судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Важениной Н.С.
судей Марченко О.С., Шароглазовой О.Н.
при секретаре Сылко Н.А
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Владивостока в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока, МБДОУ "Детский сад N 154 комбинированного вида г. Владивостока" о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 02 апреля 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
На Администрацию г. Владивостока возложена обязанность обеспечить финансирование МБДОУ "Детский сад N 154 комбинированного вида г. Владивостока" для оборудования указанного учреждения системой видеонаблюдения.
На МБДОУ "Детский сад N 154 комбинированного вида г. Владивостока" возложена обязанность оборудовать учреждение системой видеонаблюдения в соответствии со строительными нормами и действующим законодательством в объеме выделенного финансирования.
Заслушав доклад судьи Марченко О.С., выслушав объяснения представителя администрации г. Владивостока Каменевой Н.А., прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства об антитеррористической защищенности МБДОУ "Детский сад N 154 комбинированного вида г. Владивостока", в ходе которой выявлено, что антитеррористическая защищенность образовательного учреждения должным образом не обеспечена. МБДОУ "Детский сад N 154 комбинированного вида г. Владивостока" не имеет системы видеонаблюдения. Между тем, исходя из положений Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-Ф3 "О противодействии терроризму", Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации, приказа Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной безопасности и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" оборудование зданий образовательного учреждения системами телевизионного наблюдения (видеонаблюдения), охранной сигнализацией, предусматривающей передачу тревожных сообщений в органы внутренних дел, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников учреждения. При этом обязанность по установке систем видеонаблюдения, системы сигнализации законом возложена на образовательные учреждения, а финансирование данного мероприятия должно осуществляться органом местного самоуправления. На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию г. Владивостока выделить денежные средства для оборудования МБДОУ "Детский сад N 154 комбинированного вида г. Владивостока" системой видеонаблюдения, обязать МБДОУ "Детский сад N 154 комбинированного вида г. Владивостока" оборудовать учреждение системой видеонаблюдения в соответствии со строительными нормами и действующим законодательством.
В судебном заседании помощник прокурора Познер И.А. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Администрации г. Владивостока Каменева Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что антитеррористическая защищенность муниципальных образовательных организаций г. Владивостока обеспечивается реализацией организационных мер и функционированием инженерно-технических средств. Во всех муниципальных дошкольных образовательных организациях Ленинского района г. Владивостока оформлены паспорта антитеррористической защищенности объектов и согласованы с управлением ГОЧС города Владивостока, УМВД России по городу Владивостоку и УФСБ России по Приморскому краю. В данные паспорта своевременно вносятся корректировки. Все муниципальные дошкольные образовательные организации Ленинского района г. Владивостока оборудованы автоматическими пожарными сигнализациями и системами тревожной сигнализации (ручной подачи сообщения на пульты "01", "02"). Территории всех дошкольных образовательных организаций Ленинского района г. Владивостока имеют ограждение по периметру и освещаются в темное время суток. Мероприятие по установке систем видеонаблюдения в муниципальных образовательных организациях г. Владивостока реализуется в рамках Подпрограммы "Безопасность муниципальных образовательных учреждений" на 2014-2018 годы муниципальной программы "Развитие образования города Владивостока" на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением администрации города Владивостока от 20.09.2013 N 2713. Ориентировочный срок установки системы видеонаблюдения в МБДОУ "Детский сад N 154" - сентябрь 2016 года. Возложение обязанности по установке системы видеонаблюдения в МБДОУ "Детский сад N 154" приведет к вынужденному перераспределению финансирования. То есть, вместо установки систем видеонаблюдения в МДОУ, запланированных на 2015 год, система видеонаблюдения будет установлена в МБДОУ "Детский сад N 154", в силу ограниченного размера средств, заложенных на эти цели в бюджете ВГО. Также полагала, что закон не возлагает на орган местного самоуправления обязанность устанавливать в муниципальных образовательных организациях системы видеонаблюдения. Полагает, что меры по обеспечению антитеррористической безопасности в МБДОУ "Детский сад N 154" приняты в полном объеме. В частности, защита здания от проникновения третьих лиц осуществляется посредством наличия охраны на входе. Система видеонаблюдения лишь продублирует указанную меру защиты. Также указала, что для образовательных организаций, введенных в эксплуатацию до 01.01.2013, оснащение системами видеонаблюдения не носит обязательный характер. Свод правил СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" (введен в действие с 01.01.2013), на который ссылается прокурор в своем заявлении, распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений. МБДОУ "Детский сад N 154" не реконструировался и капитально не ремонтировался.
Представитель образовательного учреждения Песоцкая З.С. с иском не согласилась, указав, что территория учреждения, а также места прогулок для детей имеют ограждения, доступ на территорию ограничен. Охранника в учреждении нет, но всегда дежурит сотрудник на входе, дверь оборудована домофоном. Таким образом, безопасность учреждения обеспечена. Просила учесть, что учреждение финансируется исключительно за счет бюджетных средств.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласилась администрации г. Владивостока, ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель МБДОУ "Детский сад N 154 комбинированного вида г. Владивостока" на заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. С учетом положений статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика администрация г. Владивостока Каменева Н.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Прокурор Бобылева О.А. полагала, что решение суда является законным, оснований для его отмены не имеется.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в их пределах в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение ряда требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 вышеуказанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела факт отсутствия системы видеонаблюдения в МБДОУ "Детский сад N 154 комбинированного вида г. Владивостока", учредителем которого является администрация г. Владивостока, нашел подтверждение и не отрицался ответчиками, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора.
При таких обстоятельствах ссылки в жалобе на то, что меры антитеррористической защищенности учреждения дошкольного учреждения приняты в полном объеме, несостоятельны.
Доводы жалобы о том, что обязанность по финансированию мероприятий по установке охранных систем возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлечь за собой отмену решения.
Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств, необходимых для осуществления финансирования по установке систем видеонаблюдения, и нарушение установленного порядка распределения денежных средств между бюджетными учреждениями г. Владивостока, на которое ссылается ответчик в апелляционной жалобе, в соответствии с приведенными выше нормативами, не может рассматриваться в качестве основания для нарушения законных прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения.
Выводы суда подробно мотивированы и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые указывали бы на наличие предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению решения суда. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Исходя из изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 02 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Владивостока - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.