судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Елагиной Т.В.
судей Земцовой М.В., Терехиной Л.В.
при секретаре Потаповой О.В.
с участием прокурора Карамышевой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Земцовой М.В. дело по апелляционной жалобе МБОУ "Средняя школа N77" на решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 25 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Железнодорожного района г.Пензы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ "Средняя школа N77" г.Пензы о возложении обязанности оборудовать систему видеонаблюдения удовлетворить.
Обязать Бюджетное общеобразовательное учреждение г.Пензы "Средняя общеобразовательная школа N77" оборудовать два корпуса здания школы, расположенных по адресам: "адрес" и "адрес", системой видеонаблюдения за подступами к учреждению образования прилегающей территории и в здании.
Взыскать с МБОУ"Средняя школа N77" г.Пензыв доход государства государственную пошлину в сумме "данные изъяты"."
Проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г.Пензы, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском МБОУ "Средняя школа N77" г.Пензы о возложении обязанности оборудовать систему видеонаблюдения.
В обоснование своих требований в исковом заявлении указал, что в ходе проверок соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии системы видеонаблюдения, в том числе и в МБОУ "Средняя школа N77", что отрицательно сказывается на безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.
Прокуратурой Железнодорожного района г.Пензы ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения МБОУ "Средняя школа N77" требований законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья учащихся, обеспечение антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, по результатам которой в деятельности образовательного учреждения выявлены существенные нарушения в названной сфере, в том числе отсутствие системы видеонаблюдения. В адрес директора МБОУ "Средняя школа N77" Прошкина Ю.А. внесено представление об устранении нарушений законодательства от ДД.ММ.ГГГГ N.
В ответ на указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ N директором МБОУ "Средняя школа N77" было указано, что системы видеонаблюдения могут быть установлены только при наличии государственного финансирования.
До настоящего времени системы видеонаблюдения за подступами к учреждению образования, прилегающей территории и в здании образовательного учреждения не установлены.
Муниципальное образование в лице администрации г.Пензы и образовательное учреждение МБОУ "Средняя школа N77" являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности здания.
Отсутствие системы видеонаблюдения за подступами к учреждению образования и прилегающей территории образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, их родителей, работников учреждения.
Осуществление деятельности в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников в образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года N273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации").
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно Уставу МБОУ "Средняя школа N77" учредителем данного образовательного учреждения является Управление образования г.Пензы, а собственником имущества образовательного учреждения - муниципальное образование - г.Пенза.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 года N2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
На основании изложенного просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N77 г.Пензы" оборудовать два корпуса здания школы, расположенных по адресам: "адрес" и "адрес", системой видеонаблюдения за подступами к учреждению образования, прилегающей территории и в здании.
Железнодорожный районный суд г.Пензы постановил вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе МБОУ "Средняя школа N77" г.Пензы просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что МБОУ "Средняя школа N77" г.Пензы является бюджетным учреждением, которое финансируется из средств муниципального бюджета города на основании утвержденного муниципального задания. Непосредственно у школы денег на установку системы видеонаблюдения не имеется.
В суде апелляционной инстанции представитель МБОУ "Средняя школа N77" г.Пензы Прошкин Ю.А., а также представитель третьего лица Управления образования г.Пензы Пшеничников В.А. просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель третьего лица Администрации г.Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Прокурор Карамышева А.Р. в суде апелляционной инстанции полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы неподлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года N35-ФЗ).
В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п.5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой системы видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
В силу п.2 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктами 2 и 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.8 ч.1 ст.41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Железнодорожного района г.Пензы проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья учащихся, обеспечение антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N77" г.Пензы отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений, бездействие по осуществлению необходимых мер способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, и может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц по охране жизни и здоровья.
В связи с тем, что в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N77" г.Пензы отсутствует система видеонаблюдения, тогда как это в силу действующих правовых норм необходимо для обеспечения безопасности пребывающих в образовательном учреждении лиц, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на образовательное учреждение обязанности установить систему видеонаблюдения.
Оспаривая исковые требования представитель ответчика ссылается на отсутствие денежных средств на установку системы видеонаблюдения. Вместе с тем, само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания школы системой видеонаблюдения, основанием для освобождения образовательного учреждения от исполнения возложенных на них обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Факт отсутствия финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности не может служить основанием для несоблюдения требований указанных выше нормативных правовых актов.
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N77" г.Пензы является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу.
Довод апелляционной жалобы о том, что закон не содержит указаний на необходимость принятия образовательными учреждениями мер по установке системы видеонаблюдения основан на неверном толковании норм закона, в связи с чем не может быть принят судом во внимание, поскольку принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.
Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения, в связи с чем Федеральным законом от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на образовательную организацию возложена обязанность создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба также не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 25 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Елагина Т.В.
Судьи Земцова М.В.
Терехина Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.