Судья Мусимович М.В.
Гр. дело N 33-23622\15
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18.08.2015 г. г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Климовой С.В.,
судей Нестеровой Е.Б., Рачиной К.А.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционным жалобам ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России, Н. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16.06.2014 г., по которому постановлено:
Исковые требования Н. к Федеральной службе исполнения наказаний России (ФСИН России), ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России о признании незаконными действий выразившихся в отказе в предоставлении учреждению медико-социальной экспертизы документов необходимых для оформления инвалидности; признании незаконными действий выразившихся в непредоставлении документов для страховой компании необходимых для получения страховой денежной суммы в связи с получением инвалидности во время прохождения службы во ФСИН России; возложении обязанности направить в соответствующую страховую компанию документы необходимые для получения страховой денежной суммы; взыскании компенсацию морального вреда в размере *** руб. - удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России, выразившиеся в непредоставлении Н. для предоставления в страховую компанию документов необходимых для получения страховой денежной суммы в связи с получением инвалидности во время прохождения службы во ФСИН России.
Взыскать с ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России в пользу Н. в счет компенсации морального вреда денежные средства в размере ***руб.
В удовлетворении требований Н. к Федеральной службе исполнения наказаний России (ФСИН России) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении учреждению медико-социальной экспертизы документов, необходимых для оформления инвалидности; возложении обязанности направить в соответствующую страховую компанию документы, необходимые для получения страховой денежной суммы - отказать.
В удовлетворении требований Н. к ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении учреждению медико-социальной экспертизы документов необходимых для оформления инвалидности, возложении обязанности направить в соответствующую страховую компанию документы, необходимые для получения страховой денежной суммы; взыскании компенсации морального вреда в размере превышающем ***руб. - отказать,
установила:
Н. обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела иском к ФСИН России, ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России о признании незаконными действий ФСИН России, ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России, выразившихся в отказе в предоставлении учреждению медико-социальной экспертизы документов, необходимых для оформления ему инвалидности; признании незаконными действий ответчиков, выразившихся в непредоставлении ему документов для страховой компании, необходимых для получения страховой суммы в связи с получением инвалидности во время прохождения службы во ФСИН России; возложении на ответчиков обязанности направить в соответствующую страховую компанию документы, необходимые для получения им страховой денежной суммы; взыскании компенсацию морального вреда в размере ***руб. (л.д.30-33). В обоснование иска указал, что проходи службу в ФБУ ГЦИТОиС ФСИН России (ранее ФБУ ГЦИТО России), был уволен по сокращению штата приказом ФСИН России от ***г. На дату своего увольнения он имел *** группу инвалидности по общему заболеванию, установленную Главным бюро МСЭ по г. Москве филиалом N 66 ***г. Однако до настоящего времени по вине ответчиков он не получил страховую выплату в ЗАО "МАКС", где он был застрахован как сотрудник ФСИН. Полученные им в период прохождения службы заболевания являются профессиональными, что подтверждено впоследствии заключением ВВК ФКУЗ ГЦИТОиС ФСИН России.
Истец Н., его представитель по доверенности - С., в суд явились, заявленные требования поддержали. Представители ответчиков - ФСИН России по доверенности З., ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России по доверенности Г.,Д., в суде исковые требования не признали.
Третье лицо - ЗАО "***" в суд своего представителя не направило.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах Н., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также Федеральное казенное учреждение "Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний" ("ФКУ ГЦИТОиС ФСИН Росии) в части взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, не соглашаясь с выводами суда в данной части.
Третье лицо ЗАО "***" своего представителя для участия в суде апелляционной инстанции не направило. Судебная коллегия, в силу ст. 167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3-го лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения сторон, поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что приказом ГУИН Минюста России N224-лс от 30.08.1999 г. истец Н. принят на службу в УИН России.
Приказом ФСИН России N***от ***г. истец назначен на должность начальника ФБУ ГЦИТОиС ФСИН России.
Приказом ФСИН России N***от ***г. освобожден от должности начальника ФБУ ГЦИТОиС ФСИН России и зачислен в распоряжение ФБУ ГЦИТОиС ФСИН России.
Приказом ФСИН России N*** от ***г. ФБУ ГЦИТО ФСИН России переименовано в ФБУ ГЦИТОиС ФСИН России.
Приказом ФСИН России N***от ***г. Н. зачислен в распоряжение ФБУ ГЦИТОиС ФСИН России.
Приказом ФСИН России от 12.04.2011 г. изменен тип учреждения с ФБУ ГЦИТОиС ФСИН России на ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России.
Приказом ФСИН России N***от ***г. Н. уволен со службы из УИС по сокращению штатов на основании п. "е" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел" утв. постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1.
Решением Главного бюро МСЭ по городу Москве филиал N 66 от ***г. истцу Н. установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию на срок до ***г.
На момент получения инвалидности и на момент своего увольнения истец Н., как сотрудник ФСИН России, был застрахован ЗАО "***" (ЗАО "***") на основании заключенного между ФСИН России и ЗАО "***"***г. государственного контракта N***на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
***г. истец Н. ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России направлен в ЦВВК ФСИН России ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России на медицинское освидетельствование для определения причинной связи полученного заболевания в *** г. для получения страхового возмещения.
Заключением военно-врачебной комиссии ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России от ***г. признано, что имеющиеся на момент обследования у истца Н. заболевания получены в период военной службы.
Обращаясь в суд с заявленными исковыми требованиями, Н. мотивировал их тем, что по вине ответчиков учреждению медико-социальной экспертизы не были представлены все необходимые документы, что повлекло за собой установление ему ***группы инвалидности по причине общего заболевания, в то время как истинной причиной его инвалидности является профессиональное заболевание, а также по вине ответчиков им не было получено страховое возмещение на основании заключенного между ФСИН России и ЗАО "***"***г. государственного контракта N***на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Разрешая спор, суд правильно признал не основанным на нормах действующего законодательства доводы истца о том, что не предоставление в бюро МСЭ запрашиваемых медицинских документов повлекло неверное определение причины его инвалидности.
Суд при этом правомерно исходил из положений Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющем полномочия бюро МСЭ, порядок проведения медико-социальной экспертизы, формулировки причин инвалидности, а также положений Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы". Статьей 2 данного Закона определено, что жизнь и здоровье сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее -УИС) подлежит обязательному государственному страхованию со дня начала и по день окончания службы. В силу положений ст. 4 названного Закона, установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы, либо до истечения одного года после увольнения со службы является страховым случаем.
Порядок оформления документов и выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов УИС определены Инструкцией о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 13.04.2006 N 114.
Согласно п. п. "б" пункта 9 названной Инструкции, - в соответствии со статьей 4 Федерального закона страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования, с наступлением которых возникает право на получение страховой суммы, является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы либо до истечения одного года после увольнения со службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, как правильно установил суд, установление инвалидности сотруднику УИС, порядок и процедура определение определения степени инвалидности и ее причин регулируется специальным законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее Положение).
Согласно пунктам 1, 2 названного Положения, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах федеральной таможенной службы, учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний (далее именуются - другие войска, воинские формирования и органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах, а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий) (далее именуются - увечья), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах (далее именуется - причинная связь увечий, заболеваний).
Для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии, на которые, в частности, возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов.
Проанализировав положения названных Законов, суд сделал правильный вывод о том, что учреждением, уполномоченным устанавливать наличие либо отсутствие причинной связи между полученными сотрудниками органов Федеральной службы исполнения наказаний увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний и прохождением ими военной службы (военных сборов), является специально созданная для этих целей специализированная военно-врачебная комиссия (ЦВВК ФСИН России ФКУЗ ГКЦМСР ФСИН России); в компетенцию бюро МСЭ установление названной причинной связи не относится.
Материалами дела подтверждено, что в учреждение ЦВВК ФСИН России истец был освидетельствован по направлению ФКУ ГЦИТОиС ФСИН в ***г., заключением ВВК от ***г. было установлено, что имеющиеся у него заболевания получены в период военной службы.
Таким образом, судом правомерно не установлено нарушений со стороны ответчиков прав истца, связанных с не направлением в учреждение МСЭ документов, необходимых для установления причины инвалидности.
Разрешая спор в части требования о признании неправомерными действий ответчиков, связанных с не направлением в страховую компанию документов, необходимых для получения страховой выплаты, суд правомерн6о исходил из положений Федерального закона от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", а также Перечнем документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855.
Данным Перечнем предусмотрено, что выплата страховой суммы страховщиком производится застрахованному лицу в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов , при предоставлении им следующих документов: заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы; справка воинской части (учреждения, организации) об обстоятельствах наступления страхового случая; (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1197)копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 674)копия свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справка) военно-врачебной комиссии либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья;(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1197).
Таким образом, из данных нормативных правовых актов следует, что выплата страхового возмещения осуществляется по заявлению застрахованного лица в страховую организацию и предоставлении им ряда документов.
Инструкцией о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13.04.2006 г. N 114 предусмотрено, что для получения страховой суммы застрахованный (выгодоприобретатель) запрашивает в соответствующем кадровом подразделении, финансовой (пенсионной) службе, ВВК и представляет страховщику необходимые документы в соответствии с названным Перечнем.
Между тем, данных о том, что истец обращался в кадровое подразделение своего работодателя с заявлением о выдаче ему необходимых документов в целях получения страховой выплаты и в предоставлении данных документов ему ответчиками было отказано, в материалах дела не имеется.
Суд, частично удовлетворяя исковые требования о компенсации морального вреда, исходил из того, что действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы получения страховой суммы лицом, застрахованным в соответствии с вышеназванным федеральным законом N52-ФЗ от 28.03.1998 г., обязанность по правильному оформлению и своевременной выдаче застрахованному лицу документов, необходимых для получения им страхового возмещения прямо возложена на учреждение, организацию, в которой застрахованное лицо проходит (проходило) службу, а в соответствии с п.п. 7.1.2, 7.1.3 Государственного контракта N ***на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы от 25.01.2011 г., Страхователь обязан ознакомить застрахованных лиц с условиями и порядком осуществления обязательного государственного страхования рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы; оказывать содействие застрахованным лицам (выгодоприобретателям) в оформлении документов с целью получения страховой выплаты. Поскольку суд посчитал данные обязанности со стороны ответчика - работодателя истца - в полной мере не выполненными, суд постановил решение о взыскании с ответчика - ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России в пользу Н. денежной компенсации морального вреда в сумме ***руб.
С выводами суда в данной части коллегия согласиться не может, поскольку данных о том, что со стороны ответчиков имелись нарушения прав истца, связанных с прохождением им службы, в том числе, права на получение страховой выплаты, в материалах дела не имеется. Доказательств препятствий со стороны ответчиков в ознакомлении истца, занимавшего должность начальника ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России, с контрактом о государственном страховании, иными нормативными правовыми актами в области государственного страхования, создании для истца препятствий в получении страховой выплаты, истцом в ходе рассмотрения дела не представлено. Многочисленные обращения истца к работодателю, на которые сослался суд, в том числе, обращения его адвоката, касаются иных вопросов и подтверждением доводов истца о нарушении его прав, связанных с получением страховой выплаты, явиться не могут.
Поэтому решение суда в данной части не может быть признано законным и обоснованным.
Следовательно, в указанной части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Н. с удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16.06.2014 г. в части взыскания с ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России в пользу Н. денежной компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб. - отменить.
Постановить в данной части новое решение, которым Н. в удовлетворении иска в части взыскания с ответчиков компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апе6лляционную жалобу Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.