Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Зиновьевой Г.Н., Ворониной М.В.,
при секретаре Колесниковой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы Мантуровского муниципального района Семенова А.М. на решение Мантуровского районного суда Костромской области от 01 июля 2015 года, которым постановлено:
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Роговская основная общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ, обеспечить в здании школы по адресу: "адрес", наличие системы видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны (центральный вход, крыльцо, холл первого этажа, раздевалка) на видеомонитор, устанавливаемый на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток.
Обязать администрацию Мантуровского муниципального района Костромской области совершить определенные действия по финансированию расходов муниципального казенного общеобразовательного учреждения Роговская основная общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области, необходимых для выполнения вышеперечисленных действий в целях устранения нарушений требований антитеррористической защищенности школы, в указанный выше срок.
Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав объяснения помощника прокурора Рыловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мантуровский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено отсутствие в Роговской основной общеобразовательной школе Мантуровского муниципального района систем технического контроля (видеонаблюдения) за обстановкой на территории образовательной организации, входами и помещениями, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории школы, способствует несанкционированному доступу в нее посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательной организации, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья. В адрес руководства МКОУ Роговская ООШ вносилось представление о необходимости устранить выявленные нарушения, однако до настоящего времени оно не исполнено. Ссылаясь на положения Федеральных законов "Об образовании в Российской Федерации", "О противодействии терроризму", "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, Приказ Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений", прокурор просил обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Роговская основная общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить в здании школы по адресу: "адрес" наличие системы видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны (центральный вход, крыльцо, холл первого этажа, раздевалка) на видеомонитор, устанавливаемый на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток; а также обязать администрацию Мантуровского муниципального района Костромской области совершить определенные действия по финансированию расходов муниципального казенного общеобразовательного учреждения Роговская основная общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области, необходимых для выполнения вышеперечисленных действий в целях устранения нарушений требований антитеррористической защищенности школы, в указанный выше срок.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава Мантуровского муниципального района Семенов А.М. просил решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указал, что администрация муниципального образования не может совершать действия по финансированию казенного учреждения, поскольку утверждение бюджета муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования и у депутатов, утверждающих бюджет Мантуровского муниципального района, может быть свое мнение по вопросу установки системы видеонаблюдения в МКОУ Роговская ООШ. Кроме того, полагает, что в нарушение ФЗ "О противодействии терроризму" и ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Концепции противодействия терроризму в РФ, суд не привлек к участию в деле администрацию Костромской области, департамент финансов Костромской области, департамент образования и науки Костромской области. Также указывает, что в соответствии с п. 4.5 Стандарта безопасности в общеобразовательных учреждениях Костромской области предусмотрено, что наличие системы видеонаблюдения обязательно в здании общеобразовательной организации с численностью более 100 обучающихся. А поскольку такого количества обучающихся в школе нет, то установка системы видеонаблюдения в Роговской ООШ не обязательна. Выражает несогласие с выводом суда о возможности увеличения фактической наполняемости школы до количества посадочных мест 192, поскольку они опровергаются приведенными количественными показателями обучающихся, воспитанников и персонала в МКОУ Роговская ООШ за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Мантуровский межрайонный прокурор просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Рылова Т.В. считала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как видно из материалов дела, Мантуровской межрайонной прокуратурой Костромской области проведена проверка в МКОУ Роговская ООШ в части обеспечения антитеррористической защищенности учреждений образования на территории района.
В ходе проведенной проверки было установлено отсутствие в указанном образовательном учреждении систем технического контроля (видеонаблюдения) за обстановкой на территории образовательной организации, входами и помещениями, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории школы, способствует несанкционированному доступу в нее посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательной организации, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МКОУ Роговская ООШ вносилось представление N об устранении нарушений законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактике терроризма и экстремизма, однако в части обеспечения наличия системы видеонаблюдения представление до настоящего времени не исполнено.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В числе основных принципов противодействия терроризму в пунктах 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 6.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" названы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, и приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 2 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 7 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, настоящая Концепция, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области (пункт 9 Концепции).
Проанализировав названные положения законодательства, суд исходил из того, что отсутствие системы видеонаблюдения в общеобразовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
В этой связи пришел к правильному выводу о возложении на МКОУ Роговская ООШ обязанности установить систему видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой на объекте.
Правильным является и вывод суда о том, что обязанность по финансированию мероприятий по установке системы видеонаблюдения должна быть возложена на администрацию Мантуровского муниципального района Костромской области.
Как следует из п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно п. п. "данные изъяты" Устава МКОУ Роговская ООШ, утвержденным постановлением главы Мантуровского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ N, учредителем учреждения является муниципальное образование Мантуровский муниципальный район. Правомочия собственника имущества и учредителя учреждения осуществляет администрация Мантуровского муниципального района.
Из приведенных норм права и положений Устава школы следует, что обязанность по финансированию профилактических мероприятий в области противодействия терроризму, одним из которых является установка систем видеонаблюдения в школе, возложена на орган местного самоуправления - администрацию Мантуровского муниципального района.
Доводы жалобы о том, что администрация Мантуровского муниципального района не имеет возможности исполнить решение суда, поскольку утверждение бюджета относится к исключительной компетенции Собрания Депутатов, отклоняется судебной коллегией, так как необходимость соблюдения процедуры внесения изменений в бюджет с целью выделения денежных средств для исполнения решения не является обстоятельством, свидетельствующим о невозможности возложения на администрацию обязанности осуществлять финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения в школе.
Несостоятельны и доводы жалобы о не привлечении судом к участию в деле администрации Костромской области, департамента финансов Костромской области, департамента образования и науки Костромской области, поскольку в силу вышеприведенных норм исполнение тех обязанностей, о который просит прокурор, не связано с полномочиями этих органов.
Не могут повлечь отмену решения и доводы жалобы о том, что оборудование школы системой видеонаблюдения необязательно в силу того, что количество обучающихся в ней менее 100 человек, поскольку выполнение возложенной судом обязанности направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Обеспечение состояния защищенности здания включено законом в систему профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, вне зависимости от количества обучающихся.
Кроме того, в соответствии с информацией о предельной наполняемости школ Мантуровского района, предоставленной Отделом образования Администрации Мантуровского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ N, проектная мощность количества обучающихся в МКОУ Роговская ООШ составляет - 192 человека.
Ответчик осуществляет круглогодичный прием детей, в связи с чем нельзя обуславливать необходимость установки системы видеонаблюдения количеством фактически обучающихся на дату вынесения решения детей.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мантуровского районного суда Костромской области от 01 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Мантуровского муниципального района Семенова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.