Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Халимова С.И. в защиту Ахмедовой Н. М. на вступившее в законную силу постановление судьи Измайловского районного суда города Москвы от 22 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 22 сентября 2014 года гражданка Республики Таджикистан Ахмедова Н.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в порядке контролируемого самостоятельного выезда.
Определением судьи Московского городского суда от 18 мая 2015 года отказано в удовлетворении ходатайства защитника Халимова С.И. в интересах Ахмедовой Н.М. о восстановлении срока на подачу жалобы на постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2014 года.
В настоящей жалобе защитник Халимов С.И. просит об отмене постановления судьи районного суда и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что Ахмедова Н.М. законно находилась на территории РФ, поскольку 04 августа 2014 года сдала все необходимые документы на получение патента и произвела оплату авансового платежа, а также 04 сентября 2014 года произвела очередную оплату платежа и находилась в ожидании получения патента; при рассмотрении дела Ахмедовой Н.М. не была предоставлена возможность воспользоваться квалифицированной помощью юриста и переводчика, кроме того, ей не была вручена копия протокола об административном правонарушении и копия постановления судьи на родном языке. Также защитник Халимов С.И. просит учесть, что Ахмедова Н.М. является матерью - одиночкой, имеет на иждивении нетрудоспособную мать и троих детей, родной брат А.К.М. является гражданином РФ, а также имеет родственников проживающих на территории РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи Измайловского районного суда от 22 сентября 2014 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 21 сентября 2014 года в 22 часа 00 минут по адресу: г. Москва, _, в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства инспектором отдела по району Измайлово ОУФМС России по г. Москве в ВАО была выявлена гражданка Республики Таджикистан Ахмедова Н.М., прибывшая в Российскую Федерацию 19 июня 2014 года в порядке, не требующем получения визы, которая по истечении установленного срока пребывания - 16 сентября 2014 года уклонилась от выезда из Российской Федерации, чем нарушила требования п. 2 ст. 5 Федерального Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения Ахмедовой Н.М. к административной ответственности по части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с названным Законом.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьями 13.1, 13.2 или 13.3 данного Федерального закона.
Частями 4 и 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче патента обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче. Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке и получивший патент, срок действия которого не истек, считается законно пребывающим на территории Российской Федерации в течение всего срока действия патента, а также в течение 15 дней по окончании срока его действия. Следовательно, действия такого иностранного гражданина не могут квалифицироваться по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ как уклонение от выезда из Российской Федерации, что, однако, не исключает возможность привлечения его к административной ответственности за иные нарушения миграционного законодательства, квалифицируемые по этой норме.
Из настоящей жлобы и содержания приобщенных документов следует, что Ахмедова Н.М. обратилась в уполномоченный орган с заявлением о выдаче патента 04 августа 2014 года и произвела оплату авансового платежа, то есть до истечения определенного срока её пребывания в Российской Федерации.
Таким образом, в деле имеются противоречия относительно обстоятельств, имеющих юридическое значение для его правильного разрешения, устранить которые на данной стадии производства по делу об административном правонарушения не представляется возможным.
При таких обстоятельствах постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 22 сентября 2014 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Измайловский районный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье Измайловского районного суда г. Москвы необходимо учесть изложенное, устранить имеющиеся противоречие и с учетом установленного вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
Постановление судьи Измайловского районного суда от 22 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Ахмедовой Н. М. - отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Измайловский районный суд г. Москвы.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.