Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Мележик Л.М.,
судей Песковой Ж.А., Паршиной С.В.,
при секретаре Мичуриной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зелинского Ю.А. к федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области", 1-му отделу (город Самара) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании неосновательного обогащения, встречному иску федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к Зелинскому Ю.А., 1-му отделу (город Самара) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договора социального найма недействительными и применении последствий недействительности сделки, по апелляционной жалобе Зелинского Ю.А. на решение Ленинского районного суда города Саратова от 19.08.2015 года, которым исковые требования Зелинского Ю.А. и встречные исковые требования федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения К., представлявшего интересы Зелинского Ю.А., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Зелинский Ю.А. обратился в суд с указанным выше иском, уточнив заявленные требования, просил взыскать с федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" неосновательное обогащение в размере 40 945 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что 31.05.2012 года с ним был заключен договор социального найма жилого помещения однокомнатной квартиры N ... общей площадью 46,9 кв.м. В связи с тем, что ему как бывшему военнослужащему полагалось жилое помещение площадью 36 кв.м для заключения договора социального найма ответчиком было предложено доплатить за лишние 10,9 кв.м денежную сумму в размере 234 895 рублей. Однако по сведениям органа технического учета общая площадь квартиры составляет 45 кв.м, следовательно им за 1,9 кв.м излишне уплачена сумма в размере 40 945 рублей, исходя из стоимости 1 кв.м 21 550 рублей.
Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд со встречным иском, просило признать решение федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника 1-го отдела федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации К.О.П. о заключении договора социального найма от 31.05.2012 года N 1/420 недействительным; также признать недействительным договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу ... , заключенный 31.05.2012 года между федеральным государственным казенным учреждением "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника 1-го отдела федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и Зелинским Ю.А.; применить последствия недействительности сделки - прекратить право собственности на закрепленную за Зелинским Ю.А. квартиру, расположенную по адресу: ... восстановив право собственности Российской Федерации; обязать отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Саратовской области в Ленинском районе города Саратова снять Зелинского Ю.А. с регистрационного учета; взыскать с истца судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований ссылается на отсутствие у Зелинского Ю.А. права на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации, незаконность постановки Зелинский Ю.А. на учет нуждающихся в жилом помещении, в связи с тем, что Зелинским Ю.А. до истечения пяти лет до момента постановки на учет были совершены действия по намеренному ухудшению жилищных условий, выразившиеся в приобретении и дальнейшем отчуждении жилого помещения, расположенного по адресу: Саратовская область, Красноармейский район, станция Паницкая, улица Победы, дом N 35/2.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 19.08.2015 года исковые требования Зелинского Ю.А. и встречные исковые требования федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены. С федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" в пользу Зелинского Ю.А. взыскано неосновательное обогащение в размере ... рублей. Решение федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника 1-го отдела К.О.П. о заключении договора социального найма N 1/420 от 31.05.2012 года и договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу ... , заключенный 31.05.2012 года между федеральным государственным казенным учреждением "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника 1-го отдела федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и Зелинским Ю.А., признаны недействительными. Применены последствия недействительности сделки: прекращено право собственности Зелинского Ю.А. на квартиру, расположенную по адресу: ... восстановлено право собственности за Российской Федерацией. С Зелинского Ю.А. в пользу федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации взысканы судебные расходы в размере ... рублей.
Зелинский Ю.А. не согласился с постановленным решением суда в части удовлетворения встречных исковых требований, в апелляционной жалобе (основной и дополнительной) просит решение суда в указанной части отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении встречных исковых требованиях федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что на дату принятия ответчиком оспариваемого решения он имел право быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, поскольку с момента совершения сделки до постановки на учет прошло более пяти лет. Указывает, что ненадлежащее оформление документов по признанию его нуждающимся в жилом помещении не является основанием для признания договора социального найма недействительным, встречный иск подан неуполномоченным лицом, право собственности на спорное жилое помещение за ним признано вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Саратова от 27.03.2013 года.
На заседание судебной коллегии истец, представители ответчиков и третьих лиц, извещённый о месте и времени слушания дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" предусмотрено, что в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в целях единообразного применения закона, соблюдения баланса прав и законных интересов участников спора, а также в целях обеспечения защиты интересов государства, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости его отмены в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значения для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При рассмотрении дела, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, полагает, что доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 15.02.2000 года N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации", утратившего силу в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 года N 1297, полномочия по распределению жилых помещений принадлежали жилищным комиссиям воинских частей.
В силу пункта 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации N 1455 от 03.11.2010 года Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, как уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации - федеральные государственные учреждения Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения.
В настоящее время названные полномочия возложены на федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации согласно приказам Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 года N 1280, от 18.11.2010 года N 1550 и от 03.11.2010 года N 1455.
Порядок реализации права на жилище определён в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых силах Российской Федерации Инструкцией, утверждённой Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 года N 1280.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В полномочия федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации входит признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном пунктами 3 - 6, 8 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 года N 1280, снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 10 Инструкции; принятие решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с пунктом 16 Инструкции.
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учётной нормы площади жилого помещения (пункт 4 Инструкции).
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в том числе, в случае: выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) применительно к правилам, установленным статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что: а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению); б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения); в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения; г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела видно и установлено судом, что Зелинский Ю.А. проходил военную службу с 28.06.1992 года по 01.10.2009 года.
При этом по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации с 25.01.1994 года по 17.11.2005 года, по линии Министерства обороны Российской Федерации с 21.11.2006 года по 01.12.2009 года, освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
С 15.03.2007 года истец, как военнослужащий, числился в списках нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
На основании решения федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 31.05.2012 года N 1/420 Зелинскому Ю.А. по договору социального найма была предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: ... , общей площадью 46,9 кв.м.
При этом в связи с превышением нормы предоставления жилого помещения извещением о распределение жилого помещения от 28.05.2012 года N 100498 Зелинскому Ю.А. сообщено, что ему распределено жилое помещение, превышающее на 10,9 кв.м общую площадь жилого помещения, определенную из нормы предоставления жилого помещения, в связи с чем ему необходимо доплатить 234 895 рублей за излишне предоставленные метры.
Зелинским Ю.А. указанная оплата произведена.
31.05.2012 года федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника 1 отдела (город Самара) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации К.О.П., действующей от имени собственника Российской Федерации по доверенности от 19.01.2012 года, заключило с Зелинским Ю.А. договор социального найма указанного жилого помещения, в связи с чем Зелинский Ю.А. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заочным решением Ленинского районного суда города Саратова от 25.01.2013 года за Зелинским Ю.А. признано право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации. Данное решение вступило в законную силу, ответчиками Министерством обороны Российской Федерации, федеральным государственным казенным учреждением " Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не обжаловалось.
Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за истцом в установленном законом порядке 27.03.2013 года.
Удовлетворяя встречные исковые требования о признании решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма и договора социального найма недействительными, применении последствий недействительности сделки, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Зелинский Ю.А. не имел право быть принятым на жилищный учет в связи с не достижением им выслуги, а также намеренным ухудшением жилищных условий.
При этом основанием для ухудшения жилищных условий суд посчитал, приобретение 11.11.2005 года Зелинский Ю.А. в собственность жилого помещения общей площадью 51,4 кв.м, расположенного по адресу: ... , и последующую его продажу своей матери 03.03.2007 года.
Согласно части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, необходимых для постановки на учёт и указанных в пункте 1 настоящей Инструкции.
В силу пункта 10 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане приобретают статус военнослужащего с момента начала военной службы, который исчисляется: для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - со дня присвоения воинского звания рядового; для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы; для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, - с даты зачисления в указанные образовательные организации.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Вместе с тем, поскольку полномочия по распределению жилых помещений возложены на федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, то и контроль за соблюдением условий предоставления жилых помещений лежит на данном органе.
В силу этого, ничто не препятствовало федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, как органу, ответственному за предоставление жилья, в истребовании сведений о наличии либо отсутствии в собственности Зелинского Ю.А. жилых помещений на момент принятия оспариваемого решения и заключения договора социального найма, проверке наличия у истца соответствующей выслуги для обеспечения жилым помещением.
Следует учитывать, что с 27.03.2013 года на основании вступившего в силу судебного акта Зелинский Ю.А. является собственником квартиры N ...
С переходом жилого помещения в собственность Зелинского Ю.А. статус помещения в качестве государственного утрачен, правоотношения, связанные с заключением договора социального найма, прекращены, в связи с чем основания для признания договора социального найма недействительным отсутствуют.
Незаконность принятого федеральным государственным казенным учреждением "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника 1-го отдела К.О.П. решения о заключении с истцом указанного договора либо его законность правового значения не имеет, поскольку признание данного решения таковым не влечёт каких-либо правовых последствий.
Поскольку исковые требования о применении последствий недействительности сделки являются производными от первоначальных требований, то и правовые основания к их удовлетворению также отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации нельзя признать законным и обоснованным.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Зелинского Ю.А. о взыскании в его пользу с федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области" неосновательного обогащения в размере ... рублей.
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: приобретение или сбережение в отсутствие правовых оснований имущества на стороне приобретателя и уменьшение имущества (убытки) на стороне потерпевшего; убытки потерпевшего являются источником обогащения приобретателя.
Соответственно, предметом доказывания по данному делу является установление факта получения (сбережения) ответчиком при отсутствии надлежащих правовых оснований денежных средств истца без предоставления встречного исполнения и получение вследствие этого материальной выгоды (обогащения).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15.1 Федерального закона Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающий размер общей площади жилого помещения, определяемый исходя из нормы предоставления жилого помещения, указанной в п. 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 кв.м общей площади жилого помещения.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 года N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений распределении жилых помещений при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке N к извещению.
Зелинскому Ю.А. была распределена квартиры большей площадью, чем предусмотрено по норме предоставления жилья, с условием внесения им за счет собственных средств компенсации федеральному бюджету за площадь жилого помещения, превышающую норму предоставления, в связи с чем направлено извещение о распределении ему жилого помещения общей площадью 46,9 кв.м с предложением компенсировать за счет собственных средств, превышение общей площади предоставляемого жилого помещение.
Истец согласился с предоставлением распределенного ему жилого помещения на условии компенсации затрат федерального бюджета за счет собственных денежных средств за 10,9 кв.м превышения общей площади жилого помещения, что подтверждается его подписью о согласии на извещении и на основании указанного соглашения компенсировал затраты федерального бюджета.
В случае несогласия с размером компенсации он имел право отказаться от получения жилья большей площади и доплаты за разницу площадей, известив об этом федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, оставаться на жилищном учете и требовать предоставления жилого помещения в точном соответствии с нормой предоставления. Вместе с тем истец выразил волеизъявление на заключение договора социального найма квартиры, превышающей норму предоставления, добровольно выплатив компенсацию затрат федерального бюджета.
При указанных обстоятельствах компенсация затрат федерального бюджета не может быть признана неосновательным обогащением, поскольку обусловлена встречным исполнением в виде предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления, соответственно неосновательного обогащения в том смысле, который заложен в это понятие в статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не наступило.
Таким образом, оснований для применения в отношении ответчика, в данном случае федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области", как получателя платежа правил о неосновательном обогащении, у суда первой инстанции не имелось.
При неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, суд первой инстанции допустил неправильное толкование вышеприведённых норм права, что привело к неправильному применению материального закона.
В целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, и в соответствии с пунктом 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение районного суда следует отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Зелинскому Ю.А. и встречных исковых требований федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саратова от 19.08.2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Зелинскому Ю.А. в удовлетворении исковых требований к федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области", 1-му отделу (город Самара) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании неосновательного обогащения и федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации к Зелинскому Ю.А., 1-му отделу (город Самара) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и договора социального найма недействительными, применении последствий недействительности сделки - отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.