Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.
при секретаре Адамовой К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 3 сентября 2015 года гражданское дело по иску Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Риск Жилищно-эксплуатационное управление" о возложении обязанности
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Риск Жилищно-эксплуатационное управление" на решение Курганского городского суда Курганской области от 26 марта 2015 года, которым постановлено:
"иск Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области удовлетворить.
Признать деятельность ООО "УО Риск ЖЭУ" по размещению опасных отходов без составления паспортов на отходы незаконной.
Обязать ООО "УО "Риск ЖЭУ" составить, утвердить и направить в Управление Росприроднадзора по Курганской области паспорта на опасные отходы I-IV класса опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручения им под роспись.
Взыскать с ООО "УО "Риск ЖЭУ" госпошлину в доход муниципального образования город Курган в размере 300 руб.".
Заслушав доклад судьи областного суда Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя прокуратуры Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский межрайонный природоохранный прокурор Курганской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Риск Жилищно-эксплуатационное управление" (далее - ООО "УО Риск ЖЭУ") о признании деятельности ответчика по размещению опасных отходов без составления паспортов на отходы незаконной, возложении обязанности по составлению, утверждению и направлению в Управление Росприроднадзора по Курганской области паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручения им под роспись.
В обоснование иска указано, что основным видом деятельности ответчика является оказание услуг по управлению и обслуживанию многоквартирных домов. Для осуществления своей деятельности ответчиком арендовано помещение по "адрес" в г. Кургане площадью 70 кв.м., освещаемое лампами накаливания. В процессе деятельности ООО "УО Риск ЖЭУ" образуется также мусор от уборки помещений, канцелярские отходы. В ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды установлено, что в процессе деятельности ответчика образуются отходы I-IV класса опасности, однако ответчиком не предприняты меры по своевременному оформлению паспортов на отходы и направлению их в уполномоченный орган. Обращение с отходами без определения классов опасности может привести к негативному воздействию на окружающую среду, выбросам вредных веществ в атмосферу, причинению иного вреда окружающей среде.
В судебном заседании прокурор Заверткина Л.С. на доводах иска настаивала.
Представитель ответчика ООО "УО Риск ЖЭУ" в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки неизвестна.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора в Курганской области Сартаков Р.С. исковые требования поддержал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "УО Риск ЖЭУ" просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается предоставление прокурором документов, не подтверждающих факт проведения проверки на территории ответчика, без проведения которой установить факт нарушения законодательства невозможно. Считает, что суду следовало установить полномочия Курганского межрайонного природоохранного прокурора на обращение с иском в защиту прав и интересов работников ООО "УО Риск ЖЭУ".
В возражениях на апелляционную жалобу Курганский межрайонный природоохранный прокурор полагает решение суда не подлежащим отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (подп. 3 п. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Указанные вопросы урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Названным Федеральным законом предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п. 1 ст. 2).
В силу положений ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.
Материалами дела установлено, что ООО "УО "Риск ЖЭУ" осуществляет деятельность по управлению и обслуживанию многоквартирных домов. Указанная деятельность осуществляется ответчиком по адресу: "адрес", в нежилом помещении общей площадью 87,9 кв.м., на основании договора аренды N N нежилого помещения (строения, здания) муниципальной казны, заключенного " ... " между ответчиком и Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана.
Ссылаясь на результаты прокурорской проверки, в ходе которой установлено образование в процессе деятельности ответчика отходов с I по V класс опасности, истцом к исковому заявлению, поданному в суд " ... " приложено объяснение руководителя ООО "УО Риск ЖЭУ" от " ... ", где последним даны пояснения об использовании при освещении указанного выше офиса ламп накаливания и образовании в процессе деятельности отходов в виде мусора от помещений учреждения, канцелярских отходов и проведении влажной уборки на арендуемой территории.
Как следует из справки по результатам участия в проведении надзорных мероприятий по соблюдению требований законодательства в сфере обращения с отходами ООО "УО Риск ЖЭУ", составленной ведущим специалистом отдела государственного надзора в сфере окружающей среды Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курганской области, " ... " (в период после предъявления иска) последний принимал участие в проведении проверки соблюдения требований законодательства сфере обращения с отходами ООО "УО Риск ЖЭУ", в ходе которой было установлено, что ответчиком по указанному адресу для освещения офисного помещения используются лампы накаливания и люминесцентные лампы, кроме того, в результате деятельности организации образуются отходы производства и потребления различных классов опасности, в частности, отходы I, IV и V класса опасности (ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные лампы, утратившие потребительские свойства; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства). Согласно названной справке, составленной по результатам участия в проведении надзорных мероприятий по соблюдению требований законодательства в сфере обращения с отходами ООО "УО "Риск ЖЭУ", на основании заключенного " ... " договора услуги по вывозу отходов на объект размещения ответчику предоставляет ИП Вишняков А.В.
Удовлетворяя заявленные Курганским межрайонным природоохранным прокурором требования? суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001, Национальный стандарт ГОСТ Р 53691-2009, постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712, разъяснения Минприроды России от 15 сентября 2014 года N 05-12-44/20925 пришел к выводу о признании деятельности ответчика, осуществляемой без составления паспортов на отходы I-IV класса опасности незаконной и возложил на ООО "УО "Риск ЖЭУ" обязанность по составлению, утверждению и направлению в Управление Росприроднадзора по Курганской области соответствующих паспортов.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, не соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья.
В силу ст. 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно п. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, в соответствии с п.п. 3, 4, 5 которых паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. Определение данных о составе и свойствах отходов I - IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.
Согласно п. 6 указанных Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Таким образом, материалы отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности являются основой для заполнения хозяйствующим субъектом паспорта отхода по типовой форме, утвержденной вышеуказанным постановлением N 712, и тем самым процедура подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной перед процедурой паспортизации отходов.
Как разъяснено в письме Минприроды России от 15 сентября 2014 года N 05-12-44/20925 "О направлении разъяснений по подтверждению отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и паспортизации отходов", для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующему субъекту, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности ряд документов и обосновывающих материалов, в частности, заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности с индивидуальными регистрационными данными хозяйствующего субъекта; информацию, включающую сведения о происхождении, условиях образования, агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов; документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава, документы и материалы, подтверждающие отнесение данного вида отхода к конкретному классу опасности в соответствии с критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду - при установлении класса опасности вида отходов на основании критериев отнесения отходов к I - V классам опасности; копии акта отбора проб отхода и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - при установлении класса опасности вида отходов на основании критериев отнесения отходов к I - V классам опасности на окружающую среду; предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в федеральный классификаторный каталог отходов (ФККО) и банк данных об отходах (БДО), с указанием его кода и наименования по ФККО, - при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО; предложение о включении данного вида отходов в ФККО и в БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования - при установлении класса опасности вида отходов на основании критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Подтверждением отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности для хозяйствующего субъекта является копия письма территориального органа Росприроднадзора в письменной и/или электронной форме о соответствии данного вида отходов аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или о соответствии данного вида отходов конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО. По итогам подтверждения отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт отхода согласно Правилам проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением N 712.
Таким образом, для составления и утверждения паспорта на опасные отходы I-IV класса необходимо проведение ряда мероприятий по отнесению вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, предшествующих подтверждению отнесения уполномоченным органом отходов к конкретному классу опасности, без такого подтверждения составление и утверждение паспорта отходов невозможно, что судом первой инстанции не принято во внимание. С учетом изложенного, а также исходя из полномочий Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в области обращения с отходами, перечисленных в соответствующем Положении, утвержденном постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 года N 338, судебная коллегия полагает, что материалы дела не содержат достоверных и бесспорных доказательств, свидетельствующих об осуществлении ответчиком деятельности по размещению опасных отходов I-IV класса опасности.
Кроме того, судом при принятии оспариваемого решения не учтено, что обязанность юридического лица по оформлению паспортов на отходы I-IV класса опасности, образуемые в процессе деятельности предприятия, установлена законодательно, и соответственно, судебного решения о возложении на ООО "УО "Риск ЖЭУ" вышеуказанных обязанностей не требуется, при этом законодателем предусмотрена ответственность за нарушение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. При этом, экономическая деятельность осуществляется на основании принципа презумпции добросовестности участников гражданского оборота и предполагается, что ответчик обязан обеспечить осуществление своей деятельности в соответствии с обязательными законными требованиями, чем не исключается возможность государственного контроля за его деятельностью.
Более того, паспорт отходов является документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащим сведения об их составе, который в силу закона выдается юридическому лицу территориальным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды по итогам подтверждения отнесения письмом территориального органа Росприроднадзора к конкретному классу опасности и, предъявляя требования о возложении на ответчика обязанности составить, утвердить и направить соответствующие паспорта, прокурор тем самым ставит исполнение судебного решения в зависимость от действий и решений соответствующего органа, что заведомо влечет невозможность принудительного исполнения судебного акта.
В то же время, при удовлетворении заявленных прокурором требований в части признания деятельности ООО "УО "Риск ЖЭУ", осуществляемой без паспортов отходов и возложения на ответчика обязанности составить, утвердить и направить в соответствующий орган паспорта на опасные отходы I-IV класса опасности, судом первой инстанции не принято во внимание, что материалы дела не содержат данных, свидетельствующих об осуществлении ответчиком по указанному адресу деятельности по размещению отходов II-III класса опасности.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Курганского межрайонного природоохранного прокурора у суда первой инстанции не имелось, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
При таких обстоятельствах, настоящее исковое заявление подано Курганским межрайонным природоохранным прокурором в рамках предоставленных ему законом полномочий для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем довод ответчика в данной части является несостоятельным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 26 марта 2015 года отменить.
В удовлетворении иска Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО "УО Риск ЖЭУ" о признании деятельности ответчика по размещению опасных отходов без составления паспортов на отходы незаконной, возложении обязанности по составлению, утверждению и направлению в Управление Росприроднадзора по Курганской области паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности для окружающей среды, которые образуются от его деятельности способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручения им под роспись - отказать.
Судья-председательствующий Богданова О.Н.
Судьи: Безносова Е.И.
Ушакова И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.