Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Пономарева Р.С., Романовой Н.В.,
при секретаре Мальцевой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 08 октября 2015 года дело по апелляционной жалобе мэрии города Архангельска на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 17 августа 2015 года, которым постановлено:
"заявление Н. о предоставлении места в детском дошкольном учреждении удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии города Архангельска, выразившееся в непредоставлении несовершеннолетней О., *** года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать мэрию города Архангельска организовать предоставление О., *** года рождения, места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в соответствии с п. 1.1 Порядка комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования " ***" с *** года".
Заслушав доклад судьи Кузнецова Ю.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н. в интересах несовершеннолетней О. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии г. Архангельска по непредоставлению места в дошкольном учреждении, обязании обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ).
Заявление обосновала тем, что мэрия г. Архангельска не исполняет возложенные на нее обязанности по обеспечению ее дочери местом в ДОУ, нарушая тем самым конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в нем.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась мэрия г. Архангельска, просит его отменить.
В апелляционной жалобе указала, что Н. не отказано в предоставлении ее ребенку места в ДОУ, которое будет предоставлено в порядке очередности. Внеочередное обеспечение ребенка местом в детском саду будет противоречить действующему федеральному законодательству, порядку приема детей в образовательные учреждения, нарушать права и свободы других детей, родители которых обратились с заявлением ранее.
Ссылается на невозможность предоставления несовершеннолетней места в ДОУ в связи с укомплектованностью групп, их недостаточностью. Превышение количества воспитанников в детских учреждениях приведет к нарушению требований СанПиН, что повлечет за собой наложение штрафных санкций на дошкольное учреждение.
Также судом незаконно установлен срок обеспечения ребенка местом в ДОУ до *** года, который влечет невозможность надлежащего исполнения решения суда, поскольку на указанную дату решение не вступит в законную силу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя мэрии г. Архангельска Т., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом установлено, следует из материалов дела, что Н. является матерью несовершеннолетней О., *** года рождения.
С *** года несовершеннолетняя О. состоит в очереди для дальнейшего устройства в одно из муниципальных дошкольных образовательных учреждений территориального округа ***, местом в котором до настоящего времени не обеспечена.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции установил нарушение прав несовершеннолетней О. на получение бесплатного дошкольного образования и пришел к выводу о наличии оснований для возложения на мэрию г. Архангельска обязанности по организации предоставления ребенку заявителя места в ДОУ в соответствии с п. 1.1 Порядка комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования " ***" с *** года.
С данным выводом судебная коллегия согласна.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять места в дошкольных детских учреждениях, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В силу п.п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании", п. 13 ст. 6 Устава Муниципального образования " ***".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети муниципальных образовательных организаций для воспитания детей дошкольного возраста.
В силу ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Пунктом 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1014, предусмотрено, что образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Постановлением мэрии г. Архангельска от *** года N *** утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования " ***", реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, находящиеся в ведении Департамента образования мэрии г. Архангельска.
Согласно п. 2 данного Порядка в муниципальные образовательные организации МО " ***", как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Таким образом, при достижении несовершеннолетними указанного возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в муниципальной дошкольной образовательной организации.
Как правильно указал суд первой инстанции, несовершеннолетняя О. имеет право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.
Между тем, мэрией г. Архангельска обязанность по обеспечению несовершеннолетней местом в ДОУ не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Установив, что мэрией г. Архангельска не исполнена обязанность по обеспечению ребенка местом в ДОУ, суд обоснованно признал незаконным бездействие органа местного самоуправления и возложил на нее, осуществляющую комплектование муниципальных образовательных организаций, обязанность организовать предоставление О. места в ДОУ в соответствии с п. 1.1 Порядка комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования " ***" с *** года.
Довод апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение суда противоречит порядку приема детей в ДОУ, предполагающему прием детей в порядке очередности поступления заявлений от родителей, является необоснованным и не влечет отмену судебного решения, поскольку мэрия г. Архангельска обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных организаций, а в случае недостаточности - расширять их. Реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в муниципальных дошкольных организациях.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает несостоятельным довод жалобы и о том, что обеспечение малолетней О. местом в дошкольном учреждении повлечет нарушение прав других детей, состоящих в очереди, поскольку реализация права может быть ограничена только законом, который органом местного самоуправления соблюден не был.
Устанавливая мэрии г. Архангельска срок предоставления несовершеннолетней места в дошкольном образовательном учреждении, суд учел все обстоятельства настоящего дела, возраст ребенка, поэтому оснований не согласиться с выводами суда в указанной части у судебной коллегии не имеется. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, в силу которых место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в иной срок, суду не представлено.
Кроме того, решение суда будет исполняться в сроки, установленные Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", поскольку срок, установленный судом первой инстанции, уже истек до вступления решения суда в законную силу.
Все доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда по существу сводятся к несогласию с ним и субъективной оценке установленных обстоятельств, неправильному толкованию норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями закона, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения не имеется.
В случае невозможности исполнения решения в указанный срок мэрия г. Архангельска не лишена возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 17 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу мэрии города Архангельска - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И. Кузнецов
Судьи Р.С. Пономарев
Н.В. Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.