Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой СЕ.
судей областного суда Сорокиной О.А., Стёпина А.Б.
при секретаре А. С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стёпина А.Б. дело по апелляционному представлению прокуратуры " ... " района г. Астрахани на решение " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" по иску прокурора " ... " района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к управлению по образованию и науке администрации "адрес", " ... " г. Астрахани " ... ", МБДОУ г. Астрахани " ... ", администрации г. Астрахани о возложении обязанности оборудовать здания системой видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛА:
прокурор " ... " района г. Астрахани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением о возложении обязанности оборудовать здания системой видеонаблюдения, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения МБДОУ г. Астрахани " ... " и МБДОУ г. Астрахани " ... " законодательства, регламентирующего деятельность образовательных учреждений в части обеспечения безопасных условий пребывания и обучения учащихся, в связи с поступившей информацией из " ... " по результатам обследования образовательных учреждений. Проверкой установлено, что ответчиками не исполняются требования Федерального закона "О противодействии терроризму", Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения", согласно которым, на них возложена обязанность по обеспечению безопасного условия обучения в зданиях образовательных учреждений, безопасного нахождения в них лиц, а так же осуществление мер по предупреждению терроризма. Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112". Однако, МБДОУ " ... " и МБДОУ " ... " системами видеонаблюдения не оборудованы. В ходе рассмотрения дела истец изменил заявленные требования, просил возложить на МБДОУ " ... ", МБДОУ " ... " обязанность в срок до "Дата" заказать разработку сметы на оборудование зданий детских садов, расположенных по адресам: "адрес", системой видеонаблюдения. Возложить на администрацию г. Астрахани обязанность в срок до "Дата" включительно выделить согласно разработанной смете денежные средства на оборудование указанных детских садов. Возложить на МБДОУ " ... " обязанность в срок до "Дата" включительно оборудовать детские сады системой видеонаблюдения.
В судебном заседании помощник прокурора " ... " района г. Астрахани Иванова М.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчиков управления по образованию и науке администрации г. Астрахани по доверенности Ивлева А.В., МБДОУ " ... " Думина Т.А., третьего лица Финансово-казначейского управления администрации " ... " по доверенности Абрамян Р.Т. возражали против удовлетворения иска.
Представители ответчиков администрации г. Астрахани, МБДОУ " ... " участие в судебном заседании не принимали.
Решением " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" исковые требования прокурора " ... " района г. Астрахани оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокуратуры " ... " района г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку осуществление деятельности образовательных учреждений не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. Необоснованны выводы суда о том, что у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по выделению бюджетных денежных средств на указанные цели, а администрацией г. Астрахани, детскими дошкольными учреждениями требования Федерального закона исполняются в полном объеме. Отсутствие денежных средств, не является основанием для освобождения образовательного учреждения и учредителя от исполнения возложенных на них обязанностей.
На заседание судебной коллегии представитель администрации г. Астрахани, будучи надлежаще извещенным, не явился, об отложении рассмотрения представления ходатайств не предоставил. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения прокурора Остроуховой Н.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителей ответчиков управления по образованию и науке администрации г. Астрахани по доверенности Ивлевой А.В., МБДОУ " ... " Думиной Т.А., МБДОУ " ... " Павловой Е.В., третьего лица Финансово-казначейского управления " ... " по доверенности Абрамяна Р.Т., возражавших против удовлетворения доводов представления, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Подпунктом "д" пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Пункты 7 и 13 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" указывают на основные принципы противодействия терроризму, такие, как приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Согласно части 3 статьи 5 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 года за N 383-П утверждена государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Астраханской области". Согласно паспорту программы исполнителями основных мероприятий государственной программы являются, в том числе министерство образования и науки Астраханской области, органы местного самоуправления.
Перечнем мероприятий (направлений) государственной программы поименовано обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей на территории Астраханской области
К числу основных мероприятий отнесено оснащение средствами технической защиты объектов с массовым пребыванием граждан (системами наружного видеонаблюдения, тревожными кнопками, электронными ключами), развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" по установке камер видеонаблюдения в окружении объектов критической инфраструктуры, жизнеобеспечения в местах с массовым пребыванием граждан с подключением их к ситуационному центру УМВД " ... " и обеспечение технического обслуживания и ремонта оборудования на основании заключенных договоров.
Из материалов дела следует, что прокуратурой " ... " района проведена проверка исполнения МБДОУ " ... " и МБДОУ " ... " законодательства, регламентирующего деятельность образовательных учреждений в части обеспечения безопасных условий пребывания и обучения учащихся. Проверкой установлено, что дошкольные образовательные учреждения не оборудованы системами видеонаблюдения.
Администрацией МБДОУ " ... " и МБДОУ " ... " изданы приказы и Положения об организации пропускного режима в зданиях.
Дошкольными образовательными учреждениями, по согласованию с УМВД " ... " изготовлены антитеррористические паспорта зданий детских садов, заключены договоры с ФГУП " ... " по централизованному наблюдению за состоянием тревожной сигнализации, установленных в зданиях детских садов.
В материалы дела представлена техническая документация на здание МБДОУ " ... " с датой инвентаризации 1989 год и техническая документация на здание МБДОУ " ... " с датой инвентаризации 2003 год.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора " ... ", районный суд исходил из того, что здания образовательных учреждений построены до вступления в силу Технического регламента и Свода правил, в связи с чем указанные в них требования не могут быть применимы. Достаточность выполнения условий антитеррористической защищенности подтверждается письмом АУ " ... " N от "Дата".
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства -участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6, часть 7 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности (пункт 4.1), а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений (пункт 5.1), разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников) (пункт 5.2).
Исходя из содержания вышеуказанных нормативных правовых актов, на ответчиков возложена обязанность принятия мер по обеспечению безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе, террористических актов.
Согласно Постановлению правительства Астраханской области от "Дата" за N об утверждении государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Астраханской области" министерство образования и науки Астраханской области является исполнителем мероприятий государственной программы.
В числе первоочередных комплексных мер, направленных на обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности поименовано оснащение объектов с массовым пребыванием граждан системой видеонаблюдения, в связи с чем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии у ответчиков обязанности по оснащению системами видеонаблюдения зданий образовательных учреждений.
Представленные образовательными учреждениями приказы и Положения об организации пропускного режима, антитеррористические паспорта зданий детских садов, договоры с ФГУП " ... " по централизованному наблюдению за состоянием тревожной сигнализации, установленных в зданиях детских садов, не являются подтверждением принятия комплексных мер по антитеррористической защищенности, поскольку данные меры связаны с внутренней защитой объектов.
По указанным основаниям судебная коллегия не может согласиться с выводами районного суда о том, что достаточность выполнения условий антитеррористической защищенности подтверждается письмом АУ " ... " N от "Дата".
Исходя из содержания данного документа, не следует, что образовательными учреждениями приняты меры внешней защиты объектов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Выводы суда о том, что здания образовательных учреждений введены в эксплуатацию до вступления в силу требований Технического регламента безопасности зданий и сооружений и свода правил "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", в связи с чем эти требования не могут быть применены до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения опровергаются следующим.
Пунктом 2 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо, чтобы в них были устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Положения пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" предусматривают, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Аналогичную норму содержит СП 118.13330.2012.
В соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден свод правил "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения".
Однако установленные Федеральным законом и сводом правил ограничения в применении их требований к зданиям и сооружениям, в данном случае применены быть не могут, поскольку выполнение работ по установке системы видеонаблюдения не связано с реконструкцией или капитальным ремонтом зданий учреждений.
До вступления в силу Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" подлежали применению положения Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно которым со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (пункт 1 статьи 46).
При таких обстоятельствах, исходя из системного толкования вышеуказанных норм закона, применение Федерального закона "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" в части защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения, не связано реконструкцией или капитальным ремонтом здания или сооружения к зданиям и сооружениям.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что направление денежных средств на оснащение системами видеонаблюдения зданий образовательных учреждений, будет являться не целевым использованием бюджетных средств, поскольку не соответствуют требованиям пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениям Постановления правительства Астраханской области от "Дата" за N 383-П об утверждении государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Астраханской области".
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного истолкования закона.
С учетом фактических обстоятельств и правовых оснований заявленных исковых требований судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора " ... " в интересах неопределенного круга лиц к управлению по образованию и науке администрации " ... ", МБДОУ " ... ", МБДОУ " ... ", администрации " ... " о возложении обязанности оборудовать здания системой видеонаблюдения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора " ... " в интересах неопределенного круга лиц к управлению по образованию и науке администрации " ... ", МБДОУ " ... ", МБДОУ " ... ", администрации " ... " о возложении обязанности оборудовать здания системой видеонаблюдения удовлетворить.
Возложить на МБДОУ " ... " обязанность в срок до "Дата" заказать разработку сметы на оборудование здания детского сада, расположенного по адресу: "адрес" системой видеонаблюдения.
Возложить на МБДОУ " ... " обязанность в срок до "Дата" заказать разработку сметы на оборудование здания детского сада, расположенного по адресу: "адрес" системой видеонаблюдения.
Возложить на администрацию " ... " обязанность в срок до "Дата" включительно выделить согласно разработанной смете денежные средства на оборудование указанных детских садов, расположенных по адресу: "адрес" системой видеонаблюдения.
Возложить на МБДОУ " ... ", МБДОУ " ... " обязанность в срок до "Дата" включительно оборудовать детские сады системой видеонаблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.