Судья федерального суда - Рукосуева И.П. Дело N7п - 429/15
РЕШЕНИЕ
12 ноября 2015 года г.Красноярск, пр.Мира, 17
Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу Комилова С.Н. на постановление судьи Советского районного суда г.Красноярска от 16 октября 2015 года, которым
КОМИЛОВ С.Н., "дата" года рождения, уроженец "данные изъяты",
за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Комилов С.Н. признан виновным в нарушении иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Согласно постановлению, 14 октября 2015 года в 11 час. 00 мин. выявлено, что гражданин "данные изъяты" Комилов С.Н. прибыл в Российскую Федерацию 12 декабря 2013 года, состоял на миграционном учете по 11 марта 2014 года, по окончании срока пребывания за пределы Российской Федерации не выехал, с 12 марта 2014 года пребывает в Российской Федерации незаконно, документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не имеет, чем нарушил требования пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального Закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В жалобе, поданной в порядке ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ, Комилов С.Н. просит постановление отменить, поскольку оно содержит ложные сведения об отсутствии у него родственников - граждан Российской Федерации, он длительное время проживает в гражданском браке с ФИО1 и 3 малолетними детьми, являющимися гражданами Российской Федерации; работники УФМС отказывались правильно оформлять ему документы и выдавали посредников, не разъяснили порядок оформления гражданства России по упрощенной форме; он нуждается в услугах переводчика.
Проверив материалы дела, выслушав Комилова С.Н. и его защитника Мезенцева А.В., поддержавших доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим изменению.
Имеющие значение обстоятельства дела установлены правильно. Вина Комилова С.Н. в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, анализ которых изложен в постановлении.
Из представленных материалов следует и в жалобе не оспаривается, что Комилов С.Н. по истечении установленного срока пребывания за пределы Российской Федерации не выехал, с 12 марта 2014 года находился в Российской Федерации без законных оснований, документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не имеет.
При таких обстоятельствах, действия Комилова С.Н. по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ квалифицированы верно.
Существенных нарушений процессуальных норм и прав Комилова С.Н. в ходе производства по делу не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен законно, содержит все сведения, предусмотренные ч.2 ст.28.2 КоАП РФ. Права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, положения статьи 51 Конституции Российской Федерации разъяснены Комилову С.Н. при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении постановления, о чем свидетельствуют подписи Комилова С.Н. в соответствующих графах процессуальных документов (л.д.2-4, 12). Из объяснений Комилова С.Н., собственноручно выполненных им записей в протоколе об административном правонарушении, расписках о разъяснении прав и получении копии постановления, протокола судебного заседания от 16 октября 2015 года следует, что Комилов С.Н. владеет русским языком, который изучал в школе, в услугах переводчика не нуждается. Причин сомневаться в достоверности этих сведений, нет. В ходе судебного разбирательства в Советском районном суде г.Красноярска Комилов С.Н. давал пояснения на русском языке, о том, что не владеет языком, на котором ведется производство по делу, не заявлял. Незнание ряда юридических терминов и законов Российской Федерации о гражданстве не свидетельствует о том, что лицо, привлеченное к административной ответственности, не владеет русским языком, доводы об обратном расцениваются как недостоверные. Право Комилова С.Н. на защиту не нарушено, осуществление перевода протокола об административном правонарушении и постановления по делу в таком случае не требовалось.
Вместе с тем, в силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Доводы Комилова С.Н., с учетом представленных копий документов, о том, что он длительное время пребывает на территории Российской Федерации, имеет троих малолетних детей, его гражданская жена ФИО1 и дети являются гражданами Российской Федерации, проживают в России, - не опровергнуты. Более того, факт наличия у Комилова С.Н. сына - ФИО2, 2003 года рождения, гражданина РФ, проживающего на территории Российской Федерации, подтвержден решением УФМС России по Красноярскому краю от 18 марта 2014 года. Указанное обстоятельство послужило основанием для разрешения Комилову С.Н. въезда в Российскую Федерацию с 18.03.2014 г.
Вышеприведенные данные свидетельствуют о наличии у Комилова С.Н. устойчивых социальных связей на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Комилова С.Н. на уважение личной и семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и др.).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Комилова С.Н., судом не установлено, в качестве смягчающих ответственность обстоятельств судьей Советского районного суда г.Красноярска указаны раскаяние, наличие малолетних детей.
С учетом сведений о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу, конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения назначение Комилову С.Н. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Советского районного суда г.Красноярска от 16 октября 2015 года подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Комилову С.Н. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В силу изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Советского районного суда г.Красноярска от 16 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении КОМИЛОВА С.Н. изменить:
исключить из постановления указание на назначение Комилову С.Н. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья
Красноярского краевого суда С.И. Лазовский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.