Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Чернышовой Н.И.,
судей Строчкиной Е.А., Товчигречко М.М.,
при секретаре Мельниковой Н.А.,
с участием прокурора Ледовской Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 сентября 2015 года
дело по апелляционной жалобе директора ГКУ "ЦЗН Труновского района" Чернышовой Н.А.
на решение Труновского районного суда Ставропольского края от 21 июля 2015 года
по гражданскому делу по иску исполняющего обязанности прокурора Труновского района Ставропольского края в интересах Трусовой Н.В. к ГКУ "Центр занятости населения Труновского района" о признании незаконным приказа об изменении размера пособия по безработице,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Труновского района Ставропольского края обратился в суд в интересах Трусовой Н.В. с иском к ГКУ "Центр занятости населения Труновского района" в котором просил признать приказ N * от 27.01.2015 "Об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице, размере и сроках выплаты пособия по безработице", изданный директором ГКУ "Центр занятости населения Труновского района", незаконным; обязать ГКУ "Центр занятости населения Труновского района" назначить Трусовой Наталье Владимировне пособие по безработице сроком на 1 год и в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка доводов, изложенных в обращении Трусовой Н.В. по факту неправомерных действий сотрудников ГКУ "Центр занятости населения Труновского района". Проверкой установлено, что Трусова Н.В. 12.01.2015 в связи с увольнением 31.12.2014 в соответствии с п. 2 ст. 81 Труновского кодекса РФ с прошлого места работы обратилась в Центр занятости населения Труновского района в целях поиска работы. Она представила все необходимые для признания ее безработной документы, в том числе справку о среднем заработке по последнему месту работы, согласно которой Трусова Н.В. работала на полную ставку и количество недель оплачиваемой работы за год, предшествующий дате увольнения, на условиях полного рабочего дня составляет 52 недели.
19.01.2015 в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" директором ГКУ "ЦЗН Труновского района" изданы приказы о признании Трусовой Н.В. безработной и назначении ей пособия по безработице сроком на 1 год и в процентном отношении к заработной плате.
Позже ГКУ "ЦЗН Труновского района" получена справка от 27.01.2015 о средней заработной плате Трусовой Н.В. с последнего места работы, согласно которой количество календарных недель оплачиваемой работы за год, предшествующий дате увольнения, с пересчетом на полный рабочий день (неделю) составило 26 недель. На основании данной справки директором ГКУ "ЦЗН Труновского района" издан приказ N * от 27.01.2015 "Об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице, размере и сроках выплаты пособия по безработице", согласно которому начисление пособия Трусовой Н.В. производится с 01.04.2015 по 30.09.2015 и в размере минимальной величины пособия в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991. Трусова Н.В. работала на 0,5 ставки и количество недель оплачиваемой работы за год, предшествующий дате увольнения, на условиях полного рабочего дня составляет 26 недель.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона РФ N 1032-1 от 19.04.1991 пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Таким образом, Трусова Н.В. имеет право на назначение ей пособия по безработице сроком на 1 год и в процентном отношении к заработной плате.
Следовательно оспариваемый приказ является незаконным, а нарушенное право гражданина - подлежащим восстановлению.
Решением Труновского районного суда от 21 июля 2015 года исковые требования исполняющего обязанности прокурора Труновского района Ставропольского края в интересах Трусовой Н.В. к ГКУ "Центр занятости населения Труновского района" удовлетворены. Суд признал приказ N * от 27.01.2015 "Об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице, размере и сроках выплаты пособия по безработице", изданный директором ГКУ "Центр занятости населения Труновского района", незаконным. Обязал ГКУ "Центр занятости населения Труновского района" назначить Трусовой Н.В. пособие по безработице сроком на 1 год и в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.
В апелляционной жалобе директор ГКУ "ЦЗН Труновского района" Чернышова Н.А. просит решение суда отменить, как незаконное, разрешить вопрос по существу. Указывает, что при первичном обращении, Трусова Н.В. предоставила справку, содержащую заведомо ложные данные. Согласно новой справки, Трусова Н.В. работала на 0,5 ставки, из чего следует, что количество недель оплачиваемой работы за год на момент обращения в службу занятости и предоставления полного пакета документов составляет 25 недель. Считает, что Трусовой Н.В. обосновано занижена сумма выплаты пособия по безработице с *рублей до * рублей и установлен факт незаконного получения пособия.
В возражении на апелляционную жалобу заместитель прокурора Труновского района Бахметьев К.А. просил решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав директора ГКУ "ЦЗН Труновского района" Чернышову Н.А., просившую об отмене решения суда по доводам, изложенным в жалобе, прокурора Ледовскую Н.В., Трусову Н.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения постановленного по делу решения суда не находит.
В соответствии со ст.310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Трусова Н.В. работала в МКУ "Труновская межпоселенческая библиотека" в должности библиотекаря 2 категории на 0,5 ставки.
31.12.2014 года она уволена на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штатов работников.
12.01.2015 года Трусова Н.В. обратилась в ГКУ "ЦЗН Труновского района" с заявлением о признании ее безработной, предоставила полный пакет необходимых для признания её безработной документов, в том числе и справку о среднем заработке по последнему месту работы N 91 от 26.12.2014, согласно которой Трусова Н.В. работала на полную ставку, т.е. полный рабочий день, и количество недель оплачиваемой работы за год, предшествующий дате увольнения, на условиях полного рабочего дня составляет 52 недели.
19.01.2015 года директором ГКУ "ЦЗН Труновского района" изданы приказы N * и N *, которыми Трусова Н.В. признана с 12.01.2015 года безработной, ей назначено пособие по безработице с 01.04.2015 года в процентном отношении к среднему заработку, установлена продолжительность первого периода выплаты пособия по безработице 12 месяцев.
Впоследствии сотрудниками ГКУ "ЦЗН Труновского района" получена новая справка о средней заработной плате Трусовой Н.В. от 27.01.2015 года N *, в которой отражено, что Трусова Н.В. работала на 0,5 ставки и количество недель оплачиваемой работы за год, предшествующий дате увольнения (31.12.2014), с пересчетом на полный рабочий день (неделю) составляет 26 недель.
При подсчете стажа работы Трусовой Н.В. с пересчетом на полный рабочий день за 12 месяцев, предшествующих не дате увольнения, а дате признания ее безработной (12.01.2015), определено, что такой стаж составляет 25 недель.
В связи с этим директором ГКУ "ЦЗН Труновского района" на основании п. 2 ст. 30 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 года N * издан приказ N * от 27.01.2015 года, которым изменен приказ о назначении Трусовой Н.В. пособия по безработице: пособие ей назначено на срок с 01.04.2015 года по 30.09.2015 года и в минимальном размере.
20.04.2015 Трусова Н.В. обратилась в прокуратуру Труновского района с заявлением о нарушении ее прав указанным решением об изменении размера и сроков выплаты ей пособия по безработице.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о признании безработной Трусова Н.В. обратилась в ГКУ "ЦЗН Труновского района" на следующий рабочий день после дня увольнения, и то обстоятельство, что после дня увольнения Трусовой Н.В. следующие 11 дней подряд являлись праздничными и только в силу этого на день ее обращения в ГКУ "ЦЗН Труновского района" (12.01.2015) количество недель оплачиваемой работы Трусовой Н.В. с пересчетом на полный рабочий день (полную рабочую неделю) составило менее 26 недель, не может служить основанием для ограничения ее социальных прав.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделан на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (статья 37).
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно положениям пункта 2 статьи 3 Закона о занятости населения решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
В соответствии с положениями ст. 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Из указанных норм права следует, что Трусова Н.В. имеет право на назначение ей пособия по безработице сроком на 1 год и в процентном отношении от заработной платы, поскольку в течение 12 месяцев, предшествовавших дате увольнения Трусовой Н.В. (31.12.2014), она имела оплачиваемую работу с пересчетом на полный рабочий день 26 недель (с 01.01.2014 по 31.12.2014 на 0,5 ставки).
Судебная коллегия считает правильным исчисление момента начала безработицы Трусовой Н.В. с 01.01.2015 года, на следующий день, после увольнения, а не с 12.01.2015 года, поскольку она не имела возможности ранее обратиться с заявлением в службу занятости населения о признании ее безработной, что также подтверждено представителем ответчика в судебном заседании.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что изданный директором ГКУ "Центр занятости населения Труновского района" приказ N * от 27.01.2015 "Об изменении продолжительности периода выплаты пособия по безработице, размере и сроках выплаты пособия по безработице" нарушает право Трусовой Н.В. на получение установленного законом и гарантированного Конституцией РФ социального обеспечения на основе равенства с другими гражданами.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм права, что не отнесено ст. 310 КАС Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства судом первой инстанции также не допущено.
Руководствуясь ст.ст.307, 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Труновского районного суда от 21 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.