Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Грымзиной Е.В., Шиповской Т.А.
при секретаре Ивановой Е.С.
с участием прокурора Елансковой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быковского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, Муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей Детская школа искусств Быковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения и тревожной кнопкой
по апелляционной жалобе администрации Быковского муниципального района Волгоградской области
на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 21 июля 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Малышевой И.А., пояснения прокурора Елансковой Л.Ф., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Быковского района Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Быковского муниципального района Волгоградской области, Муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей Детская школа искусств Быковского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения и тревожной кнопкой.
Свои требования мотивировал тем, что организация деятельности МКОУ ДОД ДШИ не соответствует требованиям законодательства об антитеррористической защищенности, поскольку в здании образовательного учреждения по адресу: Волгоградская область, Быковский район, р.п. Быково, ул.Советская, 63 "В", отсутствует система видеонаблюдения и тревожная кнопка.
Просил суд обязать администрацию Быковского муниципального района Волгоградской области в течение 2-х месяцев с момента вступления решения в законную силу выделить денежные средства Муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей Детская школа искусств Быковского муниципального района Волгоградской области для приобретения и установки системы видеонаблюдения и тревожной кнопки в здании, расположенном по адресу: Волгоградская область, Быковский район, р.п. Быково, ул.Советская, 63 "В"; возложить на Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств Быковского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение 2-х месяцев после получения денежных средств из администрации Быковского муниципального района Волгоградской области приобрести и установить системы видеонаблюдения и тревожную кнопку в здании, расположенном по адресу: Волгоградская область, Быковский район, р.п. Быково, ул.Советская, 63 "В".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Быковского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, отказав в удовлетворении требований, ввиду того, что действующее гражданское законодательство Российской Федерации не содержит обязательного требования по обеспечению зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений всеми видами мер защиты по противодействию терроризму и чрезвычайных ситуаций, в том числе системой видеонаблюдения и тревожной кнопкой, а также не возлагает на органы местного самоуправления обязанность по финансированию данных мероприятий.
В поступивших возражениях прокурор Быковского муниципального района Волгоградской области просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители МКОУ ДОД ДШИ и администрации Быковского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности".
Согласно пунктам 4,5 статьями 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" основными принципами обеспечения безопасности являются приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
На основании пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 N635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения "В" к Своду правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
В ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности установлено, что в здании муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детская школа искусств Быковского муниципального района Волгоградской области отсутствует система видеонаблюдения и тревожная кнопка.
Согласно Уставу МКОУ ДОД ДШИ учредителем образовательного учреждения является администрация Быковского муниципального района Волгоградской области.
Из пункта 1.5 Устава следует, что школа находится в ведении администрации Быковского муниципального района, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Разрешая спор и возлагая на ответчиков обязанность по обеспечению здания МКОУ ДОД ДШИ системой видеонаблюдения и тревожной кнопкой, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников школы и иных посетителей находятся в совместном ведении как образовательного учреждения, так и органа местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении заявленных требований судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованным судом доказательствами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 3 статьи 5 названного Закона, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
На основании пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 упомянутого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательный учреждений.
Согласно пункту 1.15 Устава образовательного учреждения, школа является лишь участником бюджетного процесса и получателем бюджетных средств, в то время как их непосредственным распорядителем является администрация Быковского муниципального района Волгоградской области.
Изложенные администрацией Быковского муниципального района Волгоградской области в апелляционной жалобе доводы несогласия с постановленным судом решением судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку они ранее приводились в обоснование своих возражений на исковые требования прокурора, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит, в связи с чем доводы жалобы признает несостоятельными.
Других доводов, опровергающих правильность постановленного судом решения, либо указывающих на нарушения, являющиеся безусловным основанием для его отмены, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Быковского районного суда Волгоградской области от 21 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Быковского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.