Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 02 июля 2015 г. по делу N 33А-1203/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Балабанова Н.Н.,
судей: Коронца А.А. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Онищенко С.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 2 апреля 2015 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего Смоленского гарнизонного военного суда подполковника юстиции запаса Ибрагимова Рауфа Назим оглы об оспаривании бездействия Министра обороны Российской Федерации и Управления по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, выраженного в незачете в выслугу лет заявителя на военной службе периода её приостановления.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Ибрагимов находился на военной службе с 1 августа 1991 года.
На основании приказов Министра обороны Российской Федерации от 9 марта 2004 года N N, а также начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 10 декабря 2004 года N N был прикомандирован к военным судам.
7 декабря 2004 года заявитель назначен на должность судьи Смоленского гарнизонного военного суда, а 23 марта 2009 года - заместителем председателя того же суда.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 декабря 2009 года N N на основании представления начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов от 7 декабря 2009 года и рапорта заявителя от 13 ноября 2009 года, он был исключен из числа прикомандированных к военным судам Российской Федерации, а его военная служба была приостановлена со дня исключения из списков личного состава воинской части.
Приказом председателя Смоленского гарнизонного военного суда от 31 марта 2010 года N N Ибрагимов исключен из списков личного состава суда и снят со всех видов довольствия.
28 августа 2014 года заявитель подал на имя председателя Смоленского гарнизонного военного суда рапорт, в котором просил ходатайства пред вышестоящим командованием об увольнении его с военной службы по пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", т.е. в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 октября 2014 года N N Ибрагимов, ранее исключенный из числа прикомандированных к военным судам с приостановлением военной службы, досрочно уволен с военной службы по пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В данном приказе также указано, что заявитель находился в Вооруженных Силах с 1 августа 1991 года.
Полагая, что в приказе об увольнении его с военной службы не указана его выслуга лет в период приостановления им военной службы, Ибрагимов обратился в военный суд с заявлением, в котором, уточнив свои требования, просил:
-признать незаконными действия Министра обороны Российской Федерации, связанные с отказом в зачете в его выслугу лет на военной службе периода её приостановления (с 31 марта 2010 года по 22 октября 2014 года);
-обязать начальника Управления по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации направить установленным порядком представление о зачете в его выслугу лет на военной службе периода её приостановления (с 31 марта 2010 года по 22 октября 2014 года);
-обязать Министра обороны Российской Федерации внести в свой приказ от 22 октября 2014 года N N (параграф 11, пункт 31) изменения и дополнения о зачете указанного периода, в течение которого его военная служба была приостановлена, в его выслугу лет на военной службе.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Ибрагимова отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и вынести по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор указывает, что при вынесении решения были существенно нарушены нормы процессуального и материального права.
Полагает, что приведя в решении содержание ст. 4 Федерального закона от 28 июня 2009 года N 126-ФЗ, п. 5 ст. 11 Федерального конституционного закона N 5-ФКЗ, а также пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы", суд сделал ничем не мотивированный вывод о том, что срок приостановления военной службы судей военных судов в случае их увольнения с военной службы без назначения на воинскую должность или в распоряжение должностного лица в выслугу лет не засчитывается.
Считает неверным вывод суда о том, что несмотря на назначение заявителя судьей военного суда до 1 января 2007 года, а также отсутствие обстоятельств, из числа определенных п. 5 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, на заявителя все же распространяются положения ст. 45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ и время приостановления его военной службы не должно быть засчитано в его выслугу лет.
Обращает внимание, что судом не дана оценка тому, что в соответствии со ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", прохождение военной службы возможно не только на воинских должностях либо в распоряжении командиров (начальников), но и в иных случаях, которые установлены Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Указывает, что суд посчитал установленным факт окончания его военной службы в день исключения из списков личного состава суда в связи с приостановлением военной службы при этом указал, что окончанием военной службы является день исключения заявителя списков личного состава воинской части, в связи с увольнением с военной службы.
Считает, что судом не дана оценка тому факту, что в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального конституционного закона N 5-ФКЗ он, как и все судьи военных судов, чья военная службы была приостановлена, подлежал безусловному увольнению с военной службы, причем по единственному основанию, что, по его мнению, противоречит Конституции Российской Федерации.
Обращает внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Стороны не вправе требовать повторного разрешения спора в судебном порядке при наличии вступившего в законную силу решения суда в целях получения нового судебного постановления другого содержания.
В связи с этим указывает, что вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 2 марта 2015 года признано за ним право на включение времени приостановления его военной службы в выслугу лет. Судом первой инстанции ему было отказано в приостановлении производства по делу до вступления в законную силу указанного решения, в связи с чем, по одному и тому же предмету было вынесено два диаметрально противоположных решения.
Указывает, что согласно пунктам 1 и 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свои полномочия непосредственно либо через подчиненные органы, в том числе, военные комиссариаты, в связи с чем полагает, что Центр социального обеспечения военного комиссариата Смоленской области к которому был заявлен иск в Промышленный районный суд г. Смоленска и Министр обороны РФ являются теми же лицами.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Согласно п. 4 ст. 3, а также п. 23 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, установленных Федеральным законом и настоящим Положением.
День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.
В п. 5 ст. 3 Положения отражены случаи, когда время в срок военной службы не засчитывается.
По смыслу ст. 42 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон) военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, либо находится в распоряжении командира (начальника).
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам прикомандирования и перевода военнослужащих, а также приостановления военной службы", в ст. 45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы" были внесены изменения, согласно которым приостановление военной службы военнослужащим означает приостановление действия условий заключенного ими контракта о прохождении военной службы, указанных в пункте 3 статьи 32 настоящего Федерального закона. Военнослужащие, военная служба по контракту которым приостановлена, не считаются исполняющими обязанности военной службы в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона. Срок приостановления военной службы засчитывается в общий трудовой стаж при назначении пенсии за выслугу лет. В течение данного срока выплата денежного довольствия и иных дополнительных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также присвоение очередных воинских званий не производятся.
Срок приостановления военной службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, в случае продолжения военной службы засчитывается в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного воинского звания, надбавку за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет, а также на получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Статьями 6 и 8 вышеприведенного Федерального закона установлено, что положения ст. 45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на военнослужащих после вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. с 1 января 2007 года.
В п. 2 ст. 2 Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации", вступившего в законную силу 20 июня 2009 года, закреплено, что военнослужащие, назначенные судьями военных судов на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, вправе либо уволиться с военной службы, либо приостановить военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и продолжать замещать государственные должности Российской Федерации в военных судах.
Из содержания ст. 4 Федерального закона от 28 июня 2009 года N 126-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военных судов и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" следует, что в п. 1 ст. 45 Федерального закона "О воинской обязанности и венной службе" были внесены очередные изменения, согласно которым, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае назначения судьями военных судов имеют право либо на увольнение с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "г" и "д" пункта 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, либо на приостановление военной службы.
Данные положения статьи действовали по 5 августа 2014 года.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившим силу Федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии", судьи военных судов, военная служба которых приостановлена, подлежат увольнению с военной службы до 1 января 2015 года по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно пп. "а" п. 2 ст. 51 Закона, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Анализ вышеизложенного законодательства позволяет придти к выводу, что срок приостановления военной службы судей военных судов в случае их увольнения с военной службы без назначения на воинскую должность или зачисление в распоряжение должностного лица, в выслугу лет не засчитывается.
Как видно из материалов дела, Ибрагимов находился на военной службе с 1 августа 1991 года, в марте 2004 года был прикомандирован к военным судам, 7 декабря 2004 года заявитель назначен на должность судьи Смоленского гарнизонного военного суда, а 23 марта 2009 года - заместителем председателя того же суда. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 декабря 2009 года N N он исключен из числа прикомандированных к военным судам Российской Федерации и его военная служба приостановлена со дня исключения из списков личного состава части, т.е. с 31 марта 2010 года. В представлении к увольнению заявителя с военной службы от 15 сентября 2014 года отражено, что его общая продолжительность военной службы составляет 18 лет 10 месяцев и 2 дня. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 октября 2014 года N N Ибрагимов, ранее исключенный из числа прикомандированных к военным судам с приостановлением военной службы, досрочно уволен с военной службы по пп. "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В приказе указано, что заявитель находился в Вооруженных Силах с 1 августа 1991 года.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявитель, в связи с исполнением должности заместителя председателя суда, был исключен из числа прикомандированных к военным судам Российской Федерации, 31 марта 2010 года его военная служба была приостановлена и он исключен из списков личного состава суда, как военнослужащий.
При этом гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, что поскольку перед увольнением с военной службы, заявитель, чья военная служба была приостановлена, ни на какую воинскую должность не назначался и в распоряжение должностных лиц не зачислялся, а следовательно военную службу не проходил, то время приостановления его военной службы в ее срок не засчитывается, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Поэтому является несостоятельным довод автора апелляционной жалобы о том, что за ним, как назначенным судьей военного суда до 1 января 2007 года, сохраняется право на включение времени приостановления военной службы в ее выслугу, поскольку до 1 января 2007 года заявитель военную службу не приостанавливал, а напротив, до 31 марта 2010 года являлся военнослужащим.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, в приказе Министра обороны Российской Федерации об увольнении заявителя с военной службы отражены сведения о нахождении его на военной службе с 1 августа 1991 года. Министр обороны Российской Федерации отказа заявителю в зачете в его выслугу лет периода её приостановления не давал, подсчетом выслуги лет конкретных военнослужащих не занимается. Действующим же законодательством специальное указание в приказе об увольнении на зачет периода приостановления военной службы в выслугу лет военнослужащего не предусмотрено, равно как не возложена на начальника Управления по обеспечению деятельности арбитражных и специализированных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации обязанность по направлению представления о зачете в выслугу лет военной службы периода её приостановления.
Также является несостоятельным и ссылка автора апелляционной жалобы на ч. 2 ст. 61 ГПК РФ в связи с наличием вступившего в законную силу решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 2 марта 2015 года, которым суд обязал Центр социального обеспечения Военного комиссариата Смоленской области назначить ему с 23 октября 2014 года пенсию за выслугу лет в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, начиная с 1 августа 1991 года по 22 октября 2014 года, включительно, в размере и порядке, установленном действующим законодательством, поскольку вопреки доводам апелляционной жалобы, Центр социального обеспечения военного комиссариата Смоленской области не является той же стороной что и Министр обороны Российской Федерации по настоящему гражданскому делу, а вопрос пенсионного обеспечения заявителя не является предметом настоящего гражданского дела.
Иная оценка обстоятельств дела, которой придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеуказанным основаниям является несостоятельной.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 2 апреля 2015 года по заявлению Ибрагимова Рауфа Назим оглы оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий по делу Н.Н. Балабанов
Секретарь судебного заседания С.Л. Онищенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.