Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Переверзевой В.А.
судей Калоевой З.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Богдановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2015 года
дело по частной жалобе Батрак А.А.
на определение Левокумского районного суда Ставропольского края от 22 июля 2015 года об оставлении заявления без рассмотрения
по делу по заявлению Батрак А.А. об установлении факта владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
Батрак А.А. обратился в суд с заявлением об установлении факта владения имуществом - прицепом " ... ", который ему передал " ... ", приобретший прицеп в 2010 году по обмену " ... ".
" ... " умер " ... " года.
С 2010 года он владеет прицепом как своим собственным имуществом.
Ввиду возникновения необходимости в эксплуатации прицепа вне приусадебного участка 27.05.2015 он обратился в Гостехнадзорпо Левокумскому району для регистрации прицепа и выдачи на него государственного регистрационного знака, в чем ему было отказано со ссылкой на отсутствие документов, соответствующих требованиям, предусмотренным п. 24 Административного регламента.
Батрак А.А. указал, что установление факта владения данным имуществом в течение срока приобретательной давности необходимо ему для признания права собственности на прицеп " ... ".
Определением Левокумского районного суда Ставропольского края от 22 июля 2015 года заявление Батрак А.А. оставлено без рассмотрения, ввиду наличия спора о праве.
В частной жалобе Батрак А.А. считает вынесенный по делу судебный акт незаконным и необоснованным, поскольку ответчиком по исковым требованиям о признании права собственности в порядке приобретательной давности является прежний собственник имущества, который ему неизвестен.
Просит отменить определение суда первой инстанции.
Возражений на данную жалобу не поступило.
Батрак А.А. в суд апелляционной инстанции не явился, представив заявление о рассмотрении частной жалобы в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое определение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
К таким федеральным законам относится и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, который устанавливает особенности рассмотрения и разрешения дел в порядке искового производства, особенности производства по делам, вытекающим из публично-правовых отношений, и особенности, характерные для особого производства. При этом обращение в суд заинтересованного лица должно отвечать требованиям, предусмотренным для данного производства (определение от 22 марта 2012 года N 467-О-О, определение от 24 марта 2015 года N 527-О).
Согласно части 3 статьи 263 ГПК РФ, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 262, статьей 265 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
По смыслу данных норм, дела рассматриваются судом в порядке особого производства (часть 1 статьи 262 ГПК РФ) только тогда, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве.
Между тем, из содержания заявления Батрак А.А. и представленных им материалов видно, что установление данного юридического факта необходимо ему для регистрации прицепа и выдачи на него государственного регистрационного знака для дальнейшей эксплуатации прицепа вне приусадебного участка.
Принимая во внимание, что прицеп представляет собой транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством (п.1.2 ПДД), он относится к источникам повышенной опасности, что обусловливает необходимость установления для него особого правового режима в целом и специальных правил допуска к эксплуатации в частности.
В силу пункта 3 статьи 15Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктом 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ, Минпромэнерго, Минэкономразвития от 23.06.2005 N 496/192/134, наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой 2 настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Данное правило соответствует пункту 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в ред. от 20.08.2009) и пункту 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, согласно которым регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации.
Указом Президента РФ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" от 15.06.1998 N 711 (в редакции Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679) утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пп. "в" пункта 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагаются, в том числе, обязанности по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдаче регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдаче паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", утвержденным Приказом МВД России N 605 от 07.08.2013 и зарегистрированного в Минюсте России 27.09.2013 N 30048 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.
Согласно указанного перечня (п. 15.4.1), подлежат предоставлению для регистрации транспортного средства, кроме документов, удостоверяющих право собственности на транспортное средство документы на транспортное средство: паспорт транспортного средства; регистрационный документ, подтверждающий государственную регистрацию транспортного средства и присвоение ему государственного регистрационного знака (а также выдававшиеся ранее свидетельства о регистрации транспортных средств, технические паспорта (технические талоны) транспортных средств); свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства для транспортного средства, изготовленного в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленного в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющегося результатом индивидуального технического творчества, или выпускаемого в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.
Не предоставление указанных документов, в соответствии с пунктом 24 указанного Административного регламента, влечет не предоставление государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, является паспорт транспортного средства.
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорт транспортного средства предназначен для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, его наличие является обязательным условием для регистрации транспортных средств.
Как указывает заявитель, правоустанавливающие документы, а также документы, удостоверяющие соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения (паспорт транспортного средства) на прицеп у него отсутствуют.
Следовательно, установление факта владения и пользования Батрак А.А. прицепом автоматически не порождает обязанности подразделений ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его, при установленном запрете на регистрацию транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что требования Батрак А.А. подлежат рассмотрению в порядке искового производства - при предъявлении соответствующего иска с приложением требуемых законом документов.
Учитывая изложенное следует признать определение суда законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а частная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 331- 334
ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Левокумского районного суда Ставропольского края от 22 июля 2015 года оставить без изменения, частную жалобу Батрак А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.