Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.
судей областного суда Мариной Ж.В.
Кулешовой Е.В.
с участием адвоката ФИО4
при секретаре Красноженюк Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой Е.А. 16 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 21 мая 2015 года по делу по иску ФИО1 к Бежицкой районной администрации г. Брянска о признании незаконным распоряжения администрации о снятии с жилищного учета, о восстановлении на жилищный учет, о признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что он имеет удостоверение лица, выехавшего добровольно из зоны отселения и пользуется мерами социальной поддержки. Он зарегистрирован и проживает на основании договора найма в "адрес" по "адрес". Распоряжением N N от ДД.ММ.ГГГГ был постановлен на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с учетом своего льготного права. Однако, распоряжением администрации N N от ДД.ММ.ГГГГ с жилищного учета был снят, в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет. Кроме того, на основании решения жилищной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Истец считая, что ответчик неправомерно снял его с жилищного учета, просил суд признать незаконным распоряжение администрации N N от ДД.ММ.ГГГГ года, признать незаконными действия администрации, выразившиеся в непризнании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признать его участником данной подпрограммы и восстановить на жилищном учете.
ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя ФИО4.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель Бежицкой районной администрации г. Брянска и Брянской городской администрации в лице ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Определением суда от 11 июня 2015 года в описательной, мотивировочной, резолютивной частях решения исправлена описка, постановлено считать указанное " ... выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение ... " как " ... выехавшего добровольно из зоны отселения ... ".
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указал, что "адрес" является его местом жительства, которую он занимает на условиях договора найма. Его отсутствие в месте регистрации в момент осуществления проверки жилищных условий носило временный характер, поскольку работа в охранном предприятии осуществляется им вахтовым методом. Данные обстоятельства не могут являться основанием для снятия его с жилищного учета.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Киселевой Е.А., пояснения адвоката ФИО4 в интересах ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 имеет статус лица, выехавшего добровольно из зоны отселения, о чем Департаментом строительства и архитектуры Брянской области выдано удостоверение серии N.
Право истца на обеспечение жилым помещением государственного жилищного фонда установлено Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.
Порядок возмещения вреда и меры социальной поддержки таких граждан установлены ст. 17 и 22 Закона.
В силу ст. 22 и п. 7 ст. 17 названного Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются ... не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес" на условиях договора найма. Настоящая квартира принадлежит на праве собственности ФИО6. В указанной квартире зарегистрирована ФИО6 вместе с сыном ФИО7, а также наниматели ФИО8 и ФИО1, которые членом семьи собственника не являются.
Из уведомления Управления Росреестра по Брянской области и справки ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" следует, что недвижимого имущества в собственности ФИО1 нет.
В связи с чем, распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ за N Nр ФИО1 был принят на учет как нуждающийся в жилых помещениях.
На основании решения жилищной комиссии, распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска N N от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО1 снят с жилищного учета и не признан участником подпрограммы "выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет (п. 6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).
Так, ДД.ММ.ГГГГ при проверке жилищных условий ФИО1, проведенной жилищным отделом Бежицкой районной администрации г. Брянска, было установлено, что ФИО1 по адресу: "адрес", на момент проверки не проживает.
Суд первой инстанции полагая, что место жительство по указанному адресу ФИО1 не подтверждено, обращение истца в орган местного самоуправления Бежицкого района г. Брянска противоречило положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может, находя его основанным на неверном определении обстоятельств, имеющих значения для разрешения дела, и их недоказанностью.
Статьей 52 Жилищного кодекса РФ определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подавать заявления о принятии их на учет не по месту своего жительства (часть 3).
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7).
Законом Брянской области от 09.06.2006 N 37-З (ред. от 12.05.2015) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области", в частности ч. 1, предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют принятие на учет по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Таким образом, как федеральный закон, так и закон субъекта Российской Федерации - Брянской области, устанавливают право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту жительства гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ) местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
ФИО1 при предоставлении документов на постановку его на жилищный учет, представил договор найма на указанное жилого помещения и поквартирную карточку, где он значится зарегистрированным.
Отсутствие ФИО1 в жилом помещении, указанным им при постановке на учет, было зафиксировано единожды при проведении проверки.
Вахтовый метод работы, на который ссылается суд первой инстанции, не может свидетельствовать об избрании ФИО1 иного места жительства, чем то, которое он занимает по договору найма.
Проживание супруги ФИО1 - ФИО9 в другом месте жительства также не может подтверждать факт проживания истца в ином месте жительства, поскольку граждане имеют право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
При таких обстоятельствах достоверных и достаточных доказательств тому, что ФИО1 не проживает по адресу: "адрес"40, ни при проведении проверки Бежицкой районной администрации г. Брянска, ни при рассмотрении дела в суде установлено не было.
При этом, судом первой инстанции не была дана оценка показаниям свидетелей ФИО6, ФИО10, ФИО11, которые подтвердили факт проживания истца по данному адресу.
В свою очередь, свидетель ФИО12, участвующая при проведении проверки жилищных условий истца, в суде пояснила, что проверка проводилась во время рабочего дня, им был достаточен факт отсутствия истца в квартире, шкафы и личные вещи граждан они не осматривают.
Анализ изложенных обстоятельств в их совокупности, позволяют судебной коллеги сделать вывод о том, что иное место жительства истца, чем то, которое было указано при постановке на учет, не установлено, что свидетельствует о незаконности принятого решения органа местного самоуправления о снятии его с жилищного учета.
При этом, ФИО1 является лицом, выехавшим добровольно из зоны отселения, его нуждаемость в жилых помещениях не оспаривается, т.е. право истца на обеспечение жилым помещением государственного жилищного фонда согласно п. 7 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1, является установленным.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В связи с чем, ФИО1 имеет право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, как вынесенное с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, их недоказанностью, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 21 мая 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Бежицкой районной администрации г. Брянска N N от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Бежицкой районной администрации г. Брянска восстановить ФИО1 в списке очередности граждан на учете нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма с учетом его первоначального обращения с заявлением о постановке на жилищный учет.
Признать незаконными действия Бежицкой районной администрации г. Брянска, выразившиеся в непризнании ФИО1 участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Признать ФИО1 участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Председательствующий Киселева Е.А.
Судьи областного суда Марина Ж.В.
Кулешова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.