Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 21 мая 2015 г. по делу N 33А-883/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Лаврентьева В.В.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием представителя командующего Ракетными войсками стратегического назначения Дендебер С.В. и представителя военного прокурора военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения майора юстиции Гугуляна А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Тверского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части 96778 майора запаса Стоянова Александра Геннадьевича об оспаривании действий командующего Ракетными войсками стратегического назначения (далее - командующий), командира войсковой части 96778 и федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области" (далее - УФО), связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В., объяснения представителя командующего, возражавшего против доводов апелляционной жалобы и заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, Стоянов проходил военную службу по контракту в войсковой части 96778 в должности старшего инженера ракетного вооружения.
Приказами командующего от 20 сентября и 11 октября 2014 года NN N и N он уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта и с 11 октября 2014 года исключен из списков личного состава воинской части.
При этом 1 августа 2014 года он в рапорте и листе беседы с командиром войсковой части 96778 просил не исключать его из списков личного состава воинской части до обеспечения жильем.
3 сентября 2014 года он и члены его семьи с 7 августа 2014 года признаны нуждающимися в жилом помещении в избранном при увольнении постоянном месте жительства г. Мытищи Московской области.
По месту службы заявитель обеспечен по нормам служебным жилым помещением по адресу: Тверская область, закрытое административно-территориальное образование (далее - ЗАТО) Озерный, улица Уварова, дом 6, квартира 39.
Кроме того, на момент увольнения с военной службы он не был обеспечен дополнительным материальным стимулированием (далее премия), предусмотренной приказом Министра обороны Российской Федерации (далее - Министр) от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - приказ N 1010).
Полагая свои права нарушенными, Стоянов обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия командующего, связанные с изданием приказов от 20 сентября и 11 октября 2014 года NN 237 и 269 в части его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, отменить указанные приказы в части его касающейся и восстановить его на военной службе и в списках личного состава воинской части до расчета по всем видам довольствия в полном объеме и обеспечения жильем по избранному месту жительства;
- обязать командира войсковой части 96778 издать приказ о выплате ему премии;
- взыскать с УФО судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Стоянова отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и вынести по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор указывает, что при вынесении решения были существенно нарушены нормы процессуального и материального права.
Указывает что согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жильем не давал, и более того до настоящего времени проживает в ЗАТО в служебном жилье, а 7 августа 2014 года признан нуждающимся в жилом помещении в г. Мытищи, Московской области, о чем он дважды доводил до сведения командира войсковой части 96778.
Считает, что поскольку он жильем для постоянного проживания не обеспечен, то не мог быть уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части.
Ссылаясь на ст. 191 Трудового кодекса РФ, п. 7 Указа Президента РФ N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" и п.п. 5, 6, 7 и 10 приказа N 1010 указывает, что он имеет право на получение премии за 2014 год.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Стоянов 20 сентября 2014 года, на основании поданного им 1 августа 2014 года рапорта, уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, а с 23 октября исключен из списков личного состава воинской части. В ходе беседы, проведенной 1 августа 2014 года командиром войсковой части 96778 со Стояновым, последний выразил согласие на увольнение с военной службы после обеспечения жилым помещением в городе Мытищи Московской области. При этом он также просил не исключать его из списков части до обеспечения жилым помещением. С 7 августа 2014 года, заявитель и члены его семьи, признаны нуждающимся в получении жилья в г. Мытищи, Московской области. По месту службы заявитель обеспечен служебным жилым помещением по нормам. Его выслуга лет в календарном исчислении на день увольнения его с военной службы составила более 20 лет.
Согласно копии телеграммы от 15 ноября 2014 года N 1661 на основании приказа N 1010, решения Министра от 14 ноября 2014 года и указаний командующего от 13 ноября 2014 года для премии военнослужащим непосредственно подчиненных командиру войсковой части 14245 воинских частей и подразделений выделены лимиты бюджетных обязательств. Расчет суммы для премии всем категориям военнослужащих составляет 60 000 рублей. В соответствии с выпиской из приказа командующего от 19 ноября 2014 года N 318 на основании приказа N 1010 произведена выплата премии из фонда экономии бюджетных средств материального стимулирования военнослужащим, проходящих военную службу по контракту в войсковой части 96778. Заявитель в названном приказе отсутствует.
Положениями части 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что гражданин России несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок прохождения военной службы определяется этим законом, другими федеральными законами, Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 51 приведенного Федерального закона и подпункту "б" пункта 3 статьи 34 Положения, военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по истечении срока контракта.
Как указано в подпункте "в" пункта 8 статьи 34 Положения, увольнение с военной службы военнослужащих производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 9 Порядка реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, утвержденного приказом Министра от 17 декабря 2012 года N 3733, приказы об освобождении военнослужащих по контракту от воинских должностей, увольнении их с военной службы подписываются должностными лицами Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с предоставленными полномочиями по назначению на воинские должности.
Наряду с этим пунктом 2 названного приказа установлено, что до формирования в установленном порядке кадровых органов и оснащения их специализированного программного обеспечения "Алушта" (далее - СПО) приказы по личному составу в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, издаются вышестоящими должностными лицами, имеющими в своем подчинении кадровые органы, оснащенные СПО.
В свою очередь из пунктов 2 и 3 приказа Министра от 30 декабря 2012 года N 205/2/835 следует, что приказы (по строевой части) по обеспечению денежным довольствием военнослужащих определено издавать должностным лицам Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющим в своем подчинении органы военного управления, оснащенные СПО или состоящие на финансовом обеспечении в территориальных финансовых органах. При отсутствии СПО приказы предписано издавать вышестоящим должностным лицам, имеющим в своем подчинении воинские части, оснащенные СПО.
Как видно из материалов дела, командование Ракетными войсками стратегического назначения оснащено СПО.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что приказы командующего от 20 сентября и 11 октября 2014 года NN N и N в части увольнения Стоянова с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части изданы полномочным должностным лицом и в установленной форме.
На основании подпункта "б" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по истечении срока контракта военнослужащий подлежит увольнению с военной службы.
Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" таковым - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.
Согласно пункту 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности лиц рядового и начальствующего состава, на выплату премий по результатам службы.
При этом Министру обороны предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных военнослужащих, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих в виде премии наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Реализуя это право, Министр в пункте 2 приказа N 1010 определил выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствии с Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) (далее - Порядок), утвержденным пунктом 1 данного приказа, военнослужащим премии по результатам службы.
На основании пункта 1 Порядка премии военнослужащим выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил России, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил России, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил России.
В соответствии с абзацем 1 пункта 7 Порядка конкретные размеры премии определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится премирование.
Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что законодательством установлен запрет на увольнение отдельных категорий военнослужащих с военной службы, признанных нуждающимися в жилом помещении, без их согласия. Военнослужащие же, увольняемые с военной службы по истечении срока контракта, к таковым не относятся. Премия не является гарантированной выплатой обязательного характера и ее выплата осуществляется только за счет экономии бюджетных средств в пределах лимитов, доводимых на указанные цели Министерством. Выплата премии на основании приказа N 1010 является дополнительной и не носит обязательного характера, поскольку пунктом 3 Порядка истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств не предусмотрено. Премия выплачивается военнослужащим, находящимся на должностях и исполняющим должностные обязанности.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Стоянов, как уволенный с военной службы по истечении контракта, не относится к категории военнослужащих, на которых законом распространяется запрет на их увольнение с военной службы до обеспечения их жилыми помещениями, суд первой инстанции правомерно признал законными оспоренные заявителем действия командующего, связанные с изданием приказов от 20 сентября и 11 октября 2014 года NN N и N в части его увольнения с военной службы и исключения его из списков личного состава воинской части, ввиду чего обоснованно отказал в требованиях заявителя об их отмене, о восстановлении его на военной службе и в списках личного состава воинской части до расчета по всем видам довольствия в полном объеме и обеспечения жильем и о возложении обязанности на командира войсковой части 96778 по изданию приказа о выплате ему премии.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, гарнизонный военный суд правильно указал на то, что пункт 1 Порядка определяет выплату премии ежеквартально, а пунктами 2 и 3 Порядка установлено, что расходы на премию осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил России в пределах доводимых Министерству на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на премию, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, доведение до конкретной воинской части денежных средств, для выплаты премии не зависит ни от командира этой части, ни от командующего, поскольку обусловлено наличием экономии бюджетных средств на соответствующий период в пределах доводимых Министерству на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств. Фактическое доведение таких денежных средств до военнослужащих войсковой части 96778 только после издания приказа командующего от 19 ноября 2014 года N N, то есть уже после исключения Стоянова из списков личного состава воинской части, исключило возможность выплаты ему таковой, в том числе и за период его нахождения на военной службе в 2014 году.
Иная оценка обстоятельств дела, которой придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеуказанным основаниям является несостоятельной.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 года по заявлению Стоянова Александра Геннадьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий по делу А.А. Караблин
Секретарь судебного заседания Н.М. Татарченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.