Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Корниенко Г.Ф.,
судей: Маримова В.П., Щетининой Е.В.,
при секретаре Забурунновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Корниенко Г.Ф. гражданское дело по иску Афанасьев А.А. к Управлению на транспорте МВД России по СКФО о признании права на зачет периода службы в зоне чрезвычайного положения в стаж службы для назначения пенсии в льготном исчислении,
по апелляционной жалобе Афанасьев А.А. на решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 мая 2015г.,
УСТАНОВИЛА:
Афанасьев А.А. обратился в суд с иском к УТМВД России по СКФО о признании права на зачет периода службы в зоне чрезвычайного положения в стаж службы для назначения пенсии в льготном исчислении, указав в обоснование требований, что с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА он проходил службу на различных должностях рядового и начальствующего состава в МВД РФ. В период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА проходил службу в условиях чрезвычайного положения на территории РСО-Алания в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН: сначала в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а затем в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Приказом ГУ МВД России по Ростовской области от 12.12.2011г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Афанасьев А.А. уволен из органов внутренних дел по п. "е" ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов) с 13.12.2011г. Впоследствии, приказом ГУ МВД России по Ростовской области от 12.12.2011г. за НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с был изменен приказ от 12.12.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в оснований увольнения истца п. "е" заменен на пункт "з" - увольнение из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья.
Согласно справке МСЭ-2013 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13.12.2013г. Афанасьев А.А. с 01.01.2014г. установлена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности в причинной связи "военная травма" до даты очередного переосвидетельствования - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА
Выслуга лет на 13.12.2011г. составила в календарном исчислении ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, однако при его увольнении не был произведен расчет выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении, в связи с чем истец в период с 13.12.2011г. по 13.06.2013г. не получил пенсию за выслугу лет. В настоящее время истец получает пенсию по ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группе инвалидности в причинной связи "военная травма", в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА%.
05.11.2011г. обратился к ответчику с запросом о предоставлении ему приказа, в котором определены периоды его службы в условиях чрезвычайного положения на территории РСО-Алания, однако в письме от 12.12.2011г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ему было сообщено, что они не располагают такими приказами и что сделан запрос в МВД по РСО-Алания, однако оттуда до настоящего времени никаких сведений не поступило.
Перед увольнением 12.12.2011г. он обращался с рапортом к руководителю ГУ МВД России по Ростовской области о расчете выслуги лет при увольнении с учетом льготного исчисления и выполнения служебных обязанностей в районе чрезвычайного положения на территории АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г., однако его рапорт был проигнорирован.
16.09.2014г. истец вновь обратился в УТ МВД России по СКФО, однако в досудебном порядке разрешить возникший спор не удалось.
На основании изложенного, истец просил признать за ним право на зачет в стаж службы для назначения пенсии, периода его службы в зоне чрезвычайного положения на территории РСО-Алания с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за три месяца; обязать УТ МВД России по СКФО засчитать ему период службы в зоне чрезвычайного положения на территории РСО-Алания с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в льготном исчислении из расчета один месяц службы за три месяца, издать соответствующий приказ.
Афанасьев А.А. и его представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили удовлетворить его в полном объеме.
Представитель УТ МВД России по СКФО, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 мая 2015 года исковые требования Афанасьев А.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Афанасьев А.А. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неприменение закона, подлежащего применению. Апеллянт полагает, что факт несения им службы в режиме ЧС нашел свое подтверждение, а ссылка суда на то, что его подразделения не было в списке, привлеченных для участия в ликвидации ЧС является не существенной. Оснований для применения последствий пропуска срока у суда так же не имелось, поскольку ответчик не предоставил документов, о том, что он надлежащим образом был уведомлен о нарушенном праве.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит, установленных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене в апелляционном порядке судебного решения.
Из материалов дела усматривается, что Афанасьев А.А. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации и был уволен из органов внутренних дел с 13.12.2011 г. приказом начальника ГУ МВД России по Ростовской области от 12.12.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с на основании п. "е" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел - по сокращению штатов. В приказе указано, что выслуга лет по состоянию на 13.12.2011 в календарном исчислении составляет ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д. 12).
Приказом начальника ГУ МВД России по Ростовской области от 22.04.2013г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с в приказ об увольнении Афанасьев А.А. внесены изменения в части отмены пункта увольнения, установлено считать Афанасьев А.А. уволенным его по п. "з" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел - по ограниченному состоянию здоровья, на основании постановления ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА об ограниченной годности к службе и невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью и отсутствие возможности перемещения по службе на должность, в соответствии с которой он может исполнять служебные обязанности с учетом состояния здоровья (л.д. 13).
Заключением ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 13.12.2013 г. Афанасьев А.А. признан инвалидом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы вследствие военной травмы на срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА с установлением даты очередного переосвидетельствования ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д. 6).
Материалами дела подтверждается, что в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец проходил службу в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА на ст. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА - в должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и был уволен приказом СКУВДТ от 31.08.1995 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН л/с (л.д.17-18).
Афанасьев А.А. был вновь принят на службу в органы внутренних дел стажером по должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на основании приказа УВД г. Ростова-на-Дону от 18.04.2002 г. и проходил службу в органах внутренних дел непрерывно до увольнения 13.12.2011 г.
14.12.2011г. Афанасьев А.А. подал рапорт и.о. начальника УМВД по г.Ростову-на-Дону о внесении соответствующих записей в личное дело и перерасчете выслуги лет в органах внутренних дел в льготном исчислении с учетом выполнения служебных обязанностей в районе чрезвычайного положения на территории АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в период времени с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.(л.д.16).
Однако, несмотря на его обращения, указанный перерасчет выслуги лет в органах внутренних дел в льготном исчислении ему не был произведен.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"; ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" и исходил из того, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем сотрудникам, проходившим службу на данных территориях, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач по нормализации конфликта и непосредственно выполняли определенные боевые задачи.
При рассмотрении настоящего гражданского дела факт непосредственного выполнения истцом определенных боевых задач не нашел своего подтверждения. В материалах дела отсутствуют соответствующие приказы, свидетельствующие о выполнении Афанасьев А.А. задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии оснований для зачета выслуги лет и трудового стажа истца в условиях периода службы в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта из расчета один месяц службы за три месяца с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.
При этом суд первой инстанции проанализировал нормативные правовые акты, действующие в спорный период и регулирующие порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Установив, что подразделения Северо-Кавказского УВД на транспорте МВД России, в том числе линейное отделение внутренних дел в аэропорту АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, сотрудником которого являлся Афанасьев А.А., не были включены в перечень соединений, частей, подразделений и органов Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федерального агентства Правительственной связи при Президенте РФ и Министерства внутренних дел РФ, утвержденный полномочным представителем Президента РФ от 05.02.1997 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.10.1996 N 1276, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и проходивший службу в данном подразделении в спорный период времени истец Афанасьев А.А., в установленном законодательством порядке к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в зоне вооруженного конфликта полномочными должностными лицами не привлекались.
Данные вывода суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, являются законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 г. N4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21.01.1993 г. N4328-1) военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Подпунктом "б" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за три месяца, в том числе при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15.08.1992 г.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 г. N 280 предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
На основании п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 г. N 280 Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации, другие министерства и ведомства, в которых законом предусмотрена военная служба, определяют перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что предоставление соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций производится не всем военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу на территориях, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а только тем из них, кто проходил службу в подразделениях, которые в установленном порядке компетентным должностным лицом были привлечены к выполнению задач на данных территориях.
Таким образом, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания. При этом дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21.01.1993 г. N 4328-1, предоставляются только за время фактического выполнения задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что материалами дела подтвержден факт несения истцом службы в режиме ЧС, поскольку судом установлено, что в спорный период в соответствии с Указами Президента РФ на территории, где истец проходил службу был введен режим ЧС, судебная коллегия признает несостоятельными, основанными на неправильном толковании истцом норм материального права.
Само по себе нахождение военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел в период прохождения службы на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, не означает фактического участия этих лиц в выполнении соответствующих задач. Фактическое участие военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел, проходивших службу на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 и ст. 60 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК Российской Федерации).
В данном случае надлежащим доказательством подтверждения периодов выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах являются приказы командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В судебном заседании истцом данных доказательств представлено не было.
Поскольку спор рассмотрен судом первой инстанции по существу заявленных требований, при этом предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных истцом требований судом не установлено, суждения суда первой инстанции о возможности применения к спорным правоотношениям положений ст. 392 ТК РФ о пропуске процессуального срока на обращение в суд за защитой нарушенного права, не влияют на правильность постановленного по делу судебного решения, а довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для отказа в иске за пропуском срока, не может служить основанием для отмены правильного по существу судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание выводов суда, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки, представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам дела и истцом не опровергнуты.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Афанасьев А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.10.2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.