Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Голубевой И.В.,
Куловой Г.Р.,
при секретаре Гафуровой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Ф.Ф.Х. на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
Заявление Тиуновой Е.А. о признании незаконным бездействия администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, МКУ Управления образования муниципального района Благовещенский район в решении вопроса устройства Тиунова А.А., ... года рождения, в МДОУ г.Благовещенск; о возложении на администрацию муниципального района Благовещенский район РБ, МКУ Управление образования муниципального района Благовещенский район РБ обязанность решить вопрос о предоставлении ее сыну Тиунову А.А., ... года рождения, доступа к дошкольному образованию через создание места в МДОУ "ЦРР - детский сад N10 "Солнышко" г.Благовещенск в группе полного дня в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан по обеспечению несовершеннолетнего Тиунова А.А., ... года рождения, местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Обязать администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан предоставить несовершеннолетнему Тиунову А.А., ... года рождения, место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и расположенном в пределах места жительства несовершеннолетнего в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
В остальной части заявления Тиуновой Е.А. отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тиунова Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными бездействия Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, МКУ Управления образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан.
В обоснование требований указала, что является матерью и законным представителем Тиунова А.А., ... года рождения. ... Тиунов А.А. поставлен на учет в МКУ Управление образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан для зачисления в МАДОУ "ЦРР детский сад N10 "Солнышко". С момента постановки на учет ребенок в списки на комплектование детских садов не включался, направление в детский сад заявителю не предоставлялось. После постановки ребенка на учет Тиунова Е.А. неоднократно письменно и устно обращалась в Управление образования (в лице начальника Ш.С.П.) и в Администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан с просьбой решить вопрос устройства ее ребенка в детский сад, однако предоставление Тиунову А.А. доступа к общедоступному бесплатному дошкольному образованию не организовали, всех необходимых условий для его приема в детский сад не создали, надлежащих мер, направленных на устройство ее ребенка в детский сад, не предприняли, сроков устройства не называют. В результате вопреки установленным государственным гарантиям в сфере образования Тиунов А.А. общедоступного бесплатного дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом не получает, в детский сад до сих пор не устроен. Считает, что вышеуказанные лица бездействуют в реализации государственных гарантий в сфере образования, установленных статьей 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Полномочия по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г.Благовещенск и Благовещенского района возложены в соответствии с пунктом 13 статьи 4, пункта 13 статьи 6 Устава муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан на Администрацию муниципального района Благовещенский район РБ. Следовательно, обязанность заинтересованного лица соблюдать как санитарные нормы и правила при комплектовании дошкольных групп, так и порядок комплектования детских садов, установленные подзаконными нормативно-правовыми актами, в том числе с учетом права тех или иных лиц на вне- или первоочередной прием в детский сад, а также с учетом даты постановки других детей на учет, не отменяют и не исключают их обязанность в полной мере обеспечивать установленные законом государственные гарантии получения Тиуновым А.А. общедоступного дошкольного образования в любом его дошкольном возрасте по требованию родителей.
Просит суд признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, МКУ Управление образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан в решении вопроса устройства Тиунова А.А., ... года рождения в МДОУ г.Благовещенск.
В порядке уточнения требований просила признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, МКУ Управление образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан в решении вопроса устройства Тиунова А.А., ... года рождения, в МДОУ г.Благовещенск; возложить на Администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, МКУ Управление образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан обязанность решить вопрос о предоставлении ее сыну Тиунову А.А., ... года рождения, доступа к дошкольному образованию через создание места в МДОУ "ЦРР - детский сад N10 "Солнышко" г.Благовещенск в группе полного дня в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Ф.Ф.Х. просит решение отменить, ссылаясь на то, что Тиунова Е.А. не обращалась в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении места в дошкольном учреждении; администрацией были представлены доказательства, подтверждающие принятие органом местного самоуправления мер для решения вопроса об устройстве ребенка - предложена альтернативная форма устройства ребенка в дошкольную образовательную организацию - место в группе кратковременного пребывания; принимаются меры к расширению сети дошкольных образовательных учреждений; комплектование учреждений воспитанниками осуществляется ежегодно с ... по ... в соответствии с очередность; предоставление места в учреждении детского дошкольного образования Тиунову А.А. вне очереди, повлечет за собой нарушение прав детей, которые были поставлены на учет ранее Тиунова А.А.; суд вышел за пределы заявленных требований; Администрация муниципального района Благовещенский район РБ не является надлежащим ответчиком.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан И.А.М., представителя МКУ Управление образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Б.З.Р., поддержавших жалобу, возражения Тиуновой Е.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Федерального закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (пункт 2).
Из анализа вышеприведенных норм, следует, что на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: наличие права ребенка на получение дошкольного образования (достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.
Судом установлено и материалам дела подтверждается, что Тиунова Е.А. является матерью несовершеннолетнего Тиунова А.А., ... года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.5)
Тиунов А.А. поставлен на учет для получения путевки в детский сад ... , по состоянию на ... он находится в Единой республиканской очереди в дошкольные образовательные организации.
... Тиунова Е.А. обратилась в МКУ Управления образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении места в детском саду N10 "Солнышко" и выдать ей путевку на ... (л.д.5).
Из ответа МКУ Управления образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от ... следует, что в предоставлении места в детском саду ей отказано в связи с отсутствием свободных мест. Также указано, что её ребенок находится в общей очереди под N, в МАДОУ "ЦРР-детский сад N10 "Солнышко" под N ... (л.д.7)
Регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" установил, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3 статьи 67 данного Федерального закона).
Вместе с тем часть 4 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" допускает возможность отказа в приеме в муниципальную (государственную) образовательную организацию по причине отсутствия в ней свободных мест.
В таком случае, родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, законодатель исходя из невозможности и недопустимости по существу отказа несовершеннолетнему в его праве на доступ в дошкольное образовательное учреждение, фактически возлагает на органы, реализующие соответствующие полномочия, обязанность предоставления запрошенного места в ином образовательном учреждении на территории полномочий органа, принимающего решение.
... Тиунова Е.А. обратилась в Администрацию Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении места в детском саду (л.д.8-10).
Из ответа Администрации Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от ... следует, ребенок Тиуновой Е.А. стоит в общей Республиканской очереди. В связи с перегруженностью детьми свободных мест для детей ... рождения в дошкольных образовательных учреждениях г.Благовещенска не имеется, вопрос об оказании помощи в определении ребенка в детское дошкольное образовательное учреждение взят на контроль (л.д.11-12).
Судом первой инстанции установлено, что получив отказ МКУ Управления образования муниципального района Благовещенский район РБ в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении по причине отсутствия свободных мест, Тиунова Е.А. обратилась в администрацию муниципального района Благовещенский район РБ с теми же требованиями. Однако, место в дошкольном образовательном учреждении сыну Тиуновой Е.А. не предоставлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
То есть, иных ограничений, кроме возрастных (при несоответствии ребенка возрасту от 2 месяцев до 7 лет) для поступления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем соблюдены необходимые условия для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении: ребенок Тиуновой Е.А. достиг установленного законом возраста для получения дошкольного образования и заявитель обратилась с соответствующим заявлением в МКУ Управления образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, в связи с чем, Тиунову А.А. должно быть предоставлено место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Установлено, что МДОУ "ЦРР - детский сад N ... "Солнышко" г.Благовещенск на ... учебный год укомплектован в полном объеме, свободных мест не имеется. В связи с чем, отсутствует возможность предоставления места Тиунову А.А. именно в данном дошкольном учреждении.
Однако, отсутствие свободных мест в МДОУ не является правовым основанием для отказа ребенку в доступе к общедоступному дошкольному образованию в МДОУ, расположенном в пределах места жительства несовершеннолетнего.
Поскольку несовершеннолетний Тиунов А.А. с момента обращения его матери Тиуновой Е.А. до настоящего времени не обеспечен местом в дошкольном образовательном учреждении, то администрацией муниципального района Благовещенского района Республики Башкортостан допущено бездействие.
При этом, суд первой инстанции полагает, что со стороны МКУ Управления образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан отсутствовало бездействие по предоставлению Тиунову А.А. места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с пунктами 1.3.1, 3.2 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования" в новой редакции, утвержденного постановлением администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан от 23 января 2015 года N96/1, учреждением, ответственным за предоставление муниципальной услуги является МКУ Управления образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, непосредственный исполнитель муниципальной услуги - муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, указанные в приложении N1 к настоящему Регламенту. Муниципальная услуга включает в себя следующие административные процедуры: прием заявления и документов, регистрация ребенка в журнале регистрации заявлений в дошкольные учреждения; рассмотрение заявления; комплектование учреждений на очередной учебный год; выдача заявителю путевки-направления в учреждение на желаемый период зачисления; прием заявления и документов на зачисление ребенка в учреждение; зачисление ребенка в учреждение приказом руководителя либо направление уведомления об отказе в зачислении ребенка в Учреждение; предоставление дошкольного образования.
МКУ Управлением образования муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан в полной мере исполнены возложенные на него обязанности, связанные с предоставлением муниципальной услуги "Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования".
Решение вопроса об устройстве в другую общеобразовательную организацию (о перераспределении) относится к компетенции органа местного самоуправления. В соответствии с Уставом муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан данными полномочиями наделена администрация муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявление Тиуновой Е.А. подлежит удовлетворению в части, так как доказательств, подтверждающих принятие органом местного самоуправления в порядке, установленном пунктом 4 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", мер для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию, помимо Детского сада N10 "Солнышко", в деле не имеется.
Возлагая на администрацию муниципального района благовещенский район Республики Башкортостан обязанность предоставить несовершеннолетнему Тиунову А.А. место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, реализующим основанную общеобразовательную программу дошкольного образования, расположенного в пределах места жительства несовершеннолетнего, суд первой инстанции исходил из того, что государство и муниципальные образования в силу положений статьи 43 Конституции Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Доводы жалобы о том, что Тиуновой Е.А. было предложено устройство ребенка в группу кратковременного пребывания, судебная коллегия отклоняет, так как исходя из принципа свободы выбора родителями несовершеннолетнего ребенка форм и методов обучения несовершеннолетнего, образовательного учреждения, следует сделать вывод, что группы кратковременного пребывания не могут выступать в качестве альтернативы групп полного дня, выбор конкретной группы дошкольного образовательного учреждения, исходя из базовых принципов, законом отнесен к компетенции родителей несовершеннолетнего.
Доводы жалобы, что Тиуновой Е.А. была предложена возможность получения компенсации ежемесячно как неполной малообеспеченной семье, имеющей детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, не посещающих дошкольное образовательные учреждения в связи с отсутствием мест, из средств бюджета муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан предусмотренную решением совета муниципального района Благовещенский р-н N ... от ... , также являются несостоятельными, поскольку получение данной компенсации является правом родителя, а не обязанностью, и не освобождает администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, от исполнения своих обязанностей предусмотренных Федеральным законом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что реализация несовершеннолетним Тиуновым А.А. конституционного права на получение дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением принципа, содержащегося в статье 17 Конституции Российской Федерации, а именно: не должны нарушаться права других детей, включенных в регистр ранее Тиунова, а также детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях, и создания новых МДОУ.
Реализация конституционного права на образование, в том числе дошкольное, не поставлена в зависимость от фактического наличия мест в дошкольных образовательных учреждениях, поэтому нарушенное право ребенка подлежит судебной защите.
Установление судом первой инстанции для исполнения решения месячного срока для предоставления места в детском саду не свидетельствует о первоочередном обеспечении Тиунова А.А. местом в дошкольном учреждении, как указано в жалобе, а позволяет сторонам определить реальный срок исполнения судебного решения с учетом фактических обстоятельств дела, исходя из прав и законных интересов ребенка.
Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом, предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности.
Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце 5 пункта 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Между тем, разрешая спор и устанавливая срок для устранения нарушения - в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, судом первой инстанции не было учтено, что предоставление места в детском саду требует определенных временных затрат и потому в течение месячного срока в силу объективных причин произведено быть не может.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит возможным в обозначенной части решение суда изменить, увеличив срок для устранения нарушений права заявителя - в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от ... изменить, обязав Администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан предоставить несовершеннолетнему Тиунову А.А., ... года рождения, место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования и расположенном в пределах места жительства несовершеннолетнего в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Ф.Ф.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф. Железнов
Судьи И.В. Голубева
Г.Р. Кулова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.