Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Емельянова В.А.
с участием прокурора Грековой Л.Р.
при секретаре Севрюкове С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по иску прокурора Кежемского района Красноярского края в интересах Муниципального образования "данные изъяты" сельсовет Кежемского района Красноярского края к Концевой "данные изъяты" о признании правовых актов незаконными, взыскании денежных сумм
по апелляционному представлению помощника прокурора Кежемского района Гуселетовой Н.В.
на решение Кежемского районного суда Красноярского края от 25 июня 2015 года, которым постановлено:
"В исковых требованиях прокурору Кежемского района в интересах муниципального образования "данные изъяты" сельсовет Кежемского района Красноярского края к Концевой "данные изъяты" о признании незаконными распоряжения главы администрации "данные изъяты" сельсовета Кежемского района Красноярского края Концевой "данные изъяты": от 31.01.2011 г. N02, от 17.02.2011 г. N03, от 18.03.2011 г. N07, от 19.04.2011 г. N08, от 12.05.2011 г. N21, от 15.06.2011 г. N24-А, от 15.07.2011 г. N31, от 12.08.2011 г. N35, от 19.09.2011 г. N42, от 18.10.2011 г. N52, от 17.11.2011 г. N55, от 15.12.2011 г. N58, от 22.12.2011 г. N60, от 16.01.2012 г. N01, от 16.02.2012 г. N02, от 16.04.2012 г. N14, от 31.08.2012 г. N47, от 26.09.2012 г. N51, от 26.10.2012 г. N55, от 26.10.2012 г. N56, от 27.11.2012 г. N61, от 27.12.2012 г. N65, от 27.12.2012 г. N69, от 30.01.2013 г. N01, от 27.02.2013 г. N04, от г. N09, от 26.04.2013 г. N13, от 29.05.2013 г. N22, от 28.06.2013 г. N29, от 26.07.2013 г. N37, от 23.08.2013 г. N 47, 28.10.2013 г. N64 и взыскании ущерба в размере 88 895 рублей 34 копеек отказать в полном объеме".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кежемского района Красноярского края в интересах Муниципального образования "данные изъяты" сельсовет Кежемского района Красноярского края обратился в суд к Концевой Л.А. о признании правовых актов незаконными, взыскании денежных сумм.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кежемского района была проведена проверка в сфере муниципальной службы и бюджетного законодательства, в ходе которой было выявлено, что в нарушение п.8 ч.2 Положения о премировании в период с 2011 г. по 2013 г. Главой администрации сельсовета Концевой Л.А. ежемесячно производилось начисление премий в соответствии с распоряжениями, изданными самой Концевой Л.А., премии начислялись ежемесячно в процентном соотношении к окладу, с учетом районного коэффициента и северной надбавки. За указанный период Концевой Л.А. начислена премия в общей сумме "данные изъяты". Полагал, что указанные распоряжения являются незаконными, изданы с превышением предоставленных ей законодательством и муниципальными правовыми актами полномочий.
С учетом уточненных требований просил признать незаконными распоряжения главы администрации "данные изъяты" сельсовета Кежемского района Концевой Л.А. от 31.01.2011 г. N02, от 17.02.2011 г. N03, от 18.03.2011 г. N07, от 19.04.2011 г. N08, от 12.05.2011 г. N21, от 15.06.2011 г. N24-А, от 15.07.2011 г. N31, от 12.08.2011 г. N35, от 19.09.2011 г. N42, от 18.10.2011 г. N52, от 17.11.2011 г. N55, от 15.12.2011 г. N58, от 22.12.2011 г. N60, от 16.01.2012 г. N01, от 16.02.2012 г. N02, от 16.04.2012 г. N14, от 31.08.2012 г. N47, от 26.09.2012 г. N51, от 26.10.2012 г. N55, от 26.10.2012 г. N56, от 27.11.2012 г. N61, от 27.12.2012 г. N65, от 27.12.2012 г. N69, от 30.01.2013 г. N01, от 27.02.2013 г. N04, от г. N09, от 26.04.2013 г. N13, от 29.05.2013 г. N22, от 28.06.2013 г. N29, от 26.07.2013 г. N37, от 23.08.2013 г. N 47, 28.10.2013 г. N64; взыскать с Концевой Л.А. сумму причиненного муниципальному образованию "данные изъяты" сельсовет Кежемского района ущерба в размере "данные изъяты".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Кежемского района Гуселетова Н.В. просит об отмене судебного решения, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель материального истца - МО Заледеевского сельсовета, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
От представителя администрации Заледеевского сельсовета Шатуновой К.В. в суд апелляционной инстанции представлено ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав ответчика Концевую Л.А., заслушав заключение прокурора, полагавшей, что решение суда подлежит отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании ч.7 ст.16 Федерального закона от 02.03.2007 г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ч.6 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
В силу ч.6.1 ст.37 данного Закона, глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из ст.26 Закона виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями Устава Заледеевского сельсовета, Глава Заледеевского сельсовета является выборным высшим должностным лицом, избираемым жителями сельсовета путем прямых выборов, сроком на 5 лет, входит в состав представительного органа сельсовета с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, наделенное согласно настоящему Уставу собственной компетенцией по решению вопросов местного значения, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории сельсовета. Заледеевский сельский Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления избирается непосредственно населением сельсовета сроком на 5 лет и работает в сессионном порядке, подотчетен населению.
Администрация Заледеевского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом сельского самоуправления, подотчетным сельскому Совету депутатов. Руководство деятельностью администрации осуществляет Глава администрации сельсовета, которым является лицо, назначаемое на должность Главы администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Контракт с Главой администрации заключается Главой сельсовета.
Глава администрации, муниципальные служащие и иные работники структурных подразделений администрации сельсовета, не наделенные правами юридических лиц, составляют аппарат администрации. Расходы на содержание администрации сельсовета предусматриваются в бюджете сельсовета отдельными строками для аппарата администрации и каждого из органов администрации сельсовета.
К полномочиям Главы администрации сельсовета относятся, в том числе, назначение на должность и освобождение от занимаемой должности руководителей органов администрации сельсовета, осуществление приема на работу и увольнение работников аппарата администрации, применение к ним мер поощрения и дисциплинарных взысканий, а также материальной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Глава администрации для реализации полномочий осуществляет самостоятельную властно-распорядительную деятельность в пределах, установленных действующим законодательством, настоящим Уставом, решениями Заледеевского сельского совета, (статьи 32.1, 32.2 Устава).
Глава администрации сельсовета в пределах своей компетенции, а также компетенции администрации сельсовета, издает постановления администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных переданных государственных полномочий, а также распоряжения Администрации по вопросам организации деятельности администрации сельсовета (ч.1 ст.32.3 Устава)
В силу пунктов 3, 9 ст.17 Устава, в полномочия Главы сельсовета входят следующие вопросы: определение основных направлений экономической и социальной политики в сельсовете; награждение наградами сельсовета и присуждение почетных званий сельсовета; утверждение Почетной грамоты Главы сельсовета; заключение и расторжение контракта с Главой администрации сельсовета в порядке, установленном действующим законодательством, настоящим Уставом.
При этом, согласно ст.63 Устава (в редакции от 08.04.2013 г.), все правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе, решения сельского Совета депутатов, постановления и распоряжения Главы сельсовета, постановления и распоряжения Председателя сельского Совета, принимаются на основе и в соответствии с настоящим Уставом. В случае противоречия между положениями настоящего Устава и актами органов и должностных лиц сельского самоуправления действуют и применяются положения настоящего Устава (ч.1 ст.63 Устава).Решения сельского Совета депутатов, правовые акты Главы сельсовета, иных органов и должностных лиц сельского самоуправления, действовавшие до вступления в силу настоящего Устава, сохраняют силу в части, не противоречащей настоящему Уставу (ч.2 ст.63 Устава).
Вместе с этим, в соответствии с п.7 ч.2 ст.7 Закона Красноярского края от 24.04.2008 г. N5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае", п."ж" ч.2 ст.4 Закона Красноярского края от 27.12.2005 г. N17-4356 "О предельных нормативах размеров оплаты труда муниципальных служащих" (действовавшего на момент спорных правоотношений и утратившего силу 22.01.2015 г.) в состав денежного содержания муниципального служащего включаются премии.
На основании ч.2 ст.11 Закона Красноярского края от 27.12.2005 г. N17-4356 премирование муниципальных служащих осуществляется в соответствии с положением о премировании, утвержденным муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
В этой связи, Постановлением администрации Заледеевского сельсовета от 23.03.2006 г. N6-Б утверждено Положение о премировании, единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и выплате материальной помощи муниципальным служащим администрации Заледеевского сельсовета.
Согласно п.1 раздела 2 Положения премирование муниципальных служащих производится в целях их материальной заинтересованности в повышении качества выполняемых задач, достижение конкретных результатов деятельности, профессиональном и компетентном исполнении ими должностных обязанностей.
Муниципальным служащим выплачиваются виды премий: за долголетнюю и плодотворную работу; в связи с юбилейной датой; в связи с присвоением почетного звания, награждением Почетной грамотой Главы района (п.2 раздела 2 Устава).
Помимо этого, муниципальным служащим выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий, за своевременное и качественное исполнение заданий, проявленную инициативу (п.3 раздела 2 Устава).
Конкретные размеры премии муниципальным служащим определяются в переделах фонда оплаты труда и максимальными размерами не ограничены, (п.6 раздел 2).
Согласно п.8 раздела 2 Положения основанием для выплаты премии муниципальным служащим является распоряжение Главы Заледеевского сельсовета.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, в соответствии с Уставом "данные изъяты" сельсовета Кежемского района, принятого решением сельского Совета депутатов от 05.05.2001 г. N304 и зарегистрированного Управлением Минюста РФ по Красноярскому краю от 18.07.2001 г., структуру органов местного самоуправления сельсовета составляют: Глава "данные изъяты" сельсовета, Заледеевский сельский Совет депутатов, Администрация "данные изъяты" сельсовета.
В соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденной Законом Красноярского края от 27.12.2005 г. N17-4354 "О Реестре должностей муниципальной службы", должность Главы администрации "данные изъяты" сельсовета является должностью муниципальной службы.
Решением "данные изъяты" сельского Совета депутатов от 22.11.2009 г. введена отдельная должность главы администрации "данные изъяты" сельсовета.
Согласно распоряжениям Главы "данные изъяты" сельсовета от 01.11.2010 г. N23, от 30.04.2013 г. N01, в соответствии с решением сельского Совета депутатов от 14.10.2010 г. N9-3 Главой администрации "данные изъяты" сельсовета Кежемского района назначена Концевая Л.А., с которой 14.10.2010 г. заключен служебный контракт N9-3 на срок с 01.11.2010 г. по 30.04.2013 г., а также 30.04.2013 г. - дополнительное соглашение на срок с 01.11.2010 г. по 15.03.2015 г.
В разделе 4 служебного контракта Главы администрации сельского совета от 14.10.2010 г. указано, что оплата труда Главы администрации производится в виде денежного содержания, которое состоит, в том числе из должностного оклада в размере "данные изъяты" в месяц, а также премии, в соответствии с Положением о премировании, утвержденным муниципальным правовым актом.
Разделом 7 контракта определено, что условия настоящего контракта могут быть изменены по взаимному соглашению сторон путем подписания дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью настоящего контракта.
Из должностной инструкции Главы администрации Заледеевского сельсовета Концевой Л.Л., утвержденной Главой "данные изъяты" сельсовета 01.06.2011 г. следует, что Глава назначает на должность и освобождает от занимаемой должности руководителей органов администрации сельсовета, осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата администрации, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарные взыскания, а также материальную ответственность.
На основании распоряжений Главы администрации "данные изъяты" сельсовета Концевой JI.A. от 31.01.2011 г. N02, от 17.02.2011 г. N 03, от 18.03.2011 г. N07, от 19.04.2011 г. N08, к от 12.05.2011 г. N21, от 15.06.2011 г. N24-А, от 15.07.2011 г. N31, от 12.08.2011 г. N35, от 19.09.2011 г. N42, от 18.10.2011 г. N52, от 17.11.2011 г. N55, от 15.12.2011 г. N58, от 22.12.2011 г. N60, от 16.01.2012 г. N01, от 16.02.2012 г. N02, от 16.04.2012 г. N14, от 31.08.2012 г. N47, от 26.09.2012 г. N51, от 26.10.2012 г. N55, от 26.10.2012 г. N56, от 27.11.2012 г. N 61, от 27.12.2012 г. N65, от 27.12.2012 г. N69, от 30.01.2013 г. N01, от 27.02.2013 г. N04, от 29.03.2013 г. N09, от 26.04.2013 г. N13, от 29.05.2013 г. N22, от 28.06.2013 г. N29, от 26.07.2013 г. N37, от 23.08.2013 г. N 47, 28.10.2013 г. N64 ежемесячно производилось начисление и выплата премий в процентном соотношении к окладу, с учетом районного коэффициента и северной надбавки как в отношении работников аппарата администрации, так и в отношении себя. На основании изданных распоряжений Концевая Л.А. получила премию за 2011 г. в общей сумме "данные изъяты", за 2012 г. в общей сумме "данные изъяты", за 2013 г. в общей сумме "данные изъяты", а всего за период с 01.01.2011 г. по 01.11.2013 г. Концевой Л.А. начислена и получена премия в общей сумме "данные изъяты".
Дав оценку обстоятельствам дела и применив нормы материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что до введения должности Главы администрации сельсовета (на основании решения "данные изъяты" сельского Совета депутатов от 22.11.2009 г.) полномочия Главы администрации сельсовета выполнялись Главой сельсовета, который на основе единоначалия осуществлял руководство администрацией сельсовета. Таким образом, Глава сельсовета являлся Главой администрации сельсовета (ст.32 Устава в редакции от 17.11.2008 г.).
В этой связи, Положение о премировании от 23.03.2006 г. действовало относительно полномочий Главы сельсовета, который одновременно на тот момент являлся Главой администрации сельсовета, при этом, отдельно должности Главы администрации сельсовета не было.
Затем, в связи с введением в 2009 г. должности Главы администрации сельсовета, как должностного лица, назначаемого по контракту на конкурсной основе, Положение о премировании в части основания для выплаты премии муниципальным служащим в виде распоряжения Главы Заледеевского сельсовета, начало противоречить Уставу в новой редакции, поскольку полномочия по поощрению и применению дисциплинарных взысканий к муниципальным служащим стали относиться к полномочиям Главы администрации сельсовета.
При этом в Уставе (действующем как на момент введения отдельно должности Главы администрации сельсовета, так и в текущей редакции) в полномочия Главы сельсовета не включены вопросы относительно мер поощрения (премирования) и мер дисциплинарного взыскания относительно как муниципальных служащих в целом, так и отдельно Главы администрации сельсовета.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Концевая Л.А., являясь муниципальной служащей - Главой администрации сельсовета, при вынесении спорных распоряжений о премировании подчиненных ей работников администрации сельсовета действовала в пределах предоставленных ей полномочий, предусмотренных п.9 ст.32.2 и п.1 ст.63 Устава, положениями Должностной инструкции, является правильным, а довод апелляционного представления о том, что в силу п.8 раздела 2 Положения о премировании данные выплаты получены Главой администрации сельсовета в отсутствие письменных распоряжений Главы сельсовета, в связи с чем, являются незаконными, несостоятельным.
Таким образом, вывод суда о том, что действия ответчика по изданию спорных распоряжений о премировании изданы без превышения предоставленных ответчику полномочий, а взыскиваемые денежные средства (премии Главы администрации) являются заработной платой ответчика, которая начислена ему в соответствии с действующим Уставом, должностной инструкцией и служебным контрактом, что не противоречит федеральному и региональному законодательству, а также вывод о том, что выплаты данных премий не являются причинением работодателю прямого действительного ущерба, так как не подпадают под понятие ущерба, возникшего вследствие причинения вреда при исполнении работником трудовых обязанностей, и не являются убытками по смыслу ст.15 ГК РФ, а также вредом, причиненным действиями лица по основанию, предусмотренному ст.1064 ГК РФ, являются правильными.
Предусмотренные ст.243 ТК РФ основания для привлечения ответчика к полной материальной ответственности также отсутствуют.
Вместе с этим суд обоснованно исходил из того, что в правовых актах, регулирующих вопрос о премировании (Устав, Положение о премировании), не содержится указания о форме волеизъявления Главы сельсовета о премировании Главы администрации.
Доказательства того, что в результате данных выплат администрацией муниципального образования превышены нормативы формирования расходов на оплату труда и фонд оплаты труда, отсутствуют. Средства фонда оплаты труда не подлежат расходованию на иные цели и не могут быть использованы на решение вопросов местного значения, расходование средств фонда оплаты труда на иные цели означало бы нецелевое расходование бюджетных средств. При таких данных, доводы процессуального истца о причинении ответчиком ущерба муниципальному образованию, материалами дела не подтверждаются.
Вывод суда о пропуске истцом установленного ч.2 ст.392 ТК РФ срока для обращения в суд с требованиями о возмещении материального ущерба, причиненного работодателю при исполнении трудовых обязанностей, о применении последствий пропуска которого было заявлено ответчиком в суде первой инстанции, судебная коллегия также находит правильным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия данные выводы суда считает правильными и не принимает во внимание доводы апелляционного представления о наличии, предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, тщательно исследовались судом первой инстанции и обоснованно не приняты во внимание с приведением убедительных выводов, с которыми судебная коллегия считает необходимым согласиться и оснований для переоценки которых не находит. Доказательства, опровергающие выводы суда, доводы апелляционного представления не содержат.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кежемского районного суда Красноярского края от 25 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционное представление помощника прокурора Кежемского района Гуселетовой Н.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.