Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Аброськиной Е.А., Зеленовой Е.Ф.,
при секретаре Терюшовой М.С.,
рассмотрела года в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Майбуровой Г.У., третьего лица Каримовой Р.И.на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 09 июня 2015 года по иску Майбуровой Г.У. к Администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области, Администрации Урукульского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области, Министерству экологии Челябинской области о возложении обязанности предоставить сертификат на выплату жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Козиной Н.М. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения истца Майбуровой Г.У. и ее представителя судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Майбурова Г.У. обратилась в суд с иском к Администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области, Администрации Урукульского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области, Министерству экологии Челябинской области о возложении обязанности предоставить ей сертификат на выплату жилищной субсидии в объеме средств, причитающихся выплате ее бабушке Юлдашевой Т.Х. и ее несовершеннолетним детям.
В обоснование иска указала на то, что решением Кунашакского районного суда от 16 августа 2013 года признан незаконным отказ администрации Кунашакского района о включении Юлдашевой Т.Х. и членов ее семьи Майбуровой Г.У., ее несовершеннолетних детей Каримовой Р.И., Майбуровой Л.Е., Майбуровой К.Е., Майбуровой Н.Е. в список граждан-получателей субсидии (государственная финансовая поддержка лицам, подвергшимся влиянию радиации, эвакуированным из мест радиационного загрязнения, и членам их семей) по Кунашакскому муниципальному району с даты постановки на учет 01 июня 2003 года.
Согласно заявлению от 30 июня 2014 года ее семья была включена в список граждан на получение сертификата в 2015 году, однако ***года Юлдашева Т.Х. умерла. Истец обращалась к ответчикам по вопросу выплаты ей и ее несовершеннолетним детям субсидии, то есть социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Однако в данной выплате ей отказано. Считает отказ незаконным, поскольку ее бабушка Юлдашева Т.Х. и члены ее семьи имели обязательство от Российской Федерации, установленное законом и являющееся мерой социальной поддержки, гарантированной Конституцией Российской Федерации. В силу закона обязательства должны исполняться надлежащим образом. Статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен порядок и способ исполнения обязательства после смерти получателя.
В суде первой инстанции истец, ее представитель исковые требования поддержали.
Третье лицо Каримова Р.И. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, в отзыве указал, что с иском не согласен, поскольку передача по наследству членам семьи права гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующего на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, законом не предусмотрена.
Представитель ответчика Администрации Урукульского сельского поселения Кунашакского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства экологии Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований, так как передача по наследству членам семьи гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендующего на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", не предусмотрена.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Майбуровой Г.У. отказано.
В апелляционной жалобе истец Майбурова Г.У., третье лицо Каримова Р.И. просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить. Указывают, что статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. На основании статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчики обязаны передать сертификат на выплату жилищной субсидии членам семьи эвакуированной из зоны радиационного загрязнения Юлдашевой Т.Х. Кроме того, пунктами 4, 46 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" предусмотрена возможность замены сертификата в связи со смертью его владельца, что на их взгляд не исключает логики федерального законодателя о праве членов семьи на получение государственной жилищной субсидии по смерти его получателя. Также данный порядок не содержит норм о том, что со смертью гражданина его участие в подпрограмме прекращается.
Представители ответчиков, третье лицо о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как усматривается из материалов дела, Юлдашева Т.Х. как эвакуированная из н.п. Новое Асаново, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк", сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, была включена в Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы с составом семьи 6 человек - внучкой Майбуровой Г.У., правнучками Каримовой Р.И., Майбуровой Л.Е., Майбуровой К.Е., Майбуровой Н.Е.
По состоянию на 01 июля 2014 года Юлдашева Т.Х. состояла на учете в Сводном списке граждан-участников подпрограммы "Выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2015 год по Челябинской области под номером 27.
***года Юлдашева Т.Х. умерла.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Майбурова Г.У. и члены ее семьи не относятся к категориям лиц, указанных в п.п. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и не имеют право на выплату жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета после смерти Юлдашевой Т.Х.
Данные выводы судебная коллегия находит правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Статьями 14 (пункт 2 части 1), 15 (пункт 1 части 1), 16 (часть 2), 17 (пункт 7), 22 (часть 1) Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации; при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства N 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена целевая программа "Жилище" на 2011-2015 года, в соответствие с которой установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 года.
С учетом изложенного мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, гарантируется Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" только для указанных в Законе категорий, к которым члены семьи умершего гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" не относятся.
Доводы апелляционной жалобы о том, что члены семьи умершего гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" имеют право на получение сертификата на выплату жилищной субсидии, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании закона.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с абзацем 14 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы" предусмотрено право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, только в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Для членов семей умерших граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" предоставление мер социальной поддержки в виде получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения указанными нормативными актами не предусмотрено, что согласуется с положениями ст. 1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которым настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Ссылка в жалобе на положения ст. 1183 ГК РФ не может быть принята во внимание, поскольку средства жилищной субсидии не относятся к суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, предназначенным для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 09 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Майбуровой Г.У., Каримовой Р.И.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.