Судья Забайкальского краевого суда Смоляков П. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании,
по жалобе защитника лица, привлекаемого к административной ответственности,
на постановление судьи Кыринского районного суда Забайкальского края от 11 августа 2015 года,
дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отношении:
Авакяна Д. П. "данные изъяты"
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кыринского районного суда Забайкальского края от 11 августа 2015 года (л.д. 21-25) Д.П. Авакян признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации. До исполнения наказания в виде административного выдворения он помещён в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Забайкальскому краю.
В жалобе (л.д. 44-47), поданной в Забайкальский краевой суд, защитник Д.П. Авакяна - А.В. Ишора - просит указанное постановление отменить.
В Забайкальском краевом суде Д.П. Авакян и А.В. Ишора указанную жалобу поддержали, представитель УФМС России по Забайкальскому краю А.И. Иванов не возражал против её удовлетворения в части исключения указания на назначение Д.П. Авакяну административного наказания в виде административного выдворения Д.П. Авакяна за пределы Российской Федерации.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении и изучив его материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учёта, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно подпункту 2 части первой статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 11 августа 2015 года в 7 часов 30 минут на фермерской стоянке, расположенной возле села "адрес", в ходе проверки, проведённой сотрудниками миграционного пункта УФМС России по Забайкальскому краю в Кыринском районе и Кыринского отдела УФСБ России по Забайкальскому краю, выявлен прибывший в Российскую Федерацию 5 июня 2015 года гражданин Республики Г. Д.П. Авакян, в отношении которого ранее - 16 мая 2014 года - Кыринским районным судом Забайкальского края было вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, вступившее в законную силу.
Таким образом, Д.П. Авакян нарушил правила въезда в Российскую Федерацию.
Факт совершения Д.П. Авакяном административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении N от 11 августа 2015 года (л.д. 3-4), постановлением судьи Кыринского районного суда Забайкальского края от 16 мая 2014 года (л.д. 12-13) и другими материалами дела об административном правонарушении, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия Д.П. Авакяна правильно квалифицированы по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Д.П. Авакяна к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, вынесено судьёй районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для отмены обжалованного постановления, в том числе - по доводам жалобы, не усматривается.
Вместе с тем, судьёй Кыринского районного суда Забайкальского края в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ не были учтены положения части 2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из дела видно, что на территории Российской Федерации Д.П. Авакян проживает совместно с сыном - гражданином Российской Федерации Н.Д. Авакяном, родственников в Республике Г. не имеет. Кроме того, он является пожилым человеком ( "данные изъяты") и страдает рядом заболеваний, нуждаясь в уходе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинён в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершённому преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведённые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учёт причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинён в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и др.).
С учётом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Д.П. Авакяну административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод - при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации необходимо исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину такой меры ответственности, а также из её соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов.
При таких обстоятельствах постановление судьи Кыринского районного суда Забайкальского края от 11 августа 2015 года подлежит изменению путём исключения из него указания на назначение Д.П. Авакяну административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
жалобу защитника А.В. Ишора, действующей в интересах Д.П. Авакяна, удовлетворить.
Постановление судьи Кыринского районного суда Забайкальского края от 11 августа 2015 года, вынесенное в отношении Д.П. Авакяна по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ, изменить: исключить из него указание на назначение Д.П. Авакяну административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части названное судебное постановление оставить без изменения.
Освободить Д.П. Авакяна из специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Забайкальскому краю.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья П.Н. Смоляков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.