Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Довиденко Е.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре Быхуне Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 08 июля 2015 года по иску Турбовец Т. Н., Турбовец К. Н., Балахниной Л. И., Исакаевой З. Ф. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о понуждении к выполнению капитального ремонта,
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Турбовец Т.Н., Турбовец К.Н., Балахнина Л.И., Исакаева З.Ф. обратились в суд с иском комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о возложении обязанности провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного "адрес" в "адрес", а именно: произвести ремонт кровли (крыши), системы водоотвода крыши, системы горячего, холодного водоснабжения и отопления; электрооборудования; фундамента, отмостки, фасада здания, ссылаясь на то, техническое состояние общего имущества неудовлетворительное, полагая, что за ответчиком как за бывшим наймодателем сохраняется обязанность по производству капитального ремонта на основании ст.16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В процессе рассмотрения дела, после получения заключения судебной строительно-технической экспертизы истцы уточнили исковые требования, просили суд:
Возложить обязанность на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в выполнить работы по капитальному ремонту систем и конструктивных элементов многоквартирного дома по адресу: "адрес", а именно:
- выполнить проект на устранение аварийного состояния кирпичных карнизов, несущих стен в районе карнизов, несущих стен подвала (устранить аварийное состояние кирпичной кладки посредством разборки части кровли по периметру крыши, разборки аварийных участков стен и карнизов, устройством новой кладки, устройством усиления выполненных проемов);
- выполнить проект по капитальному ремонту (реставрации) конструкций и инженерного оборудования (канализации, горячего и холодного водоснабжения), предусматривающий обеспечение нормативного температурно-влажностного режима всех помещений, устранение причин появления конденсата на поверхности конструкций (восстановить оконные проемы с приямками с обязательным устройством водоотведения или козырьков, заменить выбракованные части канализационных, отопительных и водоразборных отопительных трубопроводов, утеплить трубопроводы водоснабжения, отопления, водомерный узел и узел управления отоплением);
- выполнить работы по замене кровельного покрытия и части обрешетки;
- демонтировать оставшееся нефункционирующее инженерное оборудование и коммуникации;
- выполнить приборное обследование системы электроснабжения жилого дома сертифицированной организацией, провести капитальный ремонт электрооборудования - заменить приборы и электропроводку, устроить энергоснабжение по проекту выполненному с ПУЭ, произвести замену всех не соответствующих современным нормативным требованиям и находящихся в недопустимом техническом состоянии электроустановок (заменить электропроводку, электроприборы в подвалах, подъездах, на чердаке, выполнить заземляющий контур);
- выполнить устройство новой отмостки в местах ее контруклона к стенам дома;
- обеспечить нормативный температурно-влажностного режим чердачного помещения для устранения появления конденсата, инея на поверхности конструкций (утеплить вентиляционные шахты, канализационные стояки в пространстве чердака);
- выполнить приборное обследование не замененных участков трубопроводов и отопительных приборов с целью определения внутреннего состояния трубопроводов, расположенных в пространстве подвала, подъездах, а также состояния стояков и батарей в квартирах, подъездах. По результатам обследования системы отопления произвести замену всех имеющих чрезмерный износ и повреждения (следы глубокой коррозии, протечки) и не соответствующих современным нормативным требованиям участков и элементов;
- выполнить антикоррозийное покрытие наружной поверхности всех трубопроводов;
- выполнить тепловую изоляцию трубопроводов и узла управления отоплением;
- выполнить ремонт конструкций подъездов и замену оконных, дверных заполнений;
- выполнить планировку прилегающей к стенам жилого дома территории, поднять уровень пола при входах в подъезды;
Возражая против заявленных требований представитель ответчика КЖКХ указала на то, что капитальный ремонт должен быть проведен в рамках реализации программы капитального ремонта региональным оператором. В настоящее время принята адресная программа, утвержденная на период с 2014-2043 годы. В указанную программу на 2015 году вошел спорный жилой дом.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 08.07.2015 года постановлено исковые требования Турбовец Т.Н., Турбовец К.Н., Балахниной Л.И., Исакаевой З.Ф. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о понуждении к выполнению капитального ремонта удовлетворить.
Возложить на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула обязанность провести выборочный капитальный ремонт многоквартирного жилого "адрес" в "адрес" в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, а именно выполнить следующие виды работ:
- выполнить проект на устранение аварийного состояния кирпичных карнизов, несущих стен в районе карнизов, несущих стен подвала (устранить аварийное состояние кирпичной кладки посредством разборки части кровли по периметру крыши, разборки аварийных участков стен и карнизов, устройством новой кладки, устройством усиления выполненных проемов);
- выполнить проект по капитальному ремонту (реставрации) конструкций и инженерного оборудования (канализации, горячего и холодного водоснабжения), предусматривающий обеспечение нормативного температурно-влажностного режима всех помещений, устранение причин появления конденсата на поверхности конструкций (восстановить оконные проемы с приямками с обязательным устройством водоотведения или козырьков, заменить выбракованные части канализационных, отопительных и водоразборных отопительных трубопроводов, утеплить трубопроводы водоснабжения, отопления, водомерный узел и узел управления отоплением);
- выполнить работы по замене кровельного покрытия и части обрешетки;
- демонтировать оставшееся нефункционирующее инженерное оборудование и коммуникации;
- выполнить приборное обследование системы электроснабжения жилого дома сертифицированной организацией, провести капитальный ремонт электрооборудования - заменить приборы и электропроводку, устроить энергоснабжение по проекту выполненному с ПУЭ, произвести замену всех не соответствующих современным нормативным требованиям и находящихся в недопустимом техническом состоянии электроустановок (заменить электропроводку, электроприборы в подвалах, подъездах, на чердаке, выполнить заземляющий контур);
- выполнить устройство новой отмостки в местах ее контруклона к стенам дома;
- обеспечить нормативный температурно-влажностного режим чердачного помещения для устранения появления конденсата, инея на поверхности конструкций (утеплить вентиляционные шахты, канализационные стояки в пространстве чердака);
- выполнить приборное обследование не замененных участков трубопроводов и отопительных приборов с целью определения внутреннего состояния трубопроводов, расположенных в пространстве подвала, подъездах, а также состояния стояков и батарей в квартирах, подъездах. По результатам обследования системы отопления произвести замену всех имеющих чрезмерный износ и повреждения (следы глубокой коррозии, протечки) и не соответствующих современным нормативным требованиям участков и элементов;
- выполнить антикоррозийное покрытие наружной поверхности всех трубопроводов;
- выполнить тепловую изоляцию трубопроводов и узла управления отоплением;
- выполнить ремонт конструкций подъездов и замену оконных, дверных заполнений;
- выполнить планировку прилегающей к стенам жилого дома территории, поднять уровень пола при входах в подъезды;
Взыскать с Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула в пользу Турбовец Т. Н., Турбовец К. Н., Балахниной Л. И., Исакаевой З. Ф. расходы по уплате госпошлины в размере "данные изъяты"
Взыскать с Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула в пользу Турбовец Т. Н. судебные расходы за проведение судебной экспертизы в размере "данные изъяты"
Взыскать с Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула в пользу ООО "ЦНПЭ "Алтай-Эксперт" расходы на проведение судебной экспертизы в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула просит отменить либо изменить решение суда, исключив работы по планировке территории, утеплению вентиляционных шахт, канализационных шахт, по замене мусоропровода, не относящиеся к работам по капитальному ремонту, предоставив Комитету срок для выполнения работ до ДД.ММ.ГГ года. Ответчик в жалобе ссылается на то, что в нарушение положений действующего законодательства, ряда статей Жилищного кодекса 46, 161, 162, Устава муниципального образования городского округа-города Барнаула, решения Барнаульской городской Думы от 24.12.2012 годаN694 "Об утверждении положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула", суд перекладывает обязанности собственников помещений многоквартирного дома на органы местного самоуправления, которые финансируют работы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов муниципального жилищного фонда, тем самым, происходит перераспределение средств местного бюджета в пользу одних лиц без учета прав и интересов других. В качестве правового обоснования исковых требований истцы ссылались на ст.16 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", вместе с тем с 01.01.2013 года вступили в силу изменения в ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым утратил силу пункт 5 ст.16.1 предусматривавший право органов местного самоуправления городского округа осуществлять финансирование и софинансирование капитального ремонта жилых домов, находящихся в муниципальной собственности до 01.03.2005 года. Таким образом, орган местного самоуправления не осуществляет финансирование или софинансирование капитального ремонта помещений не находящихся в муниципальной собственности. Судом не принято во внимание, что в настоящее время внесены изменения в Жилищный кодекс РФ, в связи с чем с 01.01.2013 года полностью изменился порядок проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Реализация неисполненной наймодателем обязанности по капремонту предусмотрена разделом РФ, путем первоочередного включения в региональную адресную программу. Каких-либо доказательств, что на дату приватизации первой квартиры требовался капитальный ремонт, истцами не представлено. Выводы эксперта носят предположительный характер и не могут быть положены в основу решения. Судом установлен срок исполнения решения - шесть месяцев, с момента вступления судебного акта в законную силу, который не соответствует критерию разумности и справедливости. Для исполнения решения необходимо определить источник финансирования, изготовить техническое задание на разработку проектно-сметной документации, разместить заказ на изготовление проектно-сметной документации, провести аукцион, заключить муниципальный контракт, исполнить его, принять результат работ, оплатить и др. Кроме того возможность проведения работ ограничена климатическими условиями, строительный сезон оканчивается в октябре-ноябре месяце, Только срок на изготовление проектно-сметной документации составляет около трех месяцев, размещение заказа 45 дней и др., что судом не учтено.
В Алтайский краевой суд явился представитель истца Исакаевой З.Ф.- ФИО1, который возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участники процесса, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в Алтайский краевой суд не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Исакаевой З.Ф.- ФИО1, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
При рассмотрении деда судом установлено, что истцы являются собственниками квартир в многоквартирном доме по адресу: "адрес". Турбовец Т.Н., Турбовец.К.Н. принадлежит "адрес", согласно договора приватизации от ДД.ММ.ГГ (л.д.9), Балахниной Л.И. "адрес" данном ломе на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГ (л.д.11), Исакаевой З.Ф. "адрес" данном доме на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГ года, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ (л.д.10).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь нормами законодательства, регулирующими спорные правоотношения, в совокупности с представленными сторонами доказательствами, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Соглашаясь с правильным выводом суда первой инстанции, Судебная коллегия исходит из того, что в силу положений статьи 141 Жилищного кодекса РСФСР наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Статья 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено принимать решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статей 6, 7 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений, в том числе органами местного самоуправления, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения путем заключения договора передачи.
Статьей 16 указанного закона предусмотрено, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если на момент приватизации указанная обязанность не была выполнена.
По смыслу указанных положений, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. После исполнения им указанной обязанности обязанность по производству последующих капитальных ремонтов перейдет к собственникам жилых помещений, в том числе гражданам, приватизировавшим жилые помещения.
При этом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 01.03.2012 N389-О-О, определяя в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19.10.2010 N1334-О-О и от 14.07.2011 N886-О-О).
Таким образом, как правильно указано судом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, муниципальное образование, как наймодатель, обязано исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.
Для определения нуждаемости дома в проведении капитального ремонта на момент начала приватизации жилья судом назначена строительно-техническая экспертиза.
Заключением эксперта ООО "ЦНПЭ "Алтай-Эксперт" от ДД.ММ.ГГ N *** установлено, что состояние отдельных конструктивных элементов и инженерного оборудования, относящихся к общему имуществу жилого дома по "адрес" не соответствует ряду нормативных требований.
Для приведения в надлежащее состояние конструктивных элементов и инженерных коммуникаций исследуемого жилого дома по "адрес" в "адрес" необходимо выполнение работ, указанных в заключении эксперта.
При этом к работам по капитальному ремонту, согласно заключения эксперта относятся:
Аварийные работы, требующие немедленного устранения:
- выполнить проект на устранение аварийного состояния кирпичных карнизов, несущих стен в районе карнизов, несущих стен подвала (устранить аварийное состояние кирпичной кладки посредством разборки части кровли по периметру крыши, разборки аварийных участков стен и карнизов, устройством новой кладки, устройством усиления выполненных проемов);
Выборочный капитальный ремонт
- выполнить проект по капитальному ремонту (реставрации) конструкций и инженерного оборудования (канализации, горячего и холодного водоснабжения), предусматривающий обеспечение нормативного температурно-влажностного режима всех помещений, устранение причин появления конденсата на поверхности конструкций (восстановить оконные проемы с приямками с обязательным устройством водоотведения или козырьков, заменить выбракованные части канализационных, отопительных и водоразборных отопительных трубопроводов, утеплить трубопроводы водоснабжения, отопления, водомерный узел и узел управления отоплением);
- выполнить работы по замене кровельного покрытия и части обрешетки;
- демонтировать оставшееся нефункционирующее инженерное оборудование и коммуникации;
- выполнить приборное обследование системы электроснабжения жилого дома сертифицированной организацией, провести капитальный ремонт электрооборудования - заменить приборы и электропроводку, устроить энергоснабжение по проекту выполненному с ПУЭ, произвести замену всех не соответствующих современным нормативным требованиям и находящихся в недопустимом техническом состоянии электроустановок (заменить электропроводку, электроприборы в подвалах, подъездах, на чердаке, выполнить заземляющий контур);
- выполнить устройство новой отмостки в местах ее контруклона к стенам дома;
- обеспечить нормативный температурно-влажностного режим чердачного помещения для устранения появления конденсата, инея на поверхности конструкций (утеплить вентиляционные шахты, канализационные стояки в пространстве чердака);
- выполнить приборное обследование не замененных участков трубопроводов и отопительных приборов с целью определения внутреннего состояния трубопроводов, расположенных в пространстве подвала, подъездах, а также состояния стояков и батарей в квартирах, подъездах. По результатам обследования системы отопления произвести замену всех имеющих чрезмерный износ и повреждения (следы глубокой коррозии, протечки) и не соответствующих современным нормативным требованиям участков и элементов;
- выполнить антикоррозийное покрытие наружной поверхности всех трубопроводов;
- выполнить тепловую изоляцию трубопроводов и узла управления отоплением;
- выполнить ремонт конструкций подъездов и замену оконных, дверных заполнений;
- выполнить планировку прилегающей к стенам жилого дома территории, поднять уровень пола при входах в подъезды;
Экспертом указано, что исходя из предположительного установленного срока начала эксплуатации, срок фактической эксплуатации крыши и кровли, системы водоотвода крыши, фасада стен, фундамента и отмостки, холодного, горячего водоснабжения, водоотведения (канализации), системы электроснабжения "адрес" в "адрес" составляет более срока для их выборочного капитального ремонта.
Вопреки доводам жалобы эксперт пришел к выводу, что общее техническое состояние исследуемого жилого дома, с учетом срока начала его эксплуатации в 1930 году по состоянию на ДД.ММ.ГГ требовало полного капитального ремонта здания и его инженерных коммуникаций.
На основании приведенных правовых норм, экспертного заключения, которое правомерно положено судом в основу решения в качестве доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности истцами обстоятельств нуждаемости спорного жилого дома в проведении капитального ремонта в объеме, установленном экспертным заключением, в связи с чем немотивированные доводы жалоба об исключении из решения работ по выполнению планировки прилегающей к стенам жилого дома территории, для поднятия уровня пола при входах в подъезды; по утеплению вентиляционных шахт, канализационных стояков в пространстве чердака, замене мусоропровода подлежат отклонению.
Доводы жалобы Комитета об отсутствии оснований для возложения обязанности проведения работ по капитальному ремонту на Комитет в связи с введением в действие с ДД.ММ.ГГ изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", которым исключен пункт 5 статьи 16.1, предусматривающий осуществление органами местного самоуправления финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 01.03.2005 года.
Кроме того, в силу положений статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введение его в действие.
Поскольку обязанность ответчика провести капитальный ремонт дома возникла задолго до внесения указанных изменений, то она не может быть прекращена в настоящее время.
Ссылка в жалобе Комитета на установленный разделом 9 главой 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок организации проведения капитального ремонта посредствам региональной программы не влияет на существо спора, так как данные положения разрешают вопрос о том, в каком порядке региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах должна предусматривать очередность такого ремонта.
Из анализа положений муниципальных норм, регулирующих деятельность Комитета на момент разрешения данного спора, следует, что учет муниципального жилищного фонда, контроль за его использованием и сохранностью, исполнение функций муниципального заказчика по организации и проведению ремонта возложены именно на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, следовательно, суд обоснованно обязал указанного ответчика выполнить работы по капитальному ремонту здания.
Поскольку, разрешая вопрос установления срока исполнения решения суда, не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд первой инстанции учел порядок исполнения данной категории дел, необходимость соблюдения требований градостроительного законодательства, а также законодательства о порядке заключения контрактов о выполнении работ для государственных (муниципальных) нужд, то доводы жалобы о необходимости изменении срока исполнения решения, с установлением его до ДД.ММ.ГГ признаются несостоятельными и преждевременными.
Оснований для изменения или отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 08 июля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.