Судебная коллегия по гражданским делам "данные изъяты" областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.,
судей: Чупрыной С.Н., Мухаметзяновой Н.И.,
при секретаре: Молоковой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании "данные изъяты" года,
дело по иску Самойловой (Деловой) О.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) по г. "данные изъяты" о включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и назначения досрочной трудовой пенсии,
поступившее по апелляционной жалобе истицы Самойловой (Деловой) О.В.,
на решение "данные изъяты" районного суда г. "данные изъяты" от "данные изъяты" года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований Самойловой (Деловой) О.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. "данные изъяты" о включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и назначении досрочной трудовой пенсии отказать".
Заслушав доклад судьи Мухаметзяновой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по г. "данные изъяты" N "данные изъяты" от "данные изъяты" г. Самойловой О.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности, по п.20 ч.1 ст.30 Федерального Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия требуемого специального стажа, из необходимых 30 лет засчитано 25 лет 03 месяца 17 дней.
Периоды работы с 01.08.1990 г. по 31.03.1991 г. в должности медицинской сестры палатной БИТ офтальмологического отделения стационара в "данные изъяты" городской клинической больнице N "данные изъяты", периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 20.03.1992 г. по 25.08.1992 г., в отпуске по уходу за ребенком с 26.08.1992 г. по 31.05.1994 г. засчитаны в специальный стаж в календарном порядке в применении льготного исчисления отказано со ссылкой на Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 781 от 22.10.2002 г.
Период работы с 13.01.2009 г. по 26.03.2015 г. в должности операционной медицинской сестры в ООО МОЦВТ " "данные изъяты"" не засчитан в специальный стаж со ссылкой Список должностей и учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г., и на отсутствие сведений о льготном характере в индивидуальном (персонифицированном) учете.
Периоды нахождения в учебных отпусках с 01.02.2006 г. по 11.02.2006 г., с 10.05.2006 г по 29.05.2006 г., с 06.11.2006 г. по 02.12.2006 г., с 09.04.2007 г. по 01.05.2007 г., с 12.11.2007 г. по 08.12.2007 г., с 07.04.2008 г. по 29.04.2008 г., с 06.10.2008 г. по 01.11.2008 г., с 24.11.2008 г. по 12.01.2009 г. не засчитаны в специальный стаж со ссылкой на п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N516 от 11.07.2002г.
Самойлова (Делова) О.В., не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) по г. "данные изъяты", уточнив который просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию, обязать ответчика включить в специальный стаж лечебной деятельности период ее работы с 13.01.2009 г. по 26.03.2015 г. в должности операционной медицинской сестры в ООО МОЦВТ " "данные изъяты"" в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев и назначить страховую пенсию с момента обращения с заявлением - с "данные изъяты" г.
Требований о включении в специальный стаж иных периодов не заявляла.
Ответчик исковые требования не признал.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истица Самойлова (Делова) О.В. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное.
Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. "данные изъяты" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки в суд апелляционной инстанции не представил, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявлял, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истицы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим оставлению без изменения по следующим мотивам.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что суд незаконно отказал в удовлетворении ее исковых требований о назначении ей страховой пенсии, в связи с осуществлением лечебной деятельности, являются несостоятельными.
В силу ст. 8 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В связи с тем, что трудовая деятельность истицы протекала в городе, суд, рассматривая заявленные требования, правомерно исходил при оценке пенсионных ее прав из необходимого специального стажа в объеме 30 лет.
В соответствии с ч.2 ст.30 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16.07.2014 г. приняло Постановление N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", которое действует с 01.01.2015 г.
Согласно подпункта "н" пункта 1 данного Постановления установлено, что при определении права на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно записям в трудовой книжке, истица с 13.01.2009 г. принята на работу в ООО МОЦВТ " "данные изъяты"" на должность медсестры операционной высшей категории, с 30.06.2009 г. назначена на должность старшей медицинской сестры операционной высшей категории, где работает по настоящее время.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что она осуществляла медицинскую деятельность, а потому работа в ООО МОЦВТ " "данные изъяты"" по характеру работы, кругу её обязанностей должна быть приравнена к работе медицинских сестер в государственных учреждениях здравоохранения; работодатель ООО МОЦВТ " "данные изъяты"" подавал сведения для индивидуального персонифицированного учета, однако пенсионным органом было отказано в принятии данных сведений со ссылкой на организационно-правовую форму предприятия - общество с ограниченной ответственностью; считает, что назначение досрочной пенсии не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой она осуществляла лечебную деятельность, ее формы собственности (государственная или частная), коммерческой или некоммерческой цели и деятельности - на законность постановленного судом решения не влияют.
В целях обеспечения Конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (ч.2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.
При этом, правовое значение для оценки пенсионных прав граждан имеет не только должность, в которой он работает, но и учреждение, в котором он осуществляет лечебную или иную деятельность по охране здоровья. Совокупность двух этих факторов являются правовым основанием для определения права на досрочную страховую пенсию по старости.
В Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г., в разделе "наименование должностей" указаны медицинские сестры, в том числе операционные, старшие операционные медицинские сестры; в разделе "наименование учреждений" больницы всех наименований, поликлиники всех наименований.
Тем же Постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29.10.2002 г. утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Таким образом, ни указанный Список, ни Правила не предусматривают возможность зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, врачам, работающим в обществах с ограниченной ответственностью.
Ссылки истицы в апелляционной жалобе на Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N11-П, основанием к отмене решения суда первой инстанции не являются.
Данное Постановление Конституционного Суда РФ не содержит выводов по вопросам пенсионного обеспечения медицинских работников, работа которых протекала не в учреждениях здравоохранения. Предметом рассмотрения Конституционного суда являлся вопрос о праве на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными (муниципальными).
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что ООО МОЦВТ " "данные изъяты"" учреждением здравоохранения не является.
Согласно п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 ст.27 Федерального Закона N173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической и лечебной деятельностью, предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Согласно ст.120 ГК РФ (в редакции до 1 сентября 2014 года), действовавшей в период спорной работы истицы, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии со ст.123.21 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ), действующей в настоящее время, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В силу ст.123.23 ГК РФ частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.
Из Устава ООО МОЦВТ " "данные изъяты"" следует, что общество является коммерческой организацией, и преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Целями и предметом деятельности общества является офтальмологическая практика, деятельность в области охраны здоровья, организация оптовой и розничной торговли лекарственными препаратами, производство и реализация товаров народного потребления, организация оптовой и розничной торговли материальными, сырьевыми и другими видами ресурсов, акцизными товарами, продукцией и сырьем, продовольствием, горюче-смазочными материалами, оборудованием, прочими машинами и запасными частями к ним, деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование, строительная деятельность, реконструкция и ремонт, эксплуатация и сдача в наем объектов производственной и жилой сферы, гостиниц, мотелей, пансионатов и баз отдыха, сдача в аренду торговых площадей, складских помещений, и торгового оборудования, оказание автотранспортных услуг, оказание услуг связи, издательско-полиграфическая деятельность, лизинговая деятельность, инвестиционная деятельность.
При таких обстоятельствах, ООО МОЦВТ " "данные изъяты"" не является учреждением здравоохранения, в связи с чем работа истицы в обществе в качестве операционной медицинской сестры и старшей операционной сестры не дает права на льготное пенсионное обеспечение по п.20 ч.1 ст.30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", а наличие лицензий, разрешающих обществу осуществление медицинских услуг, безусловным основанием для назначения такой пенсии не является.
Кроме того, в силу ч.1 ст. 14 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичная норма содержится в п. 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 258н от 31.03.2011 г.
Согласно Федеральному закону "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе.
Истица зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования.
В индивидуальном (персонифицированном) лицевом счете истицы за спорный период её работы с 13.01.2009 г. по 26.03.2015 г. в ООО МОЦВТ " "данные изъяты"" отсутствуют данные о характере ее работы в спорный период, предусматривающего льготное пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал истице во включении в ее специальный стаж лечебной деятельности, для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периода ее работы с 13.01.2009 г. по 26.03.2015 г. операционной медицинской сестрой в ООО МОЦВТ "данные изъяты"".
Истица обратилась с заявлением о назначении пенсии "данные изъяты" г., то есть в период действия Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях".
В силу ч.1 ст.22 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом периодов, засчитанных самим пенсионным органом в бесспорном порядке, у истицы на момент обращения в пенсионный орган отсутствует специальный стаж, предусмотренный п.20 ч.1 ст.30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г., в объеме 30 лет, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал истице в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности с "данные изъяты" г.
Иных доводов, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения либо опровергнуть выводы суда, апелляционная жалоба истицы не содержит.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение "данные изъяты" районного суда г. "данные изъяты" от "данные изъяты" года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы Самойловой (Деловой) О.В. - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.