Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Строгонова М.В.,
судей Дубинской В.К. и Моргасова М.М.,
при секретаре Черных В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моргасова М.М. дело по апелляционной жалобе Яковлевой ***на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 18 февраля 2015 г., которым постановлено:
В удовлетворении заявленных требований Яковлевой ***о признании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы незаконным, возложении обязанностей восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказать
установила:
Яковлева Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N ***от 18 июля 2012 года, возложении на Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обязанности восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "первоочередников", ссылаясь на то, что с 04.07.1986 года зарегистрирована и проживает в жилом помещении, состоящим из двух комнат NN ***в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной по адресу: ***, куда вселилась на основании обменного ордера вместе с супругом Рыбаковым В.И., брак с которым расторгнут в 1992 году. В 1988 году в названное жилое помещение был вселен сын Рыбаков Ярослав Вадимович, ***года рождения.
В 1993 году ее семья (она, сын), была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (учетное дело N ***), а в 1999 года поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилья в г. Москве по категории "первоочередники".
Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы N ***от 18.07.2012 года принято решение о снятии их с жилищного учета как обеспеченных площадью жилого помещения. Основанием для снятия с жилищного учета послужило приобретение бывшим супругом Рыбаковым В.И. в собственность комнаты N *** жилой площадью ***кв.м.
Заявление обосновано тем, что распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы противоречит действующему законодательству и нарушает права заявителя на улучшение жилищных условий, поскольку на момент постановки ее с сыном на учет, Рыбаков В.И. не был членом ее семьи. Заявление о включении бывшего супруга Рыбакова В.И. в свою очередь на улучшение жилищных условий она не писала. Бывший супруг Рыбаков В.И. с момента расторжения брака проживал отдельно, вел отдельное хозяйство, имел в собственности обособленное имущество и самостоятельно оплачивал найм жилой площади и коммунальные услуги. В нарушение требований закона копия оспариваемого распоряжения заявителю не направлялась.
Зюзинским районным судом г. Москвы 18 февраля 2015 г. постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Яковлевой Е.А. ставится вопрос об отмене решения, со ссылкой на то, что в материалах дела отсутствует оспариваемое распоряжение, учетное дело должным образом не исследовалось, выводы суда не основаны на законе, улучшение жилищных условий бывшего супруга не улучшает жилищные права Яковлевой Е.А.
Проверив материалы дела по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Департамента городского имущества, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Рыбакова В.И., выслушав объяснения Яковлевой Е.А., и ее представителя по доверенности Кочкурову Е.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным выше требованиям решение суда первой инстанции в полной мере не соответствует.
Рассматривая дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 18 июля 2012 г. N ***о снятии с жилищного учета Яковлевой Е.А. является правомерным, последней пропущен трехмесячный срок для обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ, на долю каждого члена семьи заявителя приходится ***кв.м. общей площади жилого помещения, в связи с чем у Яковлевой Е.А. отпали предусмотренные законом основания для улучшения жилищных условий.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
По правилу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации, в частности, обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы снимаются с жилищного учета при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (ч. 1 ст. 69 ЖК РФ).
Частью 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусмотрено, что к членам семьи заявителя (то есть лица, признанного нуждающимся в жилых помещениях) относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 15 указанного закона в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений сторон, о принятом решении уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы сообщают заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. Копию решения о снятии с жилищного учета заявитель может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Согласно пунктов 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
По правилу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию), оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. ст. 49, 50 ЖК РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений по договорам социального найма, снятие с учета осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов РФ, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, снятия с учета. Учетная норма в соответствии с ЖК РФ также устанавливается исполнительным органом субъекта РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" жители г. Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
Исходя из п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, согласно справке ***Рыбакова (Яковлева) Е.А. является инвалидом II группы по зрению бессрочно (л.д. 4).
Согласно единого жилищного документа Яковлева Е.А. с 1986 г. зарегистрирована по адресу: ***в двух комнатах площадью ***. трехкомнатной коммунальной квартиры. На указанной жилой площади также зарегистрированы ее бывший супруг Рыбаков В.И. и сын Рыбаков Я.В.
Брак Рыбаковой Е.А. и Рыбакова В.И. расторгнут 13 октября 1992 г. (л.д. 40).
Как видно из распоряжения заместителя Префекта ЮЗАО Правительства Москвы от 15 февраля 1993 г. Рыбакова Е.А., инвалид II группы по зрению, обратилась с просьбой принять ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с сыном по категории тяжелобольных, последняя с сыном приняты на указанный учет (л.д. 75).
Согласно выписки из карточки постановки на учет, Рыбакова Е.А. состояла на учете на улучшение жилищных условий с учетом указания всех членов семьи, включая бывшего супруга (л.д. 70).
Согласно письма Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 26 августа 2013 г. Яковлева Е.А. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1993 г. Поскольку Рыбаков В.И. согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19 апреля 2012 г. приобрел комнату N *** по указанному адресу площадью ***кв.м., проживает совместно с заявителем, распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы N ***от 18.07.2012 г. Яковлева Е.А. снята с очереди на улучшение жилищных условий.
31 мая 2008 г. Рыбакова Е.А. заключила брак с Яковлевым В.Е. (л.д. 85).
Распоряжением ДЖП и ЖФ г. Москвы N ***от 18.07.2012 г. Рыбакова Е.А. снята с очереди на улучшение жилищных условий, поскольку на нее, сына и бывшего супруга приходится ***кв.м. площади жилого помещения (л.д. 74).
Данное распоряжение не содержит указаний на направление его копии Яковлевой Е.А.
Согласно ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи (п.1).
Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов (п. 2).
Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир (п.3).
Брак Яковлевой (Рыбаковой) Е.А. и Рыбакова В.И. расторгнут, в связи с чем последний не является членом семьи бывшей супруги.
Согласно ст. 15 указанного Закона, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, жители города Москвы снимаются с жилищного учета, в частности, при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
О принятом решении уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы сообщают заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. Копию решения о снятии с жилищного учета заявитель может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы (п.3).
По смыслу Главы 25 ГПК РФ бремя доказывания правомерности оспариваемых действий возложено на соответствующий орган власти, орган местного самоуправления, должностное лицо.
Доказательств правомерности снятия Яковлевой Е.А. с жилищного учета суду первой и апелляционной инстанции заинтересованным лицом - Департаментом городского имущества города Москвы не представлялось. Сведений о направлении последней оспариваемого распоряжения суду не представлялось. Запрошенная судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда 18 июня 2015 г. копия учетного дела Яковлевой Е.А. не смотря на письмо Департамента государственного имущества от 25 июня 2015 г., содержащее заверение о его предоставлении суду, не представлено. Извещенный о времени и месте судебного заседания представитель Департамента городского имущества города Москвы в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещался собственноручно под роспись. Правовые последствия данного действия, установленные законом, в том числе то, что дело может быть рассмотрено по представленным доказательствам, судом апелляционной инстанции разъяснялись (л.д. 67).
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не изучалось оспариваемое распоряжение ДЖП и ЖФ г. Москвы N ***от 18.07.2012 г. материалами дела подтверждены.
С учетом того обстоятельства, что сведения о вручении Яковлевой Е.А. копии распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы N ***от 18.07.2012 г. в материалах дела не содержится, последняя является инвалидом II группы по зрению, согласно пояснениям Яковлевой Е.А. в заседании судебной коллегии состав ее семьи состоит фактически из нее одной, что объективно, с учетом состояния здоровья препятствует ей в реализации прав и их судебной защите, судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд последней за защитой нарушенного права пропущен по уважительной причине в связи с чем подлежит восстановлению.
Жилищные условия Яковлевой Е.А. с момента постановки ее на учет не изменились и основания для признания последней нуждающейся в улучшении жилищных условий объективно не отпали.
Таким образом, улучшение жилищный условий бывшего супруга Яковлевой Е.А. - Рыбакова В.И., по мнению судебной коллегии, с учетом обстоятельств данного дела, не влечет улучшения жилищных условий последней, поскольку Яковлева Е.А. не приобрела в установленном законом порядке право на приобретенное Рыбаковым В.И. жилое помещение.
Постановлением Правительства Москвы от 20.11.2014 г. N 683-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы" постановление Правительства Москвы от 22.02.2011 г. N 44-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы" признано утратившим силу и функции по распоряжению и управлению государственным имуществом г. Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну г. Москвы, переданы Департаменту городского имущества г. Москвы.
С учетом того, что заинтересованным лицом - Департаментом городского имущества города Москвы не представлено суду относимых и допустимых доказательств правомерности вынесения оспариваемого распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы N *** от 18.07.2012 г., судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба Яковлевой Е.А. подлежит удовлетворению, поскольку основана на законе, судом первой инстанции при вынесении решения допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований Яковлевой Е.А.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
определила:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 18 февраля 2015 г. отменить.
Вынести по делу новое решение, которым заявление Яковлевой ***об оспаривании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N ***от 18.07.2012 г. удовлетворить.
Признать распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N ***от 18.07.2012 г. незаконным и обязать Департамент городского имущества города Москвы восстановить Яковлеву ***в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.