судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Ефимовой В.А.,
судей: Дудкиной Т.Н., Клочко В.П.
при секретаре: Нудьга Р.Д.
при участии:
представителя административного истца ФИО1,
представителя
административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Якимовой В.С. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании незаконным решения об отказе внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, с апелляционной жалобой Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 10 августа 2015 года, которым исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Якимова В.С. 03.07.2015 года обратилась в суд в порядке статьи 254 ГПК РФ, оспаривая решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя N от 30.04.2015 года о приостановлении осуществления кадастрового учета, а также решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя N от 01.06.2015 года об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости, просила обязать административного ответчика поставить на кадастровый учет земельный участок площадью 213 кв.м., расположенный по адресу: "адрес".
Требования заявителя обоснованы тем, что обжалуемые решения органа кадастрового учета приняты по причине отсутствия ответов на запросы, направленных в орган исполнительной власти для истребования сведений о ранее учтенном земельном участке, что, по мнению истца, не является законным основанием для отказа во внесении сведений и нарушает ее права и законные интересы.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 10 августа 2015 года требования Якимовой В.С. удовлетворены частично.
Признано незаконными решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя N от 30.04.2015 года о приостановлении осуществления кадастрового учета, а также решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя N от 01.06.2015 года об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости.
В удовлетворении остальной части требований - отказано.
Взыскано с Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в пользу Якимовой В.С. государственную пошлину в размере 300,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя подал апелляционную жалобу, просит решение Ленинского районного суда города Севастополя от 10 августа 2015 года отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель административного ответчика апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Представитель административного истца в удовлетворении жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя частично требования Якимовой В.С., суд первой инстанции исходил из их обоснованности и законности, ответчик правомерность своего решения не доказал.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, и проверяя его на соответствие требованиям части 1 статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Апелляционным рассмотрением установлено, что представителем истца и от имени истца 28.03.2015 года в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя подано заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке "адрес". К заявлению было приобщено распоряжение Нахимовской районной государственной администрации г.Севастополя N от 27.03.1997 г. о передаче земельного участка в собственность истцу по делу.
30.04.2015 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета N в целях получения информации о ранее учтенном объекте недвижимости, расположенном по адресу: "адрес", направлен запрос в орган исполнительной власти (л.д. 5).
01.06.2015 года Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя было принято решение N об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости на основании части 3 статьи 8 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", поскольку обстоятельства, препятствующие государственной регистрации, не были устранены (л.д. 6).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре) (ч.1 ст.1).
Установлено, что Якимова В.С. обратилась к ответчику с заявлением о внесении в государственный кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Частью 3 Закона о кадастре определено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Часть 7 этого же Закона гласит, что в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является, в частности, иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (абз.5 п.2 ст.25.2.).
Согласно пункту 21 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:
- свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
- государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
- свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
- документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
- выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
- иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Судебной коллегией достоверно установлено, что земельный участок "адрес" площадью 0,0213 га. распоряжением Нахимовской районной государственной администрации г.Севастополя N от 27.03.1997 г. передан в частную собственность Якимовой В.С. как ранее предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, фактически использовался до дня вступления в силу Закона о кадастре, характеристики участка (площадь, адрес) позволяют определить этот участок в качестве индивидуально-определенной вещи.
Таким образом, исходя из указанных законоположений, распоряжение Нахимовской районной государственной администрации г.Севастополя N от 27.03.1997 г. о передаче земельного участка в собственность истцу по делу относится к тем документам, которые являются основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений как о ранее учтенном объекте недвижимости.
Согласно ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" установлено, что до 01 января 2017 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 3 статьи 8 закона города Севастополя от 25.07.2014 N46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" определено, что при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает включение сведений и документов о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 45 Закона о кадастре, в срок не более тридцати календарных дней со дня получения органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, соответствующих документов на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости, и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству.
В случае, если перечисленные документы не выявлены в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости приостанавливается на срок не более месяца, при этом заявителю предлагается представить указанные в его заявлении документы. В случае непредставления заявителем указанных им в заявлении документов, органом государственной власти города Севастополя уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, принимается решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Судебной коллегией достоверно установлено, что 28.03.2015 года истец, подавая заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке "адрес" предъявила подлинник распоряжения Нахимовской районной государственной администрации г.Севастополя N от 27.03.1997 г. о передаче земельного участка в собственность истцу по делу, о чем сделана соответствующая отметка на копии этого распоряжения, сделанной ответчиком. Таким образом, оснований для принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости у административного ответчика не было, о чем верно указал в своем решении суд первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, и не дают оснований для отмены судебного акта, принятого с соблюдение норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 10 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.