.2015 г. N1695 (л.д. 14), данное общество не осуществляет управление домом N85 по "адрес", что стороной истца не оспаривается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что 30-ти дневный срок для опубликования сведений предусмотрено только лишь при заключении нового договора управления многоквартирным домом, судебная коллегия признает ошибочными, поскольку как было указано выше в связи с доработкой сайта www.reformagkh.ru в силу п.9 Стандарта указанный срок для опубликования предусмотренной п.п. "а"-"ж" и "к" п.3 Стандарта информации, путем ее размещения в установленных формах истекает лишь 23.07.2015 г.
Тогда как до 23.07.2015 г. размещать указанную информацию вне нормативно установленных форм, управляющая организация не обязана.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, нарушений в раскрытии информации в данном случае не установлено, с чем судебная коллегия соглашается полностью.
В силу требований приведенных выше положений нормативных актов, обязательных для всех управляющих организаций и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела, суд правильно отставил иск Прохорова А.А. без удовлетворения, поскольку какие-либо договорные отношения с ООО "МПО "ПЖРТ" у истца отсутствуют, в то время как доводы истца о нарушении ответчиком стандартов раскрытия информации о своей деятельности не нашли своего достоверного подтверждения.
Отказ в удовлетворении иска в части возложения на ООО "МПО "ПЖРТ" обязанности разместить указанную выше информацию, влечет отказ в удовлетворении производного требования о компенсации морального вреда, поскольку сторона истца в нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ не представила суду достаточные и убедительные доказательства нарушения ответчиком потребительских прав истца в контексте заявленных им требований.
Судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что приведенная выше информация должна быть размещена в открытом публичном доступе для неопределенного круга лиц, так как того требует истец.
На иные обстоятельства нарушения ответчиком потребительских прав Прохорова А.А. сторона истца не ссылалась и доказательства тому не представляла.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не требовал от истца предоставления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, судебная коллегия признает надуманными, поскольку настоящий иск относится к категории споров о защите прав потребителя и потому в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ истец по данному иску освобождается от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, судебная коллегия не может принять во внимание доводы апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении иска Прохорова А.А. к ООО "МПО ПЖРТ" о раскрытии информации и компенсации морального вреда является правильным.
Указанные в апелляционной жалобе Прохорова А.А. доводы по существу повторяют обстоятельства дела, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, принятого при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела. Нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Самары от "10" июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Прохорова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.