Судья: Карпова А.И. Дело N33-13820
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июня 2015 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Дементьевой Е.И., Салтыковой Л.В.,
при секретаре Турлановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дементьевой Е.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Богдановой А.В. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 24 ноября 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Богдановой Анастасии Викторовны к Правительству г.Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, ГУП "Моссоцгарантия" о признании решения Городской межведомственной комиссии незаконным, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору безвозмездного пользования, об обязании заключить договор безвозмездного пользования жилым помещением, отказать,
установила:
Богданова А.В. обратилась в суд с иском к Правительству г.Москвы в лице Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, ГУП "Моссоцгарантия" о признании решения Городской межведомственной комиссии незаконным, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору безвозмездного пользования, об обязании заключить договор безвозмездного пользования жилым помещением.
Исковые требования мотивированы тем, что Богданова А.В., ****** г.р. с 09.08.1996г. была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: ******* вместе со своим братом и мамой. В 2002 году после смерти матери, истца и ее брата забрали в Якутск бабушка, а впоследствии над ними было оформлено опекунство *******
До достижения совершеннолетнего возраста истец была временно зарегистрирована по месту жительства опекуна, при этом регистрация в г.Москве у нее сохранялась, в 14 летнем возрасте истец в г.Москве получила общегражданский паспорт. По достижению совершеннолетия истец лишена возможности проживать по месту регистрации, поскольку в данной квартире проживают ее бабушка и брат и в случае вселения в данную квартиру истца жилая площадь не будет соответствовать социальным нормам.
Постановлением Муниципалитета ВМО Мещанское в г.Москве от 26.03.2013г. за истцом, как за сиротой, признано право на однократное получение жилой площади по достижению совершеннолетнего возраста. Однако, решением Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, Богдановой А.В. отказано в предоставлении жилого помещения, поскольку г.Москва не является ее местом жительства. Истец с данным решением не согласна, просит его отменить, признать за ней право на внеочередное предоставление социального жилого помещения по договору безвозмездного пользования площадью не менее установленных социальных норм, обязать Городскую межведомственную комиссию принять решение в соответствии с действующим законодательством, обязать ГУП "Моссоцгарантия" и ДЖП и ЖФ г.Москвы предоставить жилое помещение по договору безвозмездного пользования.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ДЖП и ЖФ г.Москвы в судебном заседании иск не признал.
Представитель ответчика ГУП "Моссоцгарантия" в судебное заседание не явился, представил возражения на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Определением Пресненского районного суда г.Москвы от 02 апреля 2015 года по делу произведена замена ответчика ДЖП и ЖФ г.Москвы на его правопреемника - Департамент городского имущества г.Москвы.
В заседание судебной коллегии представители ответчиков не явились, о дате рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из материалов дела усматривается, что Богданова А.В., ****** года, зарегистрирована по месту жительства по адресу: *******, принадлежащей на праве собственности бабушке истца - *********
В указанной квартире также зарегистрированы ********* и брат истца - ********., ***** г.р., ранее в квартире были зарегистрированы отец истца - ********* ( с 1983 года) и мать истца - ******** (с 1996 года). В ***** году умер отец истца, а ********* года - умерла мать истца.
Распоряжением Администрации г.Якутск от 11.09.2002г. над малолетними Богдановой А.В. и ******** установлена опека, опекуном назначен дедушка малолетних - *********.
Сведений о закреплении за малолетними Богдановой А.В. и ********** жилой площади указанное выше распоряжение не содержит.
Богданова А.В. с 08.06.2007г. по 30.06.2014г. была временно зарегистрирована по месту жительства опекуна, по адресу: ***********
17.07.2009г., по достижению четырнадцати лет, Богданова А.В. получила общегражданский паспорт в ОУФМС района Мещанский г.Москвы.
Постановлением Муниципалитета ВМО Мещанское в г.Москве от 26.03.2013 г. Богдановой А.В. предоставлено право на однократное получение жилой площади по достижению ею совершеннолетия, поскольку несовершеннолетняя относится к категории детей-сирот, по месту ее регистрации имеется несоответствие общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего, социальной норме.
Решением Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 20.03.2014г. Богдановой А.В. отказано в однократном предоставлении жилой площади на основании п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного, и социального развития.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в ст. 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве". Порядок реализации дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве установлен в Положении об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, являющимся приложением к постановлению Правительства Москвы от 02.10.2007 N 854-ПП.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ( в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 (ред. от 06.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.6 ст.13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 (ред. от 06.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с ч.1 ст.13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" Богданова А.В. не имеет права на получение жилой площади в г.Москве, так как установление опеки произошло не решением органа опеки и попечительства г.Москвы.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
Из протокола заседания Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 20 марта 2014 года усматривается, что комиссией было установлено, что Богданова А.В. с 1996 года проживала по адресу регистрации своей матери: **********. С 2002 года Богданова А.В. проживала по адресу регистрации своего попечителя.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривался тот факт, что на день смерти матери Богданова А.В. проживала в г.Москве. Тот факт, что после смерти матери Богданова А.В., будучи малолетней, была перевезена родственниками в г.Якутск, где над ней и была учреждена опека, не может являться обстоятельством, препятствующим в реализации ее прав на получение жилой площади в г.Москве по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве". Определение Богдановой А.В. под опеку в другой регион нельзя расценивать как сознательный выбор места жительства данного лица, поскольку на тот момент Богданова А.В. являлась несовершеннолетней, ее пребывание по месту жительства по адресу опекуна было временным, на срок установления попечительства, каких-либо прав на это жилое помещение у нее не имеется; иных помещений на праве собственности или по договору социального найма, которые могли бы быть местом жительства, у Богдановой А.В. не имеется.
Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются в целях их воспитания временно, до достижения совершеннолетия, 18 лет, а при достижении совершеннолетия заявитель вправе самостоятельно определять место своего жительства; место жительства заявителя, где она проживала до приобретения статуса лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, является город Москва. Заявитель зарегистрирована по адресу: ******, где она ранее проживала вместе с матерью, право пользования указанным жилым помещением она не утратила, данное жилое помещение является двухкомнатной квартирой, площадью 38,3 кв.м., в которой на момент достижения Богдановой А.В. совершеннолетия были зарегистрированы ее бабушка и старший брат, таким образом, при вселении Богдановой А.В. в данную квартиру общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, будет менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Москве (38,3/3=12,7).
Следовательно, в силу положений п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Богданова А.В. имеет право на обеспечение жилым помещением в городе Москве. Судебная коллегия отмечает, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения, федеральным законодателем названо место жительства лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение Пресненского районного суда г.Москвы от 24 ноября 2014 года подлежащим отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, судебная коллегия находит подлежащими удовлетворению требования Богдановой А.В. о признании незаконным решения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (протокол N107 от 20.03.2014 года) об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
С учетом положений ч.1 ст.258 ГПК РФ, на Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа подлежит возложению обязанность принять меры по восстановлению в полном объеме нарушенного права Богдановой А.В. на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в г.Москве в соответствии с действующим законодательством.
Требования Богдановой А.В. о признании за ней права на внеочередное предоставление социального жилого помещения по договору безвозмездного пользования площадью не менее установленных социальных норм и обязании ДЖП и ЖФ г.Москвы предоставить жилое помещение по договору и безвозмездного пользования удовлетворению не подлежат, поскольку основанием для предоставления жилого помещения в данном случае является решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Порядок признания права на предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является нормативно установленным и решение суда не должно его подменять.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г.Москвы от 24 ноября 2014 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования Богдановой А.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 20 марта 2014 года (протокол N107) об отказе в предоставлении Богдановой Анастасии Викторовне жилого помещения незаконным.
Обязать Городскую межведомственную комиссию по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, принять меры по восстановлению в полном объеме нарушенного права Богдановой Анастасии Викторовны на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в городе Москве в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части иска - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.