Судья Московского городского суда Н.С. Кирпикова, изучив в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ, кассационную жалобу С.Т.В., поступившую в суд кассационной инстанции 10 августа 2015 года, на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 мая 2015 года по делу по иску УСЗН района Чертаново Южное г. Москвы к С.Т.В. о взыскании переплаченной суммы региональной социальной доплаты к пенсии,
установил:
Управление социальной защиты населения района Чертаново Южное г. Москвы обратилось в суд с иском к С.Т.В. о взыскании излишне выплаченной суммы региональной социальной доплаты к пенсии, мотивируя свои требования тем, что на основании заявления С.Т.В. ей с 01.12.2005 г. была назначена городская доплата к пенсии. После этого в ноябре 2006 года она поступила на работу, однако до 06.12.2012 г. С.Т.В. о поступлении на работу в УСЗН не сообщала. В связи с тем, что С.Т.В. своевременно не сообщила в Управление об устройстве на работу, образовалась возникшая по ее вине переплата бюджетных средств. Истец просил взыскать с С.Т.В. переполученную сумму региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.01.2010 г. по 31.08.2012 г. в общей сумме 155 572 руб. 88 коп.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2015 г. иск УСЗН района Чертаново Южное г. Москвы удовлетворен, с С.Т.В. в пользу Управления социальной защиты населения района Чертаново Южное г. Москвы взыскана переполученная сумма региональной социальной доплаты к пенсии в размере 155 572 руб. 88 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 мая 2015 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе С.Т.В. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, считая их незаконными и необоснованными.
Судья суда кассационной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационная жалоба, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
По результатам изучения кассационной жалобы существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции при принятии судебных постановлений, состоявшихся по данному делу, не установлено, в связи с чем не имеется оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Положениями ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии, которая назначается пенсионеру, проживающему на территории Российской Федерации, не осуществляющему работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не выплачивается в период выполнения указанной работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП "Об утверждении Положения о начислении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы", которым была предусмотрена выплата ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы, изложено в новой редакции на основании Постановления Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1462-ПП и с 01.01.2010 г. перестало предусматривать такую выплату неработающим пенсионерам, а в соответствии п. 1 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП с 01.01.2010г. для неработающих пенсионеров была установлена региональная социальная доплата к пенсии взамен ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии.
В соответствии с п.5 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания; к неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
Обязанность гражданина в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера, установлена в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", а также предусмотрена в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
При этом и Постановление Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП, и Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП как в редакции до 08.08.2012, так и в редакции Постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 N 396-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП", предусматривают подписание пенсионером обязательства о своевременном сообщении в соответствующий орган, выплачивающий данную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера доплаты или прекращение ее выплаты.
Порядок возмещения ущерба в случаях, когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в п. 41 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, установлен в п. 42 указанного Постановления и предусматривает, что управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму неосновательно полученных средств и выносит решение о ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты.
Такой же порядок удержания предусмотрен в п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и в ст. 26 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Как установлено судом, 28.12.2005 г. С.Т.В. обратилась в Управление с заявлением о назначении городской доплаты к пенсии неработающему пенсионеру, представив трудовую книжку с записью об увольнении с работы 01.11.2005 г. При подаче заявления С.Т.В. была ознакомлена под роспись о необходимости информировать Управление о поступлении на работу в течение 10 дней.
Городская доплата к пенсии С.Т.В. была назначена с 01.12.2005 г.
06.12.2012 г. для подтверждения права на выплату РСД к пенсии С.Т.В. представила в Управление трудовую книжку, из записей в которой стало известно, что с 15.11.2006 г. по 21.12.2006 г. она работала в ОАО "Универмаг "Москва" в должности продавца, с 01.05.2007 г. по 19.03.2008 г. в ГОУ Детский сад N 900 в должности музыкального руководителя, с 01.04.2008 г. по 17.11.2008 г. в ГОУ Детский сад N 1006 в должности музыкального руководителя, с 24.11.2008 г. по настоящее время в ГБОУ Детский сад N 1032 в должности музыкального руководителя. До 06.12.2012 г. С.Т.В. о поступлении на работу в Управление не сообщала.
В связи с тем, что С.Т.В. своевременно не сообщила в Управление об устройстве на работу, образовалась возникшая по ее вине переплата бюджетных средств за период с 01.01.2010 г. по 31.08.2012 г. в общей сумме 155 572 руб. 88 коп.
Управлением было вынесено решение о переплате бюджетных средств от 20.12.2012 г. N1789.
Копия решения и 5 квитанций на сумму 1 000 руб. каждая для погашения переплаты были направлены С.Т.В. по почте 15.01.2013 г. Оплата ею была произведена только по одной квитанции в размере 1 000 руб.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, руководствуясь требованиями действующего законодательства, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку исходил из того, что ответчик, являясь получателем ежемесячной выплаты, являвшейся региональной доплатой к пенсии, не исполнила установленную обязанность по своевременному сообщению УСЗН сведений о наличии условий для прекращения такой выплаты, в связи с чем по вине С.Т.В. образовалась переплата бюджетных средств, таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о взыскании с истца в пользу ответчика переплаченной суммы региональной социальной доплаты к пенсии.
Отказывая в удовлетворении ходатайства С.Т.В. о применении последствий пропуска срока исковой давности за период с 01 января 2010 года по 14 октября 2011 года, суд указал, что поскольку о факте трудовой деятельности ответчика истцу стало известно только в декабре 2012 года, соответственно, срок исковой давности по заявленным требованиям истцом не пропущен.
Проверяя законность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда согласился.
Доводы кассационной жалобы С.Т.В. о том, что ответчик надлежащим образом не проинформировал ее о принятом Правительством Москвы Постановлении от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной доплате к пенсии" и утвержденном порядке назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, не могут быть признаны состоятельными, поскольку указанное Постановление было опубликовано в официальных источниках и является общедоступным документом.
Ссылки в кассационной жалобе на пропуск истцом срока исковой давности несостоятельны, поскольку о факте трудовой деятельности ответчика истцу стало известно только в декабре 2012 года, соответственно, срок исковой давности по заявленным требованиям, предусмотренный ст.196 ГК РФ, истцом не пропущен. Кроме того, ограничений относительно периода взыскания сумм переплаченных доплат к пенсии, действующее законодательство не содержит (п.45 Постановления Правительства Москвы от 27.11.2007 N 1005-ПП).
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции, по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции действующим процессуальным законодательством не наделен.
В силу изложенного выше, руководствуясь положениями части 2 статьи 381, статьи 383 ГПК РФ,
определил:
отказать С.Т.В. в передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции жалобы на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 мая 2015 года.
Судья
Московского городского суда Н.С. Кирпикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.