Судья Калининградского областного суда
Корнюшенков Г.В.
при секретаре Лакман Т.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Отт А. на постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 21 июля 2015 года, которым гражданин "данные изъяты" Отт А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением ему административного наказания в виде наложения административного штрафа в размере 2000 руб., с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выдворения за пределы Российской Федерации.
Заслушав объяснения Отт А., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 21.07.2015 года, составленному должностным лицом ОИК УФМС России по Калининградской области, 21.07.2015 года в 09 час. 40 мин. по адресу: "адрес", в ходе приема иностранных граждан, был выявлен гражданин "данные изъяты" Отт А., с нарушением миграционного законодательства на территории РФ. Отт А. прибыл на территорию Российской Федерации 30 мая 2015 года. Имеет разрешение на временное проживание сроком действия до 02.07.2015 года. Срок пребывания истек по окончании срока действия РВП 02.07.2015 года. По истечении срока временного пребывания, территорию РФ в установленный законом срок не покинул, начиная с 03.07.2015 года проживал на территории РФ без постановки на миграционный учет, чем нарушил требования ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей районного суда вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе Отт А. просит постановление судьи изменить в части выдворения из Российской Федерации. В обоснование указывает, что он полностью признает свою вину и раскаивается в содеянном правонарушении. Он сам обратился к сотрудникам УФМС для урегулирования своих прав законным путем. Срок незаконного пребывания является незначительным. Ранее к административной ответственности не привлекался. Штраф им оплачен. Также указывает, что более четырех лет проживает в гражданском браке с гражданкой "данные изъяты" Б., имеет совместно нажитое имущество. Выдворение за пределы РФ нарушит его семейную жизнь. Просит учесть, что является инвалидом "данные изъяты" группы с детства.
Проверив законность и обоснованность вынесенного судьей постановления, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений данной нормы, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Совершенное Отт А. деяние - нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина Отт А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении N от 21 июля 2015 г., объяснением Отт А., рапортом инспектора ОИК УФМС России по Калининградской области от 21 июля 2015 года.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется.
Постановление о привлечении Отт А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах суд считает привлечение Отт А. к ответственности правомерным и обоснованным.
Вместе с тем суд приходит к выводу, что с учетом конкретных обстоятельств дела назначение Отт А. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нельзя признать соответствующим целям наказания и принципам назначения наказания. Имеются основания для изменения вынесенного судьей районного суда постановления в этой части.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом согласно статье 3.1 указанного Кодекса административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
В данном деле суд принимает во внимание следующие конкретные обстоятельства.
Отт А. является инвалидом "данные изъяты" группы с детства. Как установлено судьей районного суда, административное правонарушение совершено им впервые. Из материалов дела следует, что Отт А. сам обратился к сотрудникам УФМС для урегулирования своих прав законным путем. Срок его незаконного пребывания на территории РФ является незначительным (19 дней).
Отт А полностью признает свою вину и раскаивается в содеянном правонарушении, явившимся следствием его ошибки в исчислении срока временного проживания. Назначенный ему штраф им оплачен.
До этого Отт А. в течение пяти лет преимущественно проживал на территории Российской Федерации. Оформляет документы для получения вида на жительство.
Отт А. длительное время находится в фактических семейных отношениях с гражданкой "данные изъяты" Б., совместно проживает с ней на основании договора найма жилого помещения, ведет с ней совместное хозяйство, поддерживает ее материально
Отт А. и Б. имеют совместно нажитое имущество, предпринимают меры, чтобы узаконить свои брачные отношения, оформляя необходимые документы для подачи в органы записи актов гражданского состояния.
Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле материалами, объяснениями Отт А., данными в судебном заседании, свидетельскими показаниями Б. и В.
Принимая во внимание совокупность имеющих значение для дела обстоятельств и выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 21 июля 2015 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Отт.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 21 июля 2015 года в отношении гражданина "данные изъяты" Отт А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из него указание на назначение Отт А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи оставить без изменения.
Судья Калининградского
областного суда Г.В. Корнюшенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.