Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Важениной Н.С.
судей Шароглазовой О.Н., Марченко О.С.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Михайловского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ "СОШ с.Кремово" Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, а также установке периметрального ограждения территории образовательного учреждения, к администрации Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности произвести финансирование указанных мероприятий,
по апелляционной жалобе администрации Михайловского муниципального района Приморского края
на решение Михайловского районного суда Приморского края от 09 июня 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
На МБОУ "СОШ с.Кремово" Михайловского муниципального района Приморского края возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, предусматривающую передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения.
На администрацию Михайловского муниципального района возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающую передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях МБОУ "СОШ с.Кремово" Михайловского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., выслушав пояснения прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд с названным иском, в обоснование указав, что в ходе проведения проверки соблюдения требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности было установлено, что антитеррористическая защищенность МБОУ "СОШ с.Кремово" Михайловского муниципального района образовательного должным образом не обеспечена. МБОУ "СОШ с.Кремово" Михайловского муниципального района не имеет системы видеонаблюдения, охранная сигнализация не имеет вывода на пульт охраны ОВД. В связи с чем просил возложить на МБОУ "СОШ с.Кремово" Михайловского муниципального района обязанность по установке системы видеонаблюдения, установке системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения. Обязать администрацию Михайловского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, установке системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях МБОУ "СОШ с.Кремово" Михайловского муниципального района.
Помощник прокурора Михайловского района в судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать ответчиков исполнить решение суда в течение 6 месяцев.
Представитель ответчика МБОУ "СОШ с.Кремово" в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском согласился, просил установить разумный срок для исполнения требований до 2017 года.
Представитель ответчика администрации Михайловского муниципального района Приморского края в судебном заседании возражала против исковых требований, и пояснил, что осуществить монтаж системы видеонаблюдения, установить охранную сигнализацию с выведением на пульт ОМВД в 2015 году не представляется возможным. В случае же удовлетворения исковых требований, просил установить разумный срок для исполнения решения до 2017 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась администрация Михайловского муниципального района Приморского края, ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда в части возложения обязанности на администрацию Михайловского муниципального района отменить, как незаконное.
Ответчики в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, от администрации Михайловского муниципального района поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства на более поздний срок, в связи с занятостью представителя в других процессах. Судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не усмотрела оснований для отложения судебного заседания и сочла возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав пояснения прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, и проверив материалы дела на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах указанных в ней доводов, судебная коллегия считает, что оснований для отмены принятого судом решения в оспариваемой части не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из наличия у ответчиков обязанности по обеспечению безопасности детей и работников, находящихся в учреждении путем принятия профилактических мер, направленных на противодействие терроризму.
Оснований для признания данного вывода суда необоснованным судебная коллегия не находит, поскольку факт отсутствия системы наблюдения, охранной сигнализации в МБОУ "СОШ с.Кремово" Михайловского муниципального района нашел подтверждение в судебном заседании и не отрицался ответчиком, а осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения, охранной сигнализации может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно применив нормы ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ч. 3, 6 и 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, возложив на администрацию Михайловского муниципального района Приморского края обязанность обеспечить финансирование МБОУ "СОШ с.Кремово" Михайловского муниципального района Приморского края для оборудования системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, а на МБОУ "СОШ с.Кремово" Михайловского муниципального района Приморского края - обязанность оборудовать учреждение системой видеонаблюдения, системой охранной сигнализации в соответствии со строительными нормами и правилами.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд не учел положения п. п. 5.1-5.2 Приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", из которых следует, что органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), на правильность выводов суда не влияет.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения.
Исходя из анализа положений действующего законодательства в области противодействия терроризму, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью, в том числе органов местного самоуправления, о чем верно указано судом.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что Михайловский муниципальный район является дотационным районом, финансовые средства на установление системы видеонаблюдения и охранной сигнализации в образовательном учреждении в бюджете на 2015 год и планируемый период 2016-2017 годы не предусмотрены, в связи с чем исполнить решение суда в установленный срок не представляется возможным, также не влечет отмену судебного постановления, поскольку отсутствие в бюджете финансовых средств на указанные цели не освобождает органы местного самоуправления от исполнения требований законодательства о противодействии терроризму.
Кроме того, заявитель вправе в порядке ст. 203 ГПК РФ поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения суда с указанием обстоятельств, препятствующих исполнению судебного постановления.
С учетом вышеизложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Михайловского районного суда Приморского края от 09 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Михайловского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.