судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.
судей Петрушенко Ф.П., Марчукова А.В.
при секретаре Обуховой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аршиновой Е. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе представителя Аршиновой Е. А. - Алещенко С. В.,
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 сентября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Аршиновой Е. А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Центральном районе г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии, удовлетворить частично.
Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении Аршиновой Е. А. досрочной трудовой пенсии в части отказа в зачете в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периода нахождения в учебном отпуске с 02 января 1990 года по 06 февраля 1990 года, незаконным.
Возложить на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Волгограда обязанность включить в специальный стаж Аршиновой Е. А., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность период нахождения в учебном отпуске с 02 января 1990 года по 06 февраля 1990 года - 1 месяц 05 дней.
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении Аршиновой Е. А. досрочной трудовой пенсии в части отказа в зачете в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периодов с 02 декабря 1987 года по 01 августа 1988 года в должности концертмейстера Городского Дворца пионеров и школьников г. " ... " (Молдова); с 02 августа 1988 года по 27 октября 1989 года в должности концертмейстера Республиканского Дворца пионеров и школьников; с 01 января 2001 года по 17 ноября 2009 года, с 18 ноября 2009 года по 24 июня 2014 года в должности преподавателя по классу фортепиано Детской музыкальной школы N " ... " г. " ... "; и обязании включить в специальный стаж данные периоды - отказать.
В удовлетворении исковых требований о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием необходимого специального стажа работы при осуществлении педагогической деятельности, об обязании Управление пенсионного фонда (Государственное учреждение) в Центральном районе г. Волгограда назначить Аршиновой Е. А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на досрочную трудовую пенсию по старости - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аршинова Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе г. Волгограда (далее по тексту - УПФ РФ в Центральном районе г. Волгограда) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что решением УПФ РФ в Центральном районе г. Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия 25 летнего стажа педагогической деятельности, требуемого для определения права на пенсию.
Считая действия ответчика незаконными, просила суд признать незаконным решение УПФ РФ в Центральном районе г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " в части отказа в зачете в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периода нахождения в учебном отпуске с 02 января 1990 года по 06 февраля 1990 года, периодов работы с 02 декабря 1987 года по 01 августа 1988 года в должности концертмейстера Городского Дворца пионеров и школьников г. " ... " (Молдова); с 02 августа 1988 года по 27 октября 1989 года в должности концертмейстера Республиканского Дворца пионеров и школьников; с 01 января 2001 года по 17 ноября 2009 года, с 18 ноября 2009 года по 24 июня 2014 года в должности преподавателя по классу фортепиано Детской музыкальной школы N " ... " г. " ... ", обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Аршиновой Е.А. - Алещенко С.В. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, просит его в указанной части отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки ответчик не сообщил, истец Аршинова Е.А. направила ходатайство об отложении судебного разбирательства по причине ее болезни, которое судебной коллегией отклонено.
В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Согласно ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Учитывая вышеуказанные положения, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. ч. 1, 2 ст. 19), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года N 11-П).
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсии по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
В силу п. 2 ст. 27 указанного Федерального Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Аршинова Е.А. обратилась с заявлением в УПФ РФ в Центральном районе г. Волгограда о досрочном назначении пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Решением ответчика N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа.
При этом, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены периоды работы: с 02 декабря 1987 года по 01 августа 1988 года в должности концертмейстера Городского Дворца пионеров и школьников г. " ... " (Молдова) и с 02 августа 1988 года по 27 октября 1989 года в должности концертмейстера Республиканского Дворца пионеров и школьников, по тем основаниям, что наименование должности не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность; с 01 января 2001 года по 17 ноября 2009 года, с 18 ноября 2009 года по 24 июня 2014 года в должности преподавателя по классу фортепиано Детской музыкальной школы N " ... " г. " ... ", в связи с тем, что в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код особых условий, а также что на 01 января 2001 года ее стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, составил менее 16 лет 8 месяцев.
Обращаясь в суд с требованиями о включении в специальный стаж периодов работы с 02 декабря 1987 года по 01 августа 1998 года, с 02 августа 1998 года по 27 октября 1988 года в должности концертмейстера, истица указала на то, что концертмейстер являлся педагогическим работником, поскольку льготы, установленные лицам, имеющим право на назначение досрочной трудовое пенсии по старости, связаны с особым характером работы, а не с наименованием должности. Занимаемая должность в спорные периоды была связана с осуществлением педагогической деятельности,
Согласно п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которое действовало в спорные периоды, было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, согласно которому учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются также педагогическая и исследовательская работа в высших учебных заведениях, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (пп. "е" части 1 и ч. 4).
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения настоящего спора является установление не только соответствия занимаемой Аршиновой Е.А. в спорные периоды работы должности, которая должна соответствовать Спискам должностей и организаций, работа в которых дает право на досрочное назначение в связи о осуществлением педагогической деятельности, но и осуществление работником именно педагогической деятельности, связанной с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности.
Таких обстоятельств из материалов дела судебная коллегия не усматривает.
Должность концертмейстера ни действующим, ни ранее действовавшим законодательством, не была предусмотрена Списками должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением преподавательской деятельности.
В Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 года (действовавшем на время работы Аршиновой Е.А. в должности концертмейстера) были предусмотрены должности концертмейстера, педагога-организатора, руководителя кружка (коллектива).
Таким образом, поскольку занимаемая истицей должность является самостоятельной должностью, отличной от должности преподавателя, относится к учебно-вспомогательной и не связана с осуществлением работником именно педагогической деятельности, сопряженной с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж спорных периодов работы с 02 декабря 1987 года по 01 августа 1988 года и с 02 августа 1988 года по 27 октября 1989 года в должности концертмейстера.
Разрешая заявленные требования в части включения в специальный стад периодов работы с 01 января 2001 года по 17 ноября 2009 года, с 18 ноября 2009 года по 24 июня 2014 года в должности преподавателя по классу фортепиано Детской музыкальной школы N " ... " г. " ... ", суд первой инстанции исходил из того, что на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истицы составляет менее 16 лет 8 месяцев, в связи с чем, у истца отсутствует право на зачет в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы в должности преподавателя по классу фортепиано, поскольку не выполняются условия пункта 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их законными и обоснованными по следующим основаниям.
Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием Постановления Правительства РФ от 01 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 01 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей.
В силу п. 12 Правил работа в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды начиная с 01 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 мес.; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в п. 2 раз. "Наименование должностей" и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших Постановлений Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 01 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 01 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Принимая во внимание приведенные нормы права, работа Аршиновой Е.А. в должности преподавателя по классу фортепиано может быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только в том случае, если на ДД.ММ.ГГГГ гола она имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списках, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Вместе с тем, стороной истца таких доказательств в материалы дела не представлено. Таким образом, специальный стаж истицы составляет менее 25 лет, следовательно, право на досрочное назначение пенсии у нее отсутствует.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановилзаконное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы сводятся к ошибочному толкованию норм материального закона, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В остальной части решение суда не обжалуется, в связи с чем, судебной коллегией не проверяется. Оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, предусмотренных ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 27 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Аршиновой Е. А. - Алещенко С. В. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья Волгоградского областного суда Ф.П. Петрушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.