Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Строгонова М.В.,
судей Дубинской В.К. и Моргасова М.М.
при секретаре Черных В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Моргасова М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе с дополнениями Дюрдиной ***на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 марта 2015 г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Дюрдиной ***к Министерству внутренних дел РФ о признании незаконным решения комиссии МВД России и распоряжения МВД России об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, обязании принять на учет для получения единовременной социальной выплаты, отказать.
установила:
Дюрдина В.В. обратилась в суд с иском к МВД России о признании незаконным решения комиссии МВД России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 08 декабря 2014 года, распоряжения МВД России от 16 декабря 2014 года N ***, утвердившего решение комиссии МВД России об отказе, обязании ответчика принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом ее стажа службы и даты подачи заявления о постановке на учет, ссылаясь на то, что является сотрудником центрального аппарата МВД России и в соответствии с требованиями закона имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
26 ноября 2014 года Дюрдиной В.В. в комиссию МВД РФ было подано заявление о принятии ее на учет.
08 декабря 2014 года решением комиссии МВД РФ Дюрдиной В.В. отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании суда первой инстанции Дюрдина В.В. и ее представитель по доверенности Якушкина А.А. исковые требования поддержали в полном объеме по указанным основаниям.
Представитель МВД РФ по доверенности Шитова Ю.И. иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица, не заявлявшего самостоятельные требования относительно предмета спора - Минфина России в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе с дополнениями Дюрдина В.В., указывая на то, что имеются основания для отмены судебного решения, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, судом не учтены обстоятельства дела, что в настоящее время Дюрдина В.В. не имеет в собственности или на основании договора социального найма права на жилое помещение, в установленном законом порядке ее жилищные права не реализованы, ранее приватизированная и отчужденная комната N *** в жилом помещении по адресу: *** расположена в коммунальной квартире, письмо Мэрии г. Ярославля от 25 апреля 2014 г. N ***должным образом судом не исследовалось и не оценивалось, намеренно Дюрдина В.В. жилищные условия не ухудшала, произвела отчуждение указанной комнаты в связи с переводом на работу в г. Москву, применение судом к возникшим правоотношениям норм постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 (п.9. и 16) является неправильным, действия по отчуждению указанной комнаты произведены до вступления в силу Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проверив материалы дела по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика - МВД РФ и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Минфина России, которые о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, выслушав объяснения Дюрдиной В.В. и ее представителя Якушкиной А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы с дополнениями, судебная коллегия находит состоявшееся решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции надлежаще установлено и из материалов дела следует, что Дюрдина В.В. с 12 февраля 1997 года по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел РФ, с 1997 года в Ярославской области, с 2008 года в г. Москве.
Решением жилищно-бытовой комиссии УВД по Ярославской области от 01 октября 1998 года, следователь СУ УВД Дюрдина В.В. поставлена на учет сотрудников управления внутренних дел для улучшения жилищных условий, что подтверждается копией протокола N 5 (л.д. 17).
14 сентября 2001 года Дюрдиной В.В. была предоставлена комната N *** площадью *** кв.м. в общежитии, расположенном по адресу: ***.
Впоследствии Дюрдина В.В. была переведена на службу в Москву, где ей было предоставлено жилое помещение в общежитии, расположенном по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Никольско - Архангельский, производственно-складская зона, ***, на основании договора срочного найма жилого помещения.
19 декабря 2011 года Дюрдиной В.В. был заключен договор купли-продажи комнаты N 31, расположенной по адресу: ***
16 февраля 2012 года решением жилищно-бытовой комиссии МВД России по Ярославской области Дюрдина В.В. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с переводом в Следственный департамент МВД России, что подтверждается копией протокола от 16 февраля 2012 года (л.д. 18-22).
29 мая 2012 года Дюрдина В.В. обратилась в комиссию МВД России с заявлением о рассмотрении вопроса о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 59).
Решением комиссии МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 27 июня 2012 года (протокол N 1) Дюрдиной В.В. отказано в принятии на учет на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с ч. 7 ст. 4 ФЗ от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, поскольку до обращения Дюрдиной В.В. с заявлением на получение единовременного пособия она предприняли действия по отчуждению жилого помещения, повлекшие ухудшение ее жилищных условий. Данное решение утверждено распоряжением Министра внутренних дел Российской Федерации от 30 июля 2012 года N ***.
Вступившим в законную силу решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 сентября 2013 года Дюрдиной В.В. отказано в признании незаконными решения комиссии МВД России от 27 июня 2012 года и распоряжения МВД России от 30 июля 2012 года, при этом судом установлено, что Дюрдина В.В. имела в собственности жилое помещение, в многоквартирном доме, в виде жилой комнаты, площадью *** кв.м. расположенной по адресу: ***.
26 ноября 2014 года Дюрдина В.В. повторно обратилась в МВД России с заявлением о принятии ее на учет для получения единовременной выплаты, что подтверждается копией заявления, предоставив Постановление Мэра г. Ярославля от 25 апреля 2014 года, согласно которому дом N *** по ***, является домом коммунального заседания коридорного типа, и комната N *** в данном доме имеет статус, расположенной в коммунальной квартире (л.д. 13).
Решением комиссии МВД России по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 08 декабря 2014 года (протокол N 5) Дюрдиной В.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с ч. 7 ст. 4 ФЗ от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть по тем же основаниям.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в иске по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С 01 января 2012 года отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно ч. 2, 4, 5 ст. 4 указанного Федерального закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику, в том числе, при условии, что сотрудник, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5 Правил).
В соответствии с п. 9 Правил сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: в т.ч. д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (п. 16 Правил).
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 сентября 2013 года установлено, что в собственности истца Дюрдиной В.В. находилось жилое помещение в виде жилой комнаты площадью *** кв.м. по адресу ***в многоквартирном жилом доме, которую истец приобрела по договору приватизации, и в последствии продала по договору купли-продажи, что подтверждено ответом МУ "Ярославльобщежитие" от 26 июля 2012 года, согласно которому дом ***приобрел статус многоквартирного жилого дома в соответствии с Постановлением Мэра г. Ярославля N *** от 14 сентября 2006 года, комната была передана Дюрдиной В.В. по договору приватизации.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком данные обстоятельства не оспорены. Суд считает, что данные обстоятельства установленными.
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 сентября 2013 года, вступило в законную силу 16 января 2014 года.
Учитывая приведенное выше преюдициальное решение, суд первой инстанции правильно счел доказанным факт того, что до обращения с заявлением на получение единовременной выплаты Дюрдина В.В. была обеспечена жилым помещением более 15 кв.м., при этом истец Дюрдина В.В. предприняла намеренные действия по отчуждению жилого помещения, повлекшие ухудшение жилищных условий, что является основанием для отказа в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты и влечет отказ в удовлетворении заявленных истцом требований.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что с учетом возникших между сторонами правоотношений, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства и правильно руководствовался при рассмотрении дела приведенными выше нормами закона, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения, в связи с чем пришел к правильному выводу об отказе в иске.
Доводы апелляционной жалобы с дополнениями о том, что судом не учтены обстоятельства дела, что в настоящее время Дюрдина В.В. не имеет в собственности или на основании договора социального найма права на жилое помещение, в установленном законом порядке ее жилищные права не реализованы, ранее приватизированная и отчужденная комната N *** в жилом помещении по адресу: ***расположена в коммунальной квартире, письмо Мэрии г. Ярославля от 25 апреля 2014 г. ***должным образом судом не исследовалось и не оценивалось, намеренно Дюрдина В.В. жилищные условия не ухудшала, произвела отчуждение указанной комнаты в связи с переводом на работу в г. Москву, сами по себе объективно выводы суда первой инстанции не опровергают, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, мнению истца об ином приемлемом решении суда по данному делу с учетом его обстоятельств, что не является установленным законом основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
При рассмотрении дела судом правильно распределено бремя доказывания с учетом требований закона, возникших между сторонами правоотношений, избранного заявителем способа защиты нарушенного, по его мнению, права, созданы условия для правильного рассмотрения дела.
Несогласие с решением суда первой инстанции, другая точка зрения стороны по делу о результатах рассмотрения данного дела, сама по себе, не является основанием для отмены или изменения судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы с дополнениями о том, постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 "О предоставлении единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" не регулируют возникшие между сторонами правоотношения являются несостоятельными, поскольку данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная выплата) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), членам их семей, а также родителям сотрудников, погибших, умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел (п.1).
Согласно п. 9 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся:
а) обмен жилыми помещениями;
б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;
в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);
г) выделение доли собственниками жилых помещений;
д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют приведенной выше норме права, регулирующей возникшие между сторонами правоотношения.
Ссылки на то, что действия по отчуждению указанной комнаты произведены до вступления в силу п. 7 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 342-ФЗ не являются основанием для отмены судебного решения, поскольку данная норма регулировала возникшие между сторонами правоотношения на момент принятия обжалуемых истцом решения комиссии МВД России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 08 декабря 2014 года, распоряжения МВД России от 16 декабря 2014 года N ***, утвердившего решение комиссии МВД России.
Доводы апелляционной жалобы с дополнениями о том, что письмо Мэрии г. Ярославля от 25 апреля 2014 г. N ***, согласно которому указанное жилое помещение является коммунальным, должным образом судом не исследовалось и не оценивалось не влекут отмены решения суда, поскольку преюдициальным решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 16 сентября 2013 года установлено, что согласно ответа МУ "Ярославльобщежитие" от 26 июля 2012 года дом ***приобрел статус многоквартирного жилого дома (л.д. 50) в соответствии с Постановлением Мэра г. Ярославля N *** от 14 сентября 2006 года, комната была передана Дюрдиной В.В. по договору приватизации.
Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должным образом указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, послужившие основанием для выводов суда; законы, которыми руководствовался суд.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, в связи с чем доводы апелляционной жалобы с дополнениями не являются основанием для отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 11 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.