Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 04 сентября 2015 г. по делу N 33-377/2015
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Литвинова В.С. и Мордовина А.А., при секретаре Коростелев А.С., рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение 26 гарнизонного военного суда от 4 июня 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления Фазылова А. М. об оспаривании действий начальника отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан), связанных с отказом в регистрации по месту жительства в г. Байконуре.
Заслушав доклад судьи Мордовина А.А., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Фазылов обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (далее - ОУФМС России по МО), связанных с отказом в регистрации по месту жительства в г. _ по месту проживания его супруги по адресу: _, в котором просил:
- признать действия начальника ОУФМС России по МО, связанные с отказом Фазылову в постоянной регистрации по месту жительства в городе Байконур, незаконными;
- обязать начальника ОУФМС России по МО постоянно зарегистрировать Фазылова по месту жительства в городе Байконур по адресу: _ в соответствии с Административным регламентом предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан.
Решением 26 гарнизонного военного суда от 4 июня 2015 года в удовлетворении заявления Фазылову отказано.
В поданной апелляционной жалобе Фазылов, не соглашаясь с принятым решением, просит его отменить и принять новое - об удовлетворении своих требований.
В обоснование своей просьбы он приводит доводы, суть которых заключается в следующем.
Вывод суда о том, что для осуществления подразделением ФМС России государственной регистрации заявителя по месту жительства необходим документ, удостоверяющего его личность, является ошибочным.
В обоснование этого довода он ссылается на положения абзаца 4 п. 4 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года N 1325, далее - Положение) которым предусмотрено, что в случае отсутствия у лица, обратившегося с заявлением о признании его гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации действительного документа, удостоверяющего личность, а также документов, подтверждающих гражданство и место жительства, при подаче заявления предъявляет должностному лицу полномочного органа документ, содержащий его персональные данные. При этом таким документом, по мнению заявителя, может в его случае являться свидетельство о его рождении, учитывая то обстоятельство, что в настоящее время у него паспорта гражданина Республики Узбекистан не имеется.
Однако, поскольку данное свидетельство необоснованно не было признано сотрудниками ОУФМС России по МО документом, удостоверяющим личность, заявитель полагает, что его законные права и интересы были нарушены (право на трудоустройство, медицинское обеспечение, на совместное проживание со своей семьей).
В заключение автор жалобы указывает, что регистрация по месту жительства в г. Байконур, учитывая его особый статус - нахождение в аренде у Российской Федерации - носит исключительно учетный характер и не влияет на приобретение или прекращение соответствующих прав и социальных гарантий граждан.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судебное разбирательство по данному делу, вопреки мнению заявителя, проведено всесторонне, полно и объективно, с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно статьям 1 и 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 года) (далее - Соглашение), город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации с особым режимом безопасного функционирования, в том числе и с ограничением на проживание граждан на его территории.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Соглашения между Правительством Российской Федерацией и Правительством Республикой Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур" (Москва, 4 октября 1997 года) организация и обеспечение паспортно-визовой работы на территории комплекса "Байконур" осуществляется правоохранительными органами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом регистрация граждан, в том числе и иностранных, а также лиц без гражданства является в силу Положения о Федеральной миграционной службе (утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 года N 711) государственной услугой, оказываемой органами Федеральной миграционной службы России (в г. Байконуре - территориальным подразделением этой службы - ОУФМС России по МО).
Как предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", при подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства должностному лицу органа миграционного учета предъявляются: 1) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином: а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; б) вид на жительство или разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.
Приложением N 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Узбекистан (Минск, 30 ноября 2000 года) установлен перечень документов граждан Республики Узбекистан для въезда, выезда, следования транзитом, пребывания и передвижения по территории Российской Федерации, к которым относятся: дипломатический паспорт; паспорт гражданина Республики Узбекистан; удостоверение гражданина Республики Узбекистан, не достигшего 16-летнего возраста; свидетельство на возвращение в Республику Узбекистан (только для возвращения в Республику Узбекистан).
Как установлено судом первой инстанции, Фазылов, являясь гражданином Республики Узбекистан, 5 января 2002 года вступил в брак с гражданкой Российской Федерации ФЕ., с которой он вместе проживает по настоящее время по адресу: _. С 2002 года по 31 декабря 2008 года Фазылов имел регистрацию по месту пребывания по указанному адресу. 19 сентября 2012 года на основании ходатайства Фазылова о выходе из гражданства Республики Узбекистан, указом Президента Республики Узбекистан гражданство названного государства у заявителя прекращено, его национальный паспорт этой Республики изъят.
Обратившись в ОУФМС России по МО с заявлением о государственной регистрации по указанному месту жительства, Фазылов получил отказ, мотивированный отсутствием у него документа, удостоверяющего его личность.
С достаточной полнотой установив и проанализировав указанные обстоятельства во взаимосвязи с вышеприведенными нормами, регламентирующими порядок осуществления государственной регистрации по месту жительства для лиц без гражданства на территории комплекса Байконур, суд первой инстанции, по убеждению судебной коллегии, пришел к правильному выводу о том, что ОУФМС России по МО было обосновано отказано Фазылову в проведении государственной регистрации по месту жительства ввиду отсутствия у него документа, удостоверяющего личность.
Довод заявителя о том, что таким документом может являться свидетельство о рождении, по причине отсутствия у него паспорта гражданина Республики Узбекистан со ссылкой на п. 4 Положения, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку данный нормативный правовой акт регулирует вопросы получения гражданства Российской Федерации и к спорной ситуации отношения не имеет.
Иные доводы автора жалобы законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления под сомнение также не ставят, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 4 июня 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления Фазылова А. М. об оспаривании действий начальника отделения УФМС России по Московской области в городе Байконур (Республика Казахстан), связанных с отказом в регистрации по месту жительства в г. Байконуре, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.