судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Важениной Н.С.
судей Марченко О.С., Шароглазовой О.Н.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Михайловского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ "СОШ с. Абрамовка" Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, к Администрации Михайловского муниципального района Приморского края о возложении обязанности произвести финансирование указанных мероприятий,
по апелляционной жалобе администрации Михайловского муниципального района Приморского края
на решение Михайловского районного суда Приморского края от 09 июня 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
На МБОУ "СОШ с. Абрамовка" Михайловского муниципального района Приморского края возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить систему видеонаблюдения, систему охранной сигнализации, предусматривающую передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения.
На администрацию Михайловского муниципального района возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях МБОУ "СОШ с. Абрамовка" Михайловского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав объяснения прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Михайловского района Приморского края обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности МБОУ "СОШ с. Абрамовка" Михайловского муниципального района, в ходе которой выявлено, что антитеррористическая защищенность образовательного учреждения должным образом не обеспечена. По информации администрации Михайловского муниципального района в МБОУ "СОШ с. Абрамовка" Михайловского муниципального района не имеет системы видеонаблюдения, охранная сигнализация не имеет вывода на пульт охраны ОВД. Между тем, исходя из положений Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-Ф3 "О противодействии терроризму", Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" оборудование зданий образовательного учреждения системами телевизионного наблюдения (видеонаблюдения), охранной сигнализацией, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников учреждения. При этом обязанность по установке систем видеонаблюдения, системы сигнализации законом возложена на образовательные учреждения, а финансирование данного мероприятия должно осуществляться органом местного самоуправления муниципального района. На основании изложенного прокурор Михайловского района просил возложить на МБОУ "СОШ с. Абрамовка" Михайловского муниципального района обязанность по установке системы видеонаблюдения, установке системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях образовательного учреждения, и обязать администрацию Михайловского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения, установке системы охранной сигнализации, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, в зданиях МБОУ "СОШ с. Абрамовка" Михайловского муниципального района.
В судебном заседании помощник прокурора Михайловского района Мовчан В.Н. исковые требования уточнил, просил обязать ответчиков исполнить решение суда в течение 6 месяцев.
Представитель ответчика МБОУ "СОШ с. Абрамовка" в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Администрации Михайловского муниципального района Приморского края Коконова А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" не содержит конкретных мер по установке систем видеонаблюдения в муниципальных образовательных учреждениях. Истцом не представлено доказательств, что образовательное учреждение относится к объектам, на которые распространяется положение ФЗ N 384 от 30.12.2009, "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Обязанность по установке систем видеонаблюдения не содержится и в статье 41 Закона РФ "Об образовании", а также в Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ от 05.10.2009. Кроме того, приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" обязанность по финансированию создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ, а не на муниципальные образования. Таким образом, отсутствует нормативно-правовой акт, который бы обязывал администрацию района выделить денежные средства на систему видеонаблюдения. В соответствии с решением Думы Михайловского муниципального района Приморского края от 25.12.2014 N 596-НПА "Об утверждении районного бюджета Михайловского муниципального района на 2015 год и планируемый период с 2016 год по 2017 год" финансовые средства на установление системы видеонаблюдения не предусмотрено. Инициатором направления заявки на финансирование установки систем видеонаблюдения и сигнализации должно выступать само юридическое лицо - образовательное учреждение, которое должно обеспечивать составление сметы на проведение необходимых работ, после чего направить учредителю для дальнейшего формирования бюджета. В данном случае указанные выше заявки от образовательного учреждения в администрацию не поступали, бюджет на 2015 год сформирован, в связи с чем осуществить монтаж системы видеонаблюдения, установить охранную сигнализацию с выведением на пульт ОМВД в 2015 году не представляется возможным. В случае удовлетворениях исковых требований, установить разумный срок для исполнения решения суда до 2017 года.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласилась администрации Михайловского муниципального района Приморского края, ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Представители МБОУ "СОШ с. Абрамовка" Михайловского муниципального района Приморского края, администрации Михайловского муниципального района Приморского края на заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Прокурор полагала, что решение суда является законным, оснований для его отмены не имеется.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение ряда требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела факт отсутствия системы видеонаблюдения и охранной сигнализации в МБОУ "СОШ с. Абрамовка" Михайловского муниципального района Приморского края, учредителем которого является администрация Михайловского муниципального района, нашел подтверждение и не отрицался ответчиками, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, обязав администрацию Михайловского муниципального района произвести финансирование мероприятий по установке системы видеонаблюдения и охранной сигнализации в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу, а МБОУ - оборудовать образовательное учреждение системой видеонаблюдения и охранной сигнализации.
Доводы жалобы о том, что обязанность по финансированию мероприятий по установке охранных систем возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлечь за собой отмену решения.
Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств, необходимых для осуществления финансирования по установке систем видеонаблюдения и охранной сигнализации, на которое ссылается ответчик в апелляционной жалобе, в соответствии с приведенными выше нормативами, не может рассматриваться в качестве основания для нарушения законных прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения.
Выводы суда подробно мотивированы и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению решения суда. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Исходя из изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Михайловского районного суда Приморского края от 09 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Михайловского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.