Апелляционное определение Московского окружного военного суда г. Москвы от 02 апреля 2015 г. по делу N 33А-521/2015
Судебная коллегия Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Караблина А.А.,
судей: Левицкого Б.Ф. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя - Игнатьева М.Ю. на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 19 января 2015 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части 01008 капитана запаса Малка Анатолия Витальевича об оспаривании бездействия директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, командиров войсковых частей 34048 и 49719-3, связанного с непризнанием заявителя нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства и невключением в соответствующий реестр.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Малка проходил военную службу по контракту в войсковой части 01008 (в настоящее время - 49719-3).
Приказом главнокомандующего РВСН от 4 марта 2000 года N 086 и командира войсковой части 01008 от 12 апреля 2000 года N 68 заявитель был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава воинской части.
В период прохождения военной службы Малка на состав семьи из четырех человек был обеспечен жильем для постоянного проживания - квартирой 57 в доме 1 по улице Неделина в городе Тейково Ивановской области, которая на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р находилась на территории закрытого военного городка.
В феврале 2003 года Малка расторг брак и в соответствии с решением Тейковского районного суда Ивановской области от 10 ноября 2006 года был признан утратившим право пользования названной квартирой.
В 2014 году заявителю стало известно, что на жилищном учете по избранному им после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в г. Таганроге он на жилищном учете не состоит и не включен в соответствующий реестр.
Полагая свои права нарушенными, Малка обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать за ним право на обеспечение жильем в избранном после увольнения месте жительства в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно в г. Таганроге Ростовской области;
- признать незаконным бездействие командиров войсковых частей 34048 и 01008, связанное с неразрешением вопроса о признании его нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства и устранить допущенное нарушение;
- обязать директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить его в единый реестр военнослужащих, претендующих на получение жилого помещения в собственность бесплатно в городе Таганроге.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе представитель заявителя, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование доводов апелляционной жалобы он указывает, что судом первой инстанции сделан неправильный вывод, что заявитель, как в период прохождения военной службы, так и после увольнения и исключения его из списков личного состава воинской части, не обращался установленным порядком для признания его нуждающимся в жилых помещениях по избранному им постоянному месту жительства, однако судом не принято во внимание, что командир войсковой части 01008 не разъяснил заявителю его жилищные права, тем самым совершил бездействие.
Полагает, что заявитель относится к категории лиц, уволенных по льготным основаниям, а именно в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, имеет выслугу 21 год 07 месяцев, на момент увольнения проживал на территории закрытого военного городка и избрал постоянным местом жительство гор. Таганрог Ростовской области, о чём свидетельствуют представленные суду документы.
Считает несостоятельным довод суда о том, что после расторжения брака с женой в 2003 году, на основании решения Тейковского районного суда Ивановской области от 10 ноября 2006 года заявитель был признан утратившим право пользование квартирой N дома N по "адрес" Ивановской области и данное решение им не обжаловалось, поскольку он и не мог обжаловать данное решение, так как оно было вынесено в его отсутствие, о времени и месте слушания по данному делу он не извещался и узнал о состоявшемся решении только через год, когда сроки обжалования были пропущены.
В заключение автор апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции неправомерно применил срок давности на обращение с заявлением в суд, поскольку о нарушении прав на обеспечение жильём по избранному месту жительства Малка узнал при обращении за юридической консультацией в 2014 году.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на момент увольнения Малка с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части) государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 15 названного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в течение года при увольнении с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.
Согласно пункту 13 Правил (в редакции, действовавшей на момент увольнения Малка с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части) военнослужащие подают рапорт по команде в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагается установленный пакет документов.
Пунктом 14 Правил определено, что на основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 данных Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
Из содержания пункта 16 Правил следует, что органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.
В силу пункта 17 Правил, военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, к которому прилагается установленный пакет документов.
Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами.
Как видно из материалов дела заявитель поступил на военную службу по контракту до 1 января 1998 года и проходил ее в войсковой части 01008. Приказами главнокомандующего РВСН от 4 марта 2000 года N 086 и командира войсковой части 01008 от 12 апреля 2000 года N 68 он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а с 12 апреля 2000 года исключен из списков личного состава воинской части имея выслугу лет в календарном исчислении свыше 20 лет.
При этом как установлено судом первой инстанции заявитель нуждающимся в жилом помещении в избранном после увольнения месте жительства не признавался и с просьбой об этом к командованию в период прохождения военной службы не обращался.
Тот факт, что заявитель с рапортом, содержащим просьбу ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного им постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений, к командованию войсковой части 01008 либо к иным воинским должностным лицам не обращался и документов, предусмотренных пунктами 13 и 17 Правил не представлял, нашел свое подтверждение в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что поскольку заявитель не обращался к воинским должностным лицам в установленном порядке, то каких-либо его прав нарушено не было, и обоснованно отказал в удовлетворении его заявления.
При этом являются несостоятельными доводы представителя заявителя о том, что командиром войсковой части 01008 при беседе с заявителем не были разъяснены его жилищные права, поскольку пунктом 1 приказа министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 1998 года N 517 предписано проводить беседы по поводу жилья, лишь с теми военнослужащими, которые являются нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, заявитель в листе беседы не выразил желания о признании его нуждающимся жилых помещениях в избранном после увольнения постоянном месте жительства, а указал лишь об его избрании, что в отсутствие надлежащего рапорта и необходимых документов, не обязывает командира воинской части самостоятельно рассматривать этот вопрос, поскольку право военнослужащего на жилище носит заявительный характер.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, порядок признания бывших военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях определен главой 7 ЖК РФ, то есть на общих основаниях.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным основаниям не могут быть признаны состоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 19 января 2015 года по заявлению Малка Анатолия Витальевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Судья Московского окружного
военного суда В.В. Лаврентьев
Секретарь судебного заседания Л.Ф. Урманчеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.