Судья Сафьян Е.И.
гр. дело N 33-30831
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В.
судей Дегтеревой О.В., Зыбелевой Т.Д.,
при секретаре Снурницыной А.В.,
с участием прокурора Храмовой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Зубовой Лидии Андреевны на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 марта 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Зубовой Л. А. к Управлению социальной защиты населения района Северное Бутово г. Москвы об установлении факта нахождения на иждивении З.Ю.П. 22.06.1936 г.р., умершего 10.10.2014, обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, взыскании задолженности по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы отказать.
установила:
Зубова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Северное Бутово г. Москвы об установлении факта нахождения на иждивении, обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, мотивируя свои требования тем, что является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС - З.Ю.П., 22.06.1936 г.р., умершего 10.10.2014г.. На момент смерти супруга являлась нетрудоспособным членом семьи, находящимся на его иждивении. 10.11.2014г. обратилась в УСЗН с заявлением о назначении выплат предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 "1244-1 "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в размере не менее 50 % от получаемой супругом при жизни суммы возмещения вреда, установленной решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 10.11.2006г., однако 20.11.2014г. получила отказ, который по мнению истца является незаконным, нарушающим её права на получение социального обеспечения в полном объеме.
Истец и её представитель в судебное заседание явились, на удовлетворении исковых требований настаивали. Представитель ответчика в суд явился, возражал против удовлетворения иска. Третье лицо Управление федерального казначейства по г.Москве в суд не явился.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Зубова Л.А.
Проверив материалы дела, выслушав Зубову Л.А. и ее представителя, представителя ответчика УСЗН ЮЗАО г.Москвы привлеченного в порядке ст.44 ГПК РФ по доверенности Федорову О.М., прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено, что Зубова Л.А. с 18.12.1998г. состояла в зарегистрированном браке с З.Ю.П., 22.06.1936 г.р.
Земсков Ю.П. являлся инвалидом I группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и получателем ежемесячной компенсации за вред здоровью, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 "1244-1 "О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Размер ежемесячной компенсации установлен вступившим в законную силу решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 10.11.2006г. и с учетом индексации по состоянию на 2014 год составлял - _. руб.
10.10.2014 З. Ю.П. скончался.
20.11.2014 Зубкова Л.А обратилась в УСЗН района Северное Бутово г. Москвы с заявлением о назначении выплат, предусмотренных Законом РФ от 15.05.1991 "1244-1 "О социальной защите граждан, как нетрудоспособном иждивенцу, находящемуся на содержании умершего получателя ежемесячной компенсации.
20.11.2014 в назначении компенсационных выплат заявителю было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении супруга.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, что в соответствии со ст.68 ГПК РФ освобождает участвующих лиц от их дальнейшего доказывания.
Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и ее статей 1, 2, 7, 18, 19 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение причиненного экологическим правонарушением вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Ориентируя в соответствии с целями социального государства органы публичной власти на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, Конституция Российской Федерации не закрепляет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в том числе в случае причинения вреда здоровью, вызванного деятельностью государства в сфере освоения и использования ядерной энергии. Решение этих вопросов, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является прерогативой законодателя, который, учитывая необходимость максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности возмещения вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиационного излучения, вместе с тем располагает довольно широкой свободой усмотрения при определении соответствующих мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления - денежную или натуральную. При этом законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П; от 24 мая 2001 года N 8-П; от 19 июня 2002 года N 11-П; от 5 апреля 2007 года N 5-П и от 10 ноября 2009 года N 17-П).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с возмещением вреда здоровью граждан, причиненного чернобыльской катастрофой, является принятый 15 мая 1991 года Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определивший государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1), и гарантирующий гражданам возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергнувшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (часть первая статьи 3).
Пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы при возмещении вреда и оказании мер социальной поддержки - наряду с предусмотренными другими положениями данного Закона иными выплатами и установленными в дополнение к ним льготными условиями реализации конкретных прав в сфере жилищно-коммунального и социального обслуживания - гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом в соответствии с частью второй той же статьи в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на указанную ежемесячную денежную компенсацию вне зависимости от причины смерти в установленном законом порядке распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении таких инвалидов.
Согласно ч. 1 ст. 41 указанного выше Федерального закона право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении.
Пунктом 2 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. N 607, также определено, что денежная компенсация выплачивается нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида.
Таким образом, установление факта нахождения на иждивении инвалида вследствие ликвидации Чернобыльской катастрофы, является обязательным условием реализации членом семьи умершего предусмотренного законом права на получение компенсационных выплат.
Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 19 июня 2002 года N11-П положения Закона РФ от 18.06.1992 г. не содержат определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом.
Пункт 2 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает, что право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют... нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
Аналогичная позиция высказана в ст. 9 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", где определяется, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, в системе действующего законодательства, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, т.е. не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Отказывая в удовлетворении иска Зубовой Л.А. суд первой инстанции соотнес размеры получаемых пенсий умершим (_. руб.) и заявительницей (_. руб.), придя к выводу о равном размере получаемого дохода, а соответственно отсутствия возможности у умершего содержать Зубову Л.А., предоставляя последней основанной источник существования. При этом суд, сумму получаемого умершим ежемесячного возмещения вреда здоровью как инвалиду ЧАЭС в размере _. руб. отнес к средствам непосредственно связанным личностью умершего, которые не могут направляться на содержание членов семьи, т.к. необходимы для поддержания его здоровья и жизнедеятельности.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на избирательном, выборочном толковании норм материального права, без учета существенных обстоятельств дела.
Согласно пункту 1 статьи 1089 ГК РФ размер возмещения вреда, причиненного смертью кормильца, исчисляется из той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. Наряду с заработком умершего, определяемым по правилам статьи 1086 ГК РФ, в состав его доходов включаются также получаемые им при жизни пенсии, пожизненное содержание, пособия и другие подобные выплаты.
Таким образом, получаемая З. Ю.П. ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью, назначенная в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включается в состав дохода, который мог предоставляться его иждивенцам.
В тех случаях, когда заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., суду необходимо выяснять, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 9 от 21 июня 1985 г. "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение").
Само по себе наличие у нетрудоспособного лица, каковым является истец Зубова Л.А. (пенсионер по старости), получающая материальную помощь от другого лица, иного дохода (пенсии) не исключает возможности признания её находящейся на иждивении.
Согласно материалам дела, Зубова Л.А. является пенсионером по старости, сведений о наличии иного дохода не имеется.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Зубова Л.А. находилась на иждивении умершего и на момент его смерти имела право на получение от него содержания.
В тоже время, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения иска Зубовой Л.А. в части установления размера ежемесячной компенсации 50 % от получаемой супругом при жизни суммы возмещения вреда.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 842-О-О правовой основой регулирования отношений, связанных с возмещением вреда здоровью граждан, причиненного чернобыльской катастрофой, является принятый 15 мая 1991 года Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", определивший государственную политику в области социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1), и гарантирующий гражданам возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергнувшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (часть первая статьи 3).
Пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы при возмещении вреда и оказании мер социальной поддержки - наряду с предусмотренными другими положениями данного Закона иными выплатами и установленными в дополнение к ним льготными условиями реализации конкретных прав в сфере жилищно-коммунального и социального обслуживания - гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом в соответствии с частью второй той же статьи в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на указанную ежемесячную денежную компенсацию вне зависимости от причины смерти в установленном законом порядке распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении таких инвалидов.
Выплата инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью впервые была закреплена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно пункту 8 статьи 1 которого ее размер определялся в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, допуская при этом - если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного полного календарного месяца - возможность исчисления ее размера из условного месячного заработка без его ограничения.
Нетрудоспособным же членам семьи, находившимся на иждивении умершего гражданина, ставшего инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, вред возмещался в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали на свое содержание при его жизни. Аналогичным образом определялся размер ежемесячной денежной компенсации и для семей, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, но не признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы (при том что им самим право на получение данной компенсации предоставлено не было).
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ был установлен иной порядок определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в твердых суммах в зависимости от степени утраты здоровья (группы инвалидности), а также распространено право на данную денежную компенсацию на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в случае смерти последних (пункт 3 статьи 1). Одновременно частью первой статьи 2 того же Федерального закона было предусмотрено право инвалидов-чернобыльцев (в случае их смерти - нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан), ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную компенсацию по новым правилам (в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности) или компенсацию, которую они получали ранее, т.е. исчисленную из заработка (дохода, денежного довольствия). Что же касается тех граждан (как самих инвалидов-чернобыльцев, так и членов их семей), которые впервые обратились за ежемесячной денежной компенсацией в возмещение вреда здоровью после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, то за ними было признано право получать данную компенсацию в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности.
Изменение законодателем порядка определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 19 июня 2002 года N 11-П исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, признал не противоречащими Конституции Российской Федерации, в частности, положения пункта 25 (в действующей редакции - пункта 15) части первой и части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, не предоставляющие нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении инвалида-чернобыльца, право на получение возмещения вреда в случае его смерти в размере, который исчисляется из заработка, если они впервые обратились за возмещением вреда после вступления в силу данного Федерального закона.
Таким образом, положения части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" сами по себе не нарушают права членов семей инвалидов-чернобыльцев, обратившихся за получением ежемесячной компенсации после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, так как обеспечивают им равные условия получения соответствующих выплат в зависимости от установленной умершему кормильцу группы инвалидности.
Распространив в части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой данной статьи (наряду с иными мерами социальной поддержки), на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, законодатель исходил из того, что право на возмещение вреда, причиненного смертью пострадавшего вследствие воздействия радиации кормильца, посредством ежемесячных выплат, как и в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием, должно быть обеспечено указанным гражданам на равных условиях с членами семей умерших инвалидов-чернобыльцев.
Вместе с тем в части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, направленной на осуществление регулирования соответствующих отношений в условиях переходного периода (до определения размера ежемесячной денежной компенсации для членов семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, непосредственно в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), для названной категории граждан был сохранен прежний порядок выплаты ежемесячной денежной суммы.
Такое законодательное регулирование имело целью создание правового механизма реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации членами семей граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, на период отсутствия в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" положений, закрепляющих для них порядок исчисления размера ежемесячной денежной компенсации, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее права нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Этим не исключается право федерального законодателя установить иной способ определения размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, выплачиваемой семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни или иных заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, обеспечив при этом непротиворечивое правовое регулирование, согласующееся с Конституцией Российской Федерации и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 г., сама Зубова Л.А. до 15 февраля 2001 г. получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны были осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Предусмотренная статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантия судебной защиты прав и свобод означает, что государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной.
В силу ст. 2 и ст. 194 ГПК РФ задача гражданского судопроизводства - защита и восстановление нарушенных или оспариваемых прав, а решение суда должно быть актом правосудия, окончательно разрешающим спор по существу.
На основании изложенного, судебная коллегия считает необходимым назначить Зубовой Л.А. ежемесячную денежную компенсацию как супруге, потерявшей кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, исходя из установленной законом твердой денежной сумме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 607 утвержден "Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия документа, удостоверяющего личность заявителя; копия свидетельства о смерти кормильца; справка о составе семьи; документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие) (п. 6 Порядка). Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами (п. 7 Порядка).
Назначение указанной выплаты носит заявительный характер, соответственно, учитывая факт обращения истца в УСЗН района Северное Бутово г. Москвы со всеми необходимыми документами, указанными выше, право истца наступает с момента подачи заявления в УСЗН района Северное Бутово, т.е. с 10 ноября 2014 года.
Доводы ответчика о том, что право на выплату может возникнуть после получения заявителем решения суда об установлении факта иждивения, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска Зубовой Л.А., т.к. в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 607 указания на необходимость предоставления именно решения суда не имеется.
В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 04.12.2012 N 1255 "Об индексации в 2013 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для инвалидов I группы определен в сумме _. руб.
В соответствии с п. 14 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 19.12.2013 г. N 1189 "Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, для инвалидов I группы определен в сумме _. руб.
Таким образом, задолженность по ежемесячной выплате с 01.11.2014г. по 30.09.2015г. составит: за 2014 год (_. х 50 % х 3 ) _. руб. и за 2015 год (_. х 50% х 9) _. руб., всего _. руб., а с 01.10.2015г. ежемесячно подлежит взысканию по _. руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 марта 2015 года - отменить, принять по делу новое решение которым:
Исковые требования Зубовой Л.А. к УСЗН ЮЗАО г. Москвы об установлении факта иждивения, назначении ежемесячных выплат, взыскании задолженности - удовлетворить частично.
Установить факт нахождения Зубовой Л.А. на иждивении умершего супруга З.Ю.П..
Взыскать с УСЗН ЮЗАО г. Москвы в пользу Зубовой Л. А. за счет средств федерального бюджета ежемесячную компенсацию за вред причиненный здоровью с 10.11.2014г. по 30.09.2015г. в размере _. руб.
Взыскивать с УСЗН ЮЗАО г. Москвы в пользу Зубовой Л.А.за счет средств федерального бюджета ежемесячно, с 01.10.2015г. по _. руб.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.