Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Зайнудиновой Ш.М. и Абдуллаева М.К.,
при секретаре судебного заседания Гудаеве Р.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы МО "сельсовет Нововикринский" Магомедова Н.Р. на решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 10 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Каякентского района удовлетворить.
Признать недействительными решения общего собрания участников общей долевой собственности от 07 июня 2015 года, а также протокол общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N от 07 июня 2015 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения Главы МО "сельсовет Нововикринский"- Магомедова Н.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя СПК "Нововикринский"- Шихкаибова М.А., мнение прокурора прокуратуры РД Гаджимагомедова М.Г., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Каякентского района РД в защиту интересов МО "сельсовет Нововикринский" и неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации МО "сельсовет Нововикринский", председательствующему на общем собрании участников долевой собственности Чупанову Ч.З. о признании недействительным решения собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N от 07 июня 2015 года.
В обоснование исковых требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что 7 июня 2015 года по инициативе администрации МО "сельсовет Нововикринский" проведено общее собрание участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:08:000054:6, на котором приняты следующие решения: - об избрании председателя и секретаря собрания; -об утверждении счетной комиссии; - об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размера их доли в праве общей долевой собственности на образуемые земельные участки; об утверждении комиссии для уточнения количества участников долевой собственности и для определения индивидуального размера земельной доли.
Проведение собрания частников долевой собственности осуществлено с нарушением требований действующего законодательства.
Прежде всего не соответствует повестка дня в протоколе общего собрания участников долевой собственности от 07 июня 2015 года повестке дня, указанной в извещении о проведении общего собрания участников долевой собственности, опубликованной в газете "Дагестанская правда".
В нарушение требований п.3 статьи 14 Федерального закона от 22.07.2002 N101-ФЗ на собрании приняты решения по вопросам, не включенным в повестку дня и не заявленным в публикации, а именно: -об утверждении комиссии для уточнения количества участников долевой собственности и для определения индивидуального размера земельной доли для каждого; - об утверждении счетной комиссии. Включенный в повестку четвертый вопрос остался собранием нерассмотренным, т.е. заявленная в публикации повестка дня произвольно изменена организаторами собрания, что недопустимо.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регламентировано проведение общего собрания участников долевой собственности, т.е. граждан, фактически имеющих право собственности на долю земельного участка или чьи земельные доли определены и они находятся в общей долевой собственности в целях принятия решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 22.07.2002 N101-ФЗ.
В соответствии с пунктами 7 и 8 ст.14.1 ФЗ от 22.07.2002 N101-ФЗ только лица, представившее документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц, могут принять участие в голосовании.
Согласно ст.2 ФЗ от 21 июля 1997 г, Х°122-Ф3 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно ст. 18 названного закона свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ, а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Свидетельства о праве собственности на земельные доли выдавались по форме, утвержденной в соответствии с Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. N1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству и подлежали регистрации в регистрационной(поземельной ) книге, без чего они являлись недействительными.(п.З Указа N1767).
Выдача указанных свидетельств осуществлялась до конца 1996г. Согласно Указу Президента РФ от 07.03.1996 г. N337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" и после этой даты прекратилась.
В отсутствие указанных свидетельств о праве собственности на земельные доли и (или) документов, подтверждающих факт наделения землей, физические и юридические липа не могут считаться собственниками земельных долей, что согласуется с многочисленной судебной практикой.
Вместе с тем участники состоявшегося 07 июня 2015 г. собрания, собственниками земельных долей не являются. По данным проверки ни один из них на сегодняшний день не имеет документы, удостоверяющие право собственности на земельные доли, в силу чего они не имели юридического права принимать участие при голосовании на собрании от 07 июня 2015 года и принимать какие-либо решения относительно оспариваемого вопроса,
Доказательством того, что земельные доли не определялись, служит протокол общего собрания работников ПК "Нововикринский" от 29 марта 1999 года, на котором 436 человек из 457 присутствующих проголосовали против реорганизации предприятия и выделения земельных и имущественных паев.
Не соответствует оспариваемый протокол требованиям и п.4 ст. 181.2 ГК РФ в части отсутствия в нем сведений о лицах, принявших участие в собрании.
Не соблюдены при организации и проведении общего собрания участников долевой собственности и требования п.2 ст.14.1 ФЗ от 22.07.2002г. N101-ФЗ в части не размещения сообщения о проведении общего собрания участников долевой собственности на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии), не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания, а также п.3 ст.14.1 ФЗ от 22.07.2002 N101-ФЗ в части отсутствия в письмах-уведомлениях о проведении общего собрания сведений о повестке дня общего собрания и адреса места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и срока такого ознакомления.
Отсутствие полной и достоверной информации, опубликованной в сети "Интернет", нарушает права и интересы участников долевой собственности и иных заинтересованных лиц, выразившиеся в неполучении или получении в неполном объеме информации о предполагаемом собрании и решаемых в нем вопросах.
Кроме того, согласно п.22 раздела 3 положения о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N708, виноградарские совхозы и другие специализированные предприятия подлежали реорганизации с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства, что исключало возможность выделения паев в натуре.
Согласно приложению N2 к Постановлению Правительства РД от 20 февраля 1992 г. N55 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" ПК "Нововикринский" включен в перечень колхозов и совхозов, не подпадающих под действие настоящего постановления.
Согласно уставу СПК "Нововикринский" земля, используемая кооперативом, не может быть отчуждена члену кооператива в натуре. При выходе члена из кооператива по решению общего собрания может быть принято решение о компенсации в денежном выражении ему(п. 16.1 и 16.2 Устава).
Земельный участок с кадастровым номером N находится в постоянном (бессрочном) пользовании СПК "Нововикринский", что подтверждается свидетельством N8 от 2 июня 1992 года, выданным Каякентским районным Советом народных депутатов, и в то время в собственности МО "Сельсовет Нововикринский".
В соответствии со ст.3 ФЗ от 25.10.2001 N137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной и муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан и юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.
Пунктом 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении перераспределении или выделе образуются земельные участки. СПК "Нововикринский" своего согласия на образование земельных участков в целях определения земельных долей не давал.
В связи с вступлением в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2020 года N912 признаны утратившими силу решения Правительства РФ по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения, устанавливающие ранее механизм получения работниками колхозов и совхозов имущественных паев и земельных долей.
Из анализа приведенных правовых норм и действующего ныне законодательства следует, что определение земельных долей в настоящее время не предусмотрено.
При изложенных обстоятельства решение собрания участников долевой собственности от 07 июня 2015 г., инициированного администрацией МО "сельсовет Нововикринский" следует признать недействительным,
Согласно ст.181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Согласно ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: -допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющие на волеизъявление участников собрания; - у лица выступавшего от имени участников собрания, отсутствовали полномочия; -допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; -допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола.
Согласно ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: - принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; -принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе "признания недействительным решения собрания".
В связи с тем, что действие оспариваемого решения общего собрания участников долевой собственности с. Нововикри от 07.06.2015 г. направлено на неправомерное распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании СПК "Нововикринский" и на который также оформлено право собственности МО "сельсовет" Нововикринский", настоящее исковое заявление предъявлено в защиту интересов МО "сельсовет Нововикринский" и неопределенного круга лиц (работников СПК "Нововикринский" и жителей с. Нововикри), права и интересы которых могут быть нарушены неправомерной приватизацией земель сельскохозяйственного назначения.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Главы МО "сельсовет Нововикринский" Магомедова Н.Р. ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм процессуального и материального права.
В обоснование жалобы указывает о том, что суд принял и рассмотрел исковое заявление неуполномоченного на это лица.
Проведенное общее собрание участников долевой собственности от 07.06.2015 года не затрагивает интересов МО "сельсовет Нововикринский", соответственно у прокурора не имелись основания для обращения в суд с иском в интересах МО "сельсовет Нововикринский".
В возражениях ст. пом. прокурора Каякентского района РД Нуралиев А.М. и представитель СПК "Нововикринский"- Шихкаибов М.А просят решение суда оставить без изменения.
Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, Чупанов Ч.З. в суд апелляционной инстанции не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.6 ст.27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу ст.14 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон) владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Порядок проведения общего собрания участников общей долевой собственности определен в ст.14.1 Закона.
В соответствии с п.1 ст.14.1 Закона общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в п.3 ст.14 настоящего Федерального закона.
Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии), не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме (п.2 ст.14.1 Закона).
Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что по результатам проведенной прокуратурой Каякентского района Республики Дагестан проверки обращения жителей с.Нововикри Каякентского района Республики Дагестан выявлены нарушения при проведении 7 июня 2015 года по инициативе администрации МО "сельсовет Нововикринский" общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельхозназначения с кадастровым номером N
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, в нарушение закона орган местного самоуправления не разместил заблаговременно в порядке, установленном законом, на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о проведении 7 июня 2015 года собрания участников долевой собственности.
Как следует из объяснений главы администрации, с 2013 года официальный сайт администрации МО "сельсовет Новикринский" в сети "Интернет" не функционирует, в связи с нехваткой специалистов по его обслуживанию. Поэтому он опубликовал извещение о проведении общего собрания за 40 дней до дня его проведения в газете "Дагестанская правда".
При таких обстоятельства судебная коллегия считает, что требования п.2 ст.14.1 Закона органом местного самоуправления соблюдены не были, в связи с чем общее собрание участников долевой собственности от 7 июня 2015 года, а также принятое на собрании решение, оформленное протоколом от 7 июня 2015 года, не может быть признано соответствующим закону.
Кроме того, вопреки требованиям п.7 ст.14.1 Закона реквизиты документов, удостоверяющих полномочия принимавших участие в собрании лиц, и лиц, принявших участие в голосовании, также документов, удостоверяющих их права на земельные доли, не указаны.
Судом установлено и не оспаривается ответчиками, земельные доли (паи) участникам оспариваемого общего собрания не определялись, на местности не выделялись, свидетельства на право собственности на землю не выдавались.
Доказательствами того, что земельные доли участникам общего собрания от 7 июня 2015 года не определялись, не выделялись и ни один из них не получил свидетельства о праве на земельные доли, являются не только отсутствие таких документов, а также объяснения всех участников судебного разбирательства, данные в судебном заседании, протокол общего собрания ПК "Нововикринский" от 29 марта 1999 года, на котором 436 человек из 457 присутствующих, проголосовали против реорганизации предприятия и выделения земельных и имущественных паев.
Глава администрации МО "сельсовет Нововикринский" Магомедов Н.Р., инициировавший проведение этого собрания, и председательствовавший на общем собрании 7 июня 2015 года Чупанов Ч.3. также не представили в суд соответствующие доказательства о том, что участвовавшие на общем собрании граждане являются собственниками земельных долей.
Имеются также нарушения, свидетельствующие о невозможности однозначного установить, был ли кворум общего собрания.
Так, из исследованного в судебном заседании извещения о проведении общего собрания участников долевой собственности на повестку дня общего собрания были включены 7 вопросов, в частности: избрание председателя, секретаря; о предложениях относительно проекта межевания земельных участков; об утверждении проекта межевания земельных участков; об утверждении перечня собственников земельных, участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков; об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков; о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать и.т.д; об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами.
Собрание, проведенное 7 июня 2015 года, приняло следующие решения: об избрании председателя и секретаря собрания; об утверждении счетной комиссии; об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размер их доли в праве общей долевой собственности на образуемые земельные участки; об утверждении комиссии для уточнения количества участников долевой собственности и для определения индивидуального размера земельной доли.
По указанным четырем вопросам и были приняты решения, указанные в протоколе общего собрания от 7 июня 2015 года.
Таким образом, остались не рассмотренными общим собранием 2, 3, 5 и 7 вопросы, указанные в извещении о проведении общего собрания участников долевой собственности. Заявленная в публикации повестка дня была изменена.
Допущенные нарушения требований закона, предъявляемые к процедуре проведения общего собрания, также являются основанием для признания решения такого собрания недействительным,
Таким образом, извещение участников долевой собственности надлежащим образом о проведении общего собрания предполагает, что содержание вопросов, подлежащих обсуждению, должно быть доведено до их сведения не позднее, чем за тридцать дней.
Изменение повестки в день проведения собрания фактически свидетельствует о ненадлежащем извещении участников общего собрания о повестке общего собрания и является нарушением прав и интересов тех участников общего собрания, кто не принимал участия в работе общего собрания.
Кроме того, согласно п.22 раздела 3 положения о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N708, виноградарские совхозы и другие специализированные предприятия подлежали реорганизации с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства, что исключало возможность выделения паев в натуре.
Согласно приложению N2 к Постановлению Правительства РД от 20 февраля 1992 г. N55 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" ПК "Нововикринский" включен в перечень колхозов и совхозов, не подпадающих под действие настоящего постановления.
Согласно уставу СПК "Нововикринский" земля, используемая кооперативом, не может быть отчуждена члену кооператива в натуре. При выходе члена из кооператива по решению общего собрания может быть принято решение о компенсации в денежном выражении ему(п. 16.1 и 16.2 Устава).
Земельный участок с кадастровым номером N находится в постоянном (бессрочном) пользовании СПК "Нововикринский", что подтверждается свидетельством N8 от 2 июня 1992 года, выданным Каякентским районным Советом народных депутатов, и в то время в собственности МО "Сельсовет Нововикринский".
В соответствии со ст.3 ФЗ от 25.10.2001 N137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной и муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан и юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.
Пунктом 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении перераспределении или выделе образуются земельные участки. СПК "Нововикринский" своего согласия на образование земельных участков в целях определения земельных долей не давал.
В связи с вступлением в силу Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2020 года N912 признаны утратившими силу решения Правительства РФ по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения, устанавливающие ранее механизм получения работниками колхозов и совхозов имущественных паев и земельных долей.
Из анализа приведенных правовых норм и действующего ныне законодательства следует, что определение земельных долей в настоящее время не предусмотрено.
Суд, проанализировав представленные сторонами доказательства, пришел к правильному выводу о том, что при проведении 7 июня 2015 года общего собрания участников долевой собственности были допущены существенные нарушения процедуры его организации и проведения, в связи с чем, принятые на нем решения нельзя признать соответствующими закону.
В связи с тем, что действие оспариваемого решения общего собрания участников долевой собственности с. Нововикри от 07.06.2015 г. направлено на неправомерное распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании СПК "Нововикринский" и на который также оформлено право собственности МО "сельсовет" Нововикринский", настоящее исковое заявление было обоснованно предъявлено прокурором в защиту интересов МО "сельсовет Нововикринский" и неопределенного круга лиц (работников СПК "Нововикринский" и жителей с. Нововикри), права и интересы которых могут быть нарушены неправомерной приватизацией земель сельскохозяйственного назначения.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что общее собрание участников долевой собственности от 07.06.2015 года не затрагивает интересов МО "сельсовет Нововикринский", и что у прокурора не имелись основания для обращения в суд с иском в интересах МО "сельсовет Нововикринский", судебная коллегия признает несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 10 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы МО "сельсовет Нововикринский" - Магомедова Н.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.