Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Ребровой И.В. и Хухры Н.В.,
при секретаре - Кораблёвой Е.С.,
с участием истца Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 ноября 2015 года по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Д. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 03 сентября 2015 года,
У с т а н о в и л а :
Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) (далее по тексту - Управление, ответчик) о включении в специальный стаж периодов работы и досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указано, что " ... " истица подала в Управление заявление со всеми необходимыми документами для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, которой она занимается более 25 лет. Протоколом-решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления " ... " от " ... " ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, при этом из льготного стажа исключены периоды работы " ... ", " ... ": с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", поскольку в разделе "Наименование учреждений" Списка не предусмотрены акционерные общества, структурные подразделения ОАО " ... " и ООО " ... ", в которых работала Д., не предусмотрены п.6 Правил. Отказ в назначении пенсии истица считает незаконным, нарушающим ее право на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение, которым в удовлетворении исковых требований Д. отказано.
В апелляционной жалобе Д. с данным решением суда не согласна, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, полагая, что оно не основано на законе и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В суд апелляционной инстанции представитель Управления, извещенный надлежащим образом, не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы гражданского дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", регулирующий порядок назначения и выплаты пенсий.
В силу ч.3 ст. 36 указанного Закона, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001г. N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Учитывая, что правоотношения по назначению пенсии Д. возникли в " ... " году, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что при разрешении данного спора подлежат применению положения Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.
Согласно п.2 ст. 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации
Таким образом, условием назначения трудовой пенсии досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения является наличие специального трудового стажа не менее 30 лет в городах в сельской местности и в поселках городского типа, а в сельской местности и поселках городского типа - не менее 25 лет, в который включается лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение такой пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п.6 Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Как видно из материалов дела, истица Д. претендует на включение в специальный стаж периода работы с " ... " по " ... " в должности " ... ".
Согласно Списку " ... " от " ... " право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения дает не любая такая деятельность, а если она осуществлялась в соответствующих должностях и учреждениях.
Названным Списком в разделе "Наименование должностей" предусмотрен средний медицинский персонал, включая медицинских сестер, работающих в учреждениях здравоохранения, поименованных в пунктах 1-30 раздела "Наименование учреждений", а также в учреждениях социального обслуживания, перечисленных в п.31 раздела "Наименование учреждений".
Вместе с тем разделом "Наименование учреждений" Списка не предусмотрены такие учреждения как физкультурно-оздоровительный комплекс спортивный центр, детский спортивный-оздоровительный лагерь спортивного центра.
Аналогичное положение содержал и ранее действовавший Список должностей, работа в которых засчитывается выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 (в редакции постановления от 22 сентября 1993 г. N 953).
Как следует из указанного Списка
право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности
Таким образом, исходя из вышеприведенных правовых норм, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пользуется средний медицинский персонал учреждений здравоохранения в период до 1 ноября 1999 года независимо от наименования занимаемой должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а начиная с 1 ноября 1999 года - только по конкретным должностям и учреждениям, указанным в соответствующем Списке.
Перечень лечебно-профилактических учреждений содержится в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 года N 395 (в редакции приказов Минздрава РФ от 28.02.2000 г. N73, от 04.06.2001 г. N 180).
В содержащемся перечне лечебно-профилактических учреждений здравоохранения указанной Номенклатуры не поименованы такие учреждения как физкультурно-оздоровительный комплекс спортивный центр, детский спортивный-оздоровительный лагерь спортивного центра.
Действующая в настоящее время Номенклатура медицинских учреждений, утвержденная приказом Минздрава РФ от 06.08.2013 года N 529н, тоже не относит названные учреждения ни к одному из видов учреждений здравоохранения.
Согласно положения N " ... " и положения N " ... " " ... " являются структурными подразделениями открытого акционерного общества " ... ".
Однако указанные структурные подразделения не перечислены в п.6 вышеуказанных Правил.
Таким образом, работа Д. в спорный период протекала в организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что работа истицы в указанный период не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Также Д. претендует на включение в специальный стаж периода работы в должности " ... " в ООО " ... " с " ... " по " ... ".
Между тем, общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие на основании лицензии медицинскую деятельность, в Списке N 781 от 29.10.2002 года также не поименованы.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Как видно из Устава ООО " ... " основной целью Общества является получение прибыли.
Таким образом, ООО " ... " является коммерческой организацией и, следовательно, по своей организационно-правовой форме учреждением не является.
Правительство Российской Федерации, реализуя возложенные на него полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, связало такую деятельность только с учреждениями здравоохранения.
Принятие соответствующего нормативного акта, устанавливающего правовое регулирование спорного вопроса, является правом законодателя и не нарушает ни нормы Конституции РФ, ни права истицы, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ в этой части, выраженной им при принятии решений по конкретным делам.
Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года N 11-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение подпункта 10 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время подпункта 20 пункта 1 статьи 27) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимающимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.
Таким образом, в указанном Постановлении речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
В определениях Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 г N 84-О, от 29.01.2009 года N 67-О-О, от 23.06.2009 года N 906-О-О, от 22.04.2010 года N 520-О-О также указано, что устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений. Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) или ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).
Исходя из вышеизложенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, суд обоснованно пришел к выводу, что поскольку в спорный период истица работала в ООО " " ... "", не являющимся учреждением (некоммерческой организацией), правовых оснований для включения данного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по нормам пп.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не имеется, а поэтому обоснованно в удовлетворении указанных исковых требований Д. также отказал.
Судебная коллегия данное решение суда находит законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежащим.
Действующим правовым регулированием предусмотрено установление тождественности должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, лишь в случае изменения организационно-правовой формы учреждения, так как работник, заключая трудовой договор, рассчитывает на получение в дальнейшем права на досрочную пенсию, которого он не должен лишаться из-за реорганизации учреждения.
В данном случае, как правильно отмечено судом, Д. поступала на работу в вышеназванную коммерческую организацию, работники которой права на выслугу лет не обладали, и не могла рассчитывать на изменение условий труда в дальнейшем.
Таким образом, при поступлении на работу в ООО " " ... "" истице должно было быть известно, что ее работа в названном Центре не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия решение суда находит законным, обоснованным и отмене не подлежащим.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения спора, они являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведенным в решении, признаны несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 03 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: И.В. Реброва
Н.В. Хухра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.