Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего
судей
Нибараковой С.Г.
Гулевой Г.В. и Маслова Д.А.
при секретаре Шиловской И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе заместителя управляющего государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО13. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 мая 2015 года, которым, с учетом дополнительного решения от 4 сентября 2015 года и определения об исправлении описки от 4 сентября 2015 года, постановлено: "Исковые требования заместителя прокурора г. Новодвинска в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Государственному учреждению Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение "Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в срок до 01 сентября 2015 года путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 календарный год".
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
заместитель прокурора города Новодвинска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов малолетнего ФИО1 к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение Фонда) с требованием о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, ссылаясь на то, что 4 сентября 2014 года Свечникова И.С. - законный представитель ребенка-инвалида ФИО1 согласно имеющимся медицинским показаниям и рекомендациям лечащего врача обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении сыну путевки на санаторно-курортное лечение за текущий год, однако до настоящего времени путевкой за 2014 год ФИО1 не обеспечен, тем самым нарушено право ребенка на гарантированное ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ФЗ "О государственной социальной помощи" на своевременное получение необходимого ему санаторно-курортного лечения, в этой связи он лишен возможности скорейшего восстановления и компенсации нарушенных, утраченных функций организма, что недоспустимо.
Дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ФИО1 - Свечниковой И.С.
В судебном заседании помощник прокурора Верболова М.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Отделения Фонда Белинина О.Н. иск не признала, сославшись на необходимость соблюдения очередности предоставления путевок на санаторно-курортное лечение нуждающимся в них льготной категории граждан в рамках выделяемого бюджетного финансирования. Ответчик не снимает с себя обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год для ФИО1, однако в случае предоставления ему путевки по решению суда во внеочередном порядке, как следствие, будут ущемлены права других очередников, также нуждающихся в санаторно-курортном лечении.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласилась заместитель управляющего Отделения Фонда ФИО6, в поданной апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что решение противоречит положениям Конституции Российской Федерации, Федеральному закону о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013, 2014 года, а также принято без учета правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложденной в Определении от 03.04.2014 N 686-О, Определении от 11.05.2012 N 817-О, так как обязательства Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов ограничены объемом средств, перечисленных из федерального бюджета, бюджетные средства, выделенные отделению Фонда, не покрывают всех расходов по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение в текущем году, при этом все средства межбюджетных трансфертов, выделяемые отделению Фонда были израсходованы по целевому назначению. Закупленные путевки были распределены в соответствии с хронологией подачи нуждающимися в них гражданам заявлений на обеспечение санаторно-курортным лечением. Отделение Фонда не может нести ответственность по обязательствам государства сверх выделенных средств на исполнение указанных обязательств. Удовлетворение требований истца влечет нарушение прав иных лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, чьи заявления были поданы ранее; у ФИО1 отсутствует право на внеочередное предоставление путевок, отделение Фонда в предоставлении путевки ему не отказывало и путевка будет предоставлена истцу в порядке очередности в пределах выделенных бюджетных средств; обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение за пределами календарного года не будет свидетельствовать о нарушении прав истца на получение данного вида социальных услуг.
Изучив материалы дела, выслушав пркурора Прокуратуры Архангельской области Лепеха К.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает отдельные доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания, а решение суда - подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено и это никем не отрицалось, что 4 сентября 2014 года Свечникова И.С.- законный представитель малолетнего ребенка-инвалида ФИО1 обратилась в Отделение Фонда с заявлением о предоставлении сыну путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка и медицинскими рекомендациями, подтвержденными справкой для получения путевки на санаторно-курортное лечение, выданной ГБУЗ Архангельской области " "данные изъяты"". Несмотря на то, что заявление было зарегистрировано и ФИО1 был поставлен на учет как относящийся к льготной категории нуждающихся в санаторно-курортном лечении, требуемой путевкой в пределах календарного года ребенок не был обеспечен.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов малолетнего ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что законный представитель ребенка Свечникова И.С. своевременно обратилась к ответчику с соответствующим заявлением и медицинскими документами о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, и истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения ежегодной путевкой на санаторно-курортное лечение из-за недостаточности целевого бюджетного финансирования ответчика, так как, установив на федеральном уровне социальные гарантии, направленные на обеспечение инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация тем самым взяла на себя обязательства по возмещению расходов по приобретению путевок через Фонд социального страхования Российской Федерации и его региональные отделения.
При таком положении суд обязал ответчика предоставить ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год, посчитав, что недостаточность целевого бюджетного финансирования ответчика не является основанием для предоставления путевки исключительно в порядке очередности в зависимости от даты обращения с соответствующим заявлением.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может, как основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих правоотношения, связанные с порядком предоставления льготным категориям граждан социальных услуг.
Так, правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N178-ФЗ).
Согласно подп. 1.1 п.1 ст.6.2 и п.2 ст.6.3 Федерального закона N178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст.6.1 данного Федерального закона (в том числе инвалидам), набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления санаторно-курортного лечения гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - Порядок).
Согласно п. п. 3.1 и 3.3 Порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Указанным Порядком также предусмотрено, что граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки формы N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 N 256, приложив которую к заявлению о предоставлении санаторно-курортной путевки, обращаются в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ по месту жительства до 1 декабря текущего года. Исполнительные органы Фонда социального страхования РФ не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. п. 3.6 - 3.9).
Территориальные органы Фонда выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
Пунктом 19 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. К таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо предоставление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 N 686-О, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный год, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, не исключается, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч.2 ст.6.3 указанного Федерального закона о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Разрешая спор, суд неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона N178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о нарушении прав ФИО1 на предоставление ему государственной социальной услуги.
Как следует из материалов дела, ФИО1 поставлен на учет по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению его законного представителя от 04.09.2014, отказа ему в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение не было, право на получение путевки у ФИО1 не утрачено и может быть реализовано в установленном порядке в последующих годах, с соблюдением очередности.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о незаконности решения суда о возложении обязанности на отделение Фонда предоставить ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием судебной коллегией по делу нового решения об отказе в иске заместителю прокурора гор. Новодвинска в защиту прав, свобод и законных интересов малолетнего ФИО1 к отделению Фонда об обязании предоставить ему ежегодную путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год без учета последовательности, определяемой датой регистрации заявления.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 мая 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым:
" В иске заместителю прокурора города Новодвинска в защиту прав, свобод и законных интересов малолетнего ФИО1 к Государственному учреждению Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение предоставить ребенку-инвалиду ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год по заявлению от 4 сентября 2012 года за счет средств федерального бюджета - отказать".
Председательствующий:
С.Г.Нибаракова
Судьи:
Г.В.Гулева
Д.А.Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.