Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.,
судей областного суда Маклашова В.И., Горбачевской Ю.В.,
при секретаре Милица Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 8 декабря 2015 года по докладу судьи Горбачевской Ю.В. дело по апелляционной жалобе представителя истца С. на решение Советского районного суда г. Брянска от 10 сентября 2015 года по делу по иску С.М.В. к Советской районной администрации г. Брянска, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области об оспаривании снятия с жилищного учета, восстановлении в списке на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛА:
С.М.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она проживала в **** с момента рождения ***1989 г. до августа 2006 года. Территория данного населенного пункта с 26.04.1986 г. по 31.01.1998 г. относилась к зоне проживания с правом на отселение, с 01.02.1998 г. - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с непригодностью для постоянного проживания жилого дома в с. ****, она переехала в ***** (зона отселения), где проживала с 21.08.2006 г. по 17.06.2014 г..
В июне 2014 года она добровольно выехала на постоянное место жительства в г. Брянск, снимает комнату в квартире по адресу:***** Департаментом строительства и архитектуры Брянской области ей выдано удостоверение лица, проживавшего в зоне проживания с правом на отселение и удостоверение лица, выехавшего добровольно из зоны отселения.
С 29.07.2014 г. она была принята на жилищный учет в Советской районной администрации г. Брянска составом семьи один человек. Решением жилищной комиссии Советской районной администрации г, Брянска от 16.12.2015 г. (протокол N **) она снята с жилищного учета со ссылкой на то, что в силу ст. 13 ФЗ от 15.05.1991 N 1244-1 меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем граждан, проживавших в зоне с правом на отселение, не предоставляются.
С учетом уточненных исковых требований истица просила суд признать за ней право постановки на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Советскую районную администрацию г. Брянска восстановить ее на жилищном учете как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области восстановить ее в сводном списке участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В судебном заседании представитель истицы С.А.М. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области К. исковые требования не признала, суду пояснила, что истица не включалась районной администрацией в сводный список граждан- участников подпрограммы.
Дело рассмотрено в отсутствие истца С.М.В., представителя ответчика Советской районной администрации г. Брянска.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 10 сентября 2015 года исковые требования С.М.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истицы С. просит решение суда отменить, полагая, что судом неправильно применен материальный закон, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены неверно, так как истица не переселялась в добровольном порядке в зону проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 г., а проживала в с. ***** с момента своего рождения ( ***.1989 г.) и данный факт исключает какие-либо злоупотребления с ее стороны.
Заслушав доклад по делу судьи Горбачевской Ю.В., выслушав объяснения представителя истицы по доверенности С., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О
некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным законодательством" федеральной целевой
программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены "Правила выпуска и
реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации
подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы".
В соответствие с пп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации
государственных жилищных сертификатов в рамках реализации
подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане РФ, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п. 6).
Гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные п.п. 3-12 ч. 1 ст. 14 и п. 2 и 3 ч. 1 ст.15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные п.п. 4, 5, 7, 9, 11 и 12 ч. 1 ст. 14, п. 2 ч.1 и п. 2 ч. 3 ст. 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз (п. 7 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Истица является лицом, выехавшим добровольно из зоны отселения, поэтому она относится к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в частности ей гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные п. 7 ст. 17 Закона.
Согласно ст. 22 названного Федерального закона гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Как следует из материалов дела, С.М.В. родилась ****1989 г.р., то есть после 30 июня 1986 года, на территории, которая относилась к зоне проживания с правом на отселение ( *****). Истица выехала из этой зоны добровольно в 2006 году в зону отселения ( *****), откуда также выехала добровольно в чистую зону в 2014 году.
Таким образом, истица, будучи рожденной на территории зоны проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 года ( дата, с которой закон связывает возникновение прав на получение мер социальной поддержки), а также добровольно переселившись после указанной даты в зону отселения, приравнивается по объему прав к лицам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение.
В связи с изложенным, в силу требований ст. 22 названного Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные п. 7 статьи 17 настоящего Закона, могут быть ей предоставлены при условии получения права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
На момент обращения в Департамент строительства и в суд право выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в указанных зонах, истица не приобрела. При таких обстоятельствах у нее не возникло право на улучшение жилищных условий на основании Федерального Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственно го обеспечения, содействия занятости и получения образования, с тем, чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми.
При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиационного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане ( определение от 6 ноября 2014 г. N 2636-О и N 2671-О).
Доводы апелляционной жалобы о том, что истица не переселялась в зону проживания с правом на отселение, а родилась ****1989 г. в указанной зоне, не могут быть приняты во внимание. Как гражданин, родившийся на территории зоны проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 года, она приравнивается по объему прав к лицам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, поскольку и те и другие находятся в одинаковых условиях, на основании которых закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты, то есть характер и степень вреда, причиненного их здоровью, одинаков
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда. Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал оценку доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ и принял решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. БАННЫЙ
Судьи областного суда В.И. МАКЛАШОВ
Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.