Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.,
судей областного суда Маклашова В.И., Горбачевской Ю.В.,
при секретаре Милица Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 7 декабря 2015 года по докладу судьи Горбачевской Ю.В. дело по апелляционной жалобе М.С.Н. на решение Советского районного суда г. Брянска от 23 июля 2015 года по делу по иску М.С.Н. к Советской районной администрации г. Брянска о постановке на жилищный учет, включении в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛА:
М.С.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с ****1991 г. (дата рождения) по 13.08.2008 г., и с 19.06.2012 г. по 04.05.2014 г. проживал в пгт. Красная Гора Брянской области, территория которого относится к зоне проживания с правом на отселение. Он обратился в Советскую районную администрацию г. Брянска с заявлением о постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для включения его в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, и получения жилищного сертификата. Распоряжением Советской районной администрации г.Брянска от 05.11.2014 г. N **** ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим его права, М.С.Н. просил суд обязать Советскую районную администрацию г.Брянска поставить его на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; включить в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В судебном заседании представитель истца М.В.М. заявленные требования поддержал.
Представитель Советской районной администрации г. Брянска М.Д.Н. иск не признал, суду пояснил, что 22.02.2012 г. истец подарил принадлежащую ему 1\2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: *****, намеренно ухудшил жилищные условия. Согласно ст. 53 ЖК РФ такие граждане принимаются на жилищный учет не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий.
Дело рассмотрено в отсутствие истца М.С.Н., представителя Департамента строительства и архитектуры Брянской области.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 23 июля 2015 года в удовлетворении исковых требований М.С.Н. отказано.
В апелляционной жалобе М.С.Н. просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права. Ссылается на то, что он не переселялся в зону проживания с правом на отселение, а родился 29.06.1991 г. в указанной зоне и проживал там до 04.05.2014 г. Повторного переселения также не было, так как выезжал временно на период обучения.
Возражения на доводы жалобы принесены представителем Советской районной администрации г. Брянска по доверенности М.Д.Н.
Заслушав доклад по делу судьи Горбачевской Ю.В., выслушав объяснения представителя истца по доверенности М.В.М., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что М.С.Н. проживал в пгт. Красная Гора Брянской области с ****1991 г. ( со дня рождения) по 13.08.2008 г. и с 19.06.2012 г. по 04.05.2014 г., что подтверждается удостоверением сер. АК N **** от 15.09.2014 г.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 территория пгт. Красная Гора Брянской области отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
В период с 03.09.2008 г. по 15.06.2012 г. истец проживал в г. Новозыбкове Брянской области, территория которого относится к зоне отселения.
В настоящее время М.С.Н. выехал в чистую зону, проживает по адресу: ***, по договору найма, является лицом, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение.
Распоряжением Советской районной администрации г. Брянска от 05.11.2014 г. N **** М.С.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований М.С.Н., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не приобрел право на меры социальной поддержки, поскольку он переселился в радиационно загрязненную зону после 30 июня 1986 года; меры социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий ему могут быть предоставлены при условии получения им права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2006 г. N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пп. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В силу ст. 22 и п. 7 ст. 17 названного Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона Российской Федерации, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.
В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244 указанные граждане приобретают право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходя из срока проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.
Исходя из указанных норм закона предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 настоящего Закона.
Из материалов дела следует, что М.С.Н. родился ****1991 г.р., то есть после 30 июня 1986 года, на территории, которая относится к зоне проживания с правом на отселение ( пгт. Красная Гора).
Таким образом, меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона, ему должны предоставляться в соответствии с п. 2 ст. 22 Закона, при условии получения им права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. На момент обращения в администрацию и в суд М.С.Н. не приобрел права выхода на пенсию, а, следовательно, право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Ввиду отсутствия в настоящее время у М.С.Н. права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, распоряжение Советской районной администрации г. Брянска от 05.11.2014 г. N ****, которым М.С.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, судом первой инстанции правильно признано законным и обоснованным.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственно го обеспечения, содействия занятости и поулчения образования, с тем, чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми.
При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиационного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане ( определение от 6 ноября 2014 г. N 2636-О и N 2671-О).
Доводы апелляционной жалобы М.С.Н. о том, что он не переселялся в зону проживания с правом на отселение, а родился ****1991 г. в указанной зоне, не могут быть приняты во внимание. Как гражданин, родившийся на территории зоны проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 года, он приравниваются по объему прав к лицам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, поскольку и те и другие находятся в одинаковых условиях, на основании которых закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты, то есть характер и степень вреда, причиненного их здоровью, одинаков.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда. Разрешая дело, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал оценку доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и принял решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 23 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. БАННЫЙ
Судьи областного суда В.И. МАКЛАШОВ
Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.